Война для Ирака - последствия для нас

05 декабря 2002
A A A


"КРУГЛЫЙ СТОЛ"

Согласно мнению директора Института Африки РАН Алексея Васильева, война против Ирака - вопрос предрешенный, так как Буш не может отступить без потери лица. Кроме того, в определении внешнего курса доминируют не умеренные политики типа Пауэлла, а так называемые "бешеные" вроде Кондолизы Райс и Дональда Рамсфелда. О подготовке к войне можно судить и по тому, что идущие сейчас постоянные бомбардировки ПВО Ирака преследуют своей целью расчистку полосы наступления для американских войск. Цель Буша в Ираке, как он заявляет, - уничтожение ядерного оружия. Однако в ходе работы инспекторов, закончившейся в 1998 году, было закрыто два из четырех досье по Ираку - по ядерному и химическому оружию. А за четыре года создать эти типы оружия заново нереально, - подчеркнул Васильев.

По поводу обвинения Багдада в терроризме и связях с "Аль-Каидой" Васильев заметил, что в Ираке националистический режим, в то время как "Аль-Каида" - фундаменталистская организация, созданная на деньги Саудовской Аравии с помощью ЦРУ. Васильев порекомендовал также обратить внимание на ситуацию в отношениях между США и Саудовской Аравией в связи с явным изменением американских приоритетов в регионе. Образовавшееся в Саудовской Аравии прорусское лобби
свидетельствует о серьезных изменениях в расстановке сил на Ближнем Востоке.

Что касается времени и способов проведения операции, то, по словам Алексея Васильева, на создание войсковой группировки численностью в 250 тыс. человек американцам потребуется около месяца. Одним из вариантов войны может рассматриваться блицкриг с капитуляцией частей иракской республиканской гвардии. Однако Васильев предостерег от неверного представления о событиях войны 1991 года, когда, по сообщениям СМИ, иракские солдаты массово сдавались в плен. В плен сдавались крестьяне в форме, а части республиканской гвардии были отведены в тыл и готовились к обороне.

Вторым вариантом может стать штурм городов, но в этом случае война примет затяжной характер. Второй вариант гораздо более выгоден Саддаму, так как приведет к большему числу потерь со стороны американских войск. Поэтому Багдад будет стремиться именно к этому варианту.

Последствия такого развития событий в Ираке для России, по мнению Алексея Васильева, будут либо плохими, либо очень плохими. Во-первых, в случае войны произойдет выход Вашингтона из международного правового поля, в то время как Россия заинтересована в усилении роли международного права. Во-вторых, пострадают экономические интересы России. Сейчас долг Ирака нашей стране оценивается в сумму от 5 до 7 млрд. долларов. Будет ли он возвращен после войны, не знает никто. Кроме того, неясно, останется ли за Россией право на разработку месторождения Западная Курна. Сюда же следует отнести и потерю российскими предприятиями заказов на поставку в Ирак машин и техники, а также падение цен на нефть до неприемлемого для России уровня. В-третьих, разгром Ирака подвигнет Иран, к примеру, на создание ядерного оружия. Стоит также отметить, что война против Ирака может привести к приходу к власти в Египте и Иордании фундаменталистов.

В свою очередь Леонид Шебаршин - генерал-лейтенант, президент ЗАО "Российская национальная служба экономической безопасности", бывший начальник Первого главного управления КГБ сказал, что Ирак следует рассматривать в рамках общей нефтяной ситуации в мире. По его словам, после вступления американских войск в
Афганистан и центральноазиатские страны США получили возможность контролировать потоки энергоносителей из Казахстана и Каспия. На Кавказе США ведут политику