Барак Обама: Договор подписан, но Иран союзником не станет

06 августа 2015
A A A


Договор подписать мало, его ещё нужно продать. И американский президент накануне традиционного летнего отпуска лично начал маркетинговую кампанию по продвижению соглашения с Ираном, выступив вчера со специальной речью в Американском университете в Вашингтоне. Уже получившая приставку «историческая», эта речь дает старт работе Белого дома по разъяснению американской общественности – и в первую очередь конгрессменам и произраильскому лобби – истинных причин подписания «Венского пакта».

Шаг как нельзя более своевременный, поскольку связанные с Тель-Авивом лоббисты уже пообещали выделить около тридцати миллионов долларов на то, чтобы соглашение с Ираном не получило одобрения Конгресса. А накануне выступления американского президента премьер-министр Израиля «неистовый Биби» Нетаньяху через Интернет напрямую обратился к евреям США, сказав, что «пришло время сопротивляться опасной сделке с Тегераном».

Словом, перед теми, кто писал речь Обаме, стояла весьма непростая задача. С одной стороны, необходимо «продать» Соглашение, объяснив, что именно оно является ярким примером миролюбия США и стремления Америки урегулировать любые конфликты путем переговоров. С другой – нужно объяснить произраильскому лобби и «ястребам» в Конгрессе и ВПК, что Соглашение отнюдь не ущемляет интересов Тель-Авива и других традиционных союзников США на Ближнем Востоке, более того вполне согласуется с их политикой по «сдерживанию Тегерана».

Что и говорить, задача сложная. Но спичрайтеры Белого дома справились с ней вполне успешно, попутно охладив «горячие головы», утверждавшие, что после Вены Вашингтон и Тегеран станут если и не союзниками, то по меньшей мере партнерами в вопросах урегулирования ближневосточных конфликтов. Даже в отношении санкций, как стало ясно из выступления Обамы, все обстоит далеко не столь однозначно и радужно, как хотелось бы оптимистам. Итак, если отсечь дипломатические экивоки и общие слова, являющиеся неизбежным элементом выступлений политиков, что же сказал Обама по существу перспектив американо-иранских отношений?

На потепление не надейтесь!

Да, договоренности с Тегераном достигнуты, но никакого потепления в отношениях не произойдет, а о каком-то политическом сотрудничестве вообще не может идти речи. Это принципиальная позиция Белого дома, и уже ради того, чтобы узнать об этом из первых уст, речь Обамы стоило дослушать до конца.

Возразят, что в публичных выступлениях политиков правды ни на грош, что язык им вообще дан для того, чтобы скрывать истинные намерения. Это, конечно, справедливо, но не в этот раз. Помимо того, что Обама сказал о вполне конкретных вещах, исключающих потепление – об этом чуть ниже – необходимо учитывать и психологический аспект отношения американских элит к Соглашению, который полностью игнорируется комментаторами. Соглашение с Ираном участвовавшие в его реализации американские политики ни в коем случае не воспринимают как компромисс и некий договор двух равных партнеров.

В восприятии американских элит никаких встречных шагов Ирана не было. Это США усадили руководство Тегерана за стол переговоров. Это именно жесткие шаги Америки – включая калечащие санкции и регулярную демонстрацию мускулов – заставили режим пойти на подписание Соглашений. Это именно давление Белого дома вынудило Тегеран согласиться с предложенными условиями. То есть, Соглашение, в восприятии американских элит, есть безусловная победа жесткого курса Америки. Именно поэтому в речи Обамы звучали отсылки ко временам «холодной войны». Иран, разумеется, не Советский Союз, но, в принципе, ситуация схожа: раздавили тех – додавим и этих.

Из этого, весьма специфичного восприятия, следует, два, как минимум, далеко идущих вывода. Во-первых, Иран не воспринимается в Вашингтоне как равный партнер. Он проиграл, а значит – горе побежденным. Во-вторых, коли уж США победитель, то они имеют полное право на политические «трофеи», то есть в отношении Ирана теперь многое позволено, и это «многое» − законный приз.

А потому американский президент особо подчеркнул, что на ядерном Соглашении история не заканчивается, Иран будут додавливать еще, как минимум, по трем направлениям – права человека, ракетная программа и «поддержка терроризма». И об отмене санкций, наложенных в связи с американским недовольством положением дел в этих сферах, никакой речи идти не может, они полностью сохранятся.

«Мы оставим в силе санкции против Ирана, связанные с терроризмом и нарушениями прав человека», − подчеркнул Обама. Более того, как стало ясно из его речи, американская сторона будет добиваться от своих союзников – а уж выкручивать руки партнерам, заставляя их принимать выгодные США, но невыгодные им самим решения Вашингтон научился великолепно – поддержки и ужесточения санкций подобного рода.

Список ближневосточных союзников Вашингтона редактированию не подлежит

В беседе с редакцией Iran.ru сотрудник Конгресса США на условиях анонимности сказал весьма примечательную фразу: «Мы вырвали у Тегерана ядерный зуб, пусть теперь попробует продолжать свою экспансию в регионе». Сделаем скидку на эмоциональность собеседника, но – по сути очень точное отражение того, как американская элита видит перспективы развития ситуации на Ближнем Востоке.

Принципиальным моментом для Обамы, успевшим за второй президентский срок серьезно рассориться с Израилем, является необходимость убедить Тель-Авив в том, что хотя Соглашение и подписано, но во внешней политике США на Ближнем и Среднем Востоке ничего не изменилось. В своей речи американский президент сначала слегка пошантажировал аудиторию – заявив, что альтернативой сделки была бы война – а затем намекнул, что ключевые партнеры в регионе остались те же самые.

«Отказ одобрить соглашение Конгрессом поставит американскую администрацию, решительно настроенную помешать Ирану в создании ядерного оружия, перед единственным вариантом развития событий: новой войной на Среднем Востоке. Я это говорю не в качестве провокации. Это факт», − заявил Обама. – «Обладающий атомным оружием Иран гораздо более опасен и для Израиля, и для Америки, и для всего мира, чем Иран, который получает выгоду от послабления санкций. Я признаю, что премьер-министр Нетаньяху не согласен, не согласен категорически, не сомневаюсь в его искренности. Но я считаю, что он не прав». Так выглядит осторожная демонстрация «кнута».

Что же касается «пряника», вполне конкретных и материально ощутимых «отступных», которые получит Израиль за то, что умерит пыл своих лоббистов в Конгрессе, то публично Обама об этом говорить не стал, дабы не шокировать размером этих отступных, практически полностью согласованных техническими специалистами, американскую аудиторию. Значительное увеличение ежегодной финансовой помощи Израилю на весь десятилетний период реализации «Венского пакта», вливания в военно-промышленный комплекс Тель-Авива, оплата пополнения арсеналов противоракетной системы Израиля и ее модернизации – лишь часть «пакетного соглашения», которое Вашингтон готов заключить с Израилем в обмен на его признание венских договоренностей. По сути, США сейчас готовы одобрить, поддержать, а в случае необходимости и полностью прикрыть ужесточение внешнеполитического курса Тель-Авива и силовое решение им двух принципиально важных задач – уничтожения Хизбаллы и создание еще более жесткого режима для палестинцев. Такой же карт-бланш выписан и Эр-Рияду: династия после Вены вольна в подавлении нелояльности к «хранителям двух святынь» во всем регионе.

Тем более, что стратегические цели Вашингтона и его союзников полностью совпадают. Работа по «сдерживанию Ирана», заключению его в изоляцию, давление, которое в конечном итоге должно привести к «переформатированию» Исламской республики в нечто, более приемлемое для США, будет продолжена и администрацией нынешнего хозяина Белого дома, и его преемниками, хоть демократами, хоть республиканцами – не имеет значения. Если у кого-то на этот счет и оставались иллюзии, речь Обамы их развеяла. «Венский пакт», как следует из выступления американского президента, элиты США постараются извратить до неузнаваемости, превратив его в еще один вид оружия против Тегерана.

******

Кампания по «продаже сделки с Ираном», старт которой дал своим публичным выступлением американский президент, имеет все шансы на успех. Если кто раньше и подозревал Обаму в симпатиях к Тегерану, то своей речью Обама полностью от этих подозрений очистился. Он предложил новое видение «Венского пакта»: не как американо-иранскую оттепель, а как инструмент для дальнейшего давления на Тегеран. Такую трактовку противники любого диалога с Ираном не только примут, но и поддержат. Так что этот «маркетинговый ход» Белого дома, вчерашнее выступление Барака Обамы в Американском университете в Вашингтоне можно для антииранской коалиции считать праздником.

Редакционный комментарий Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.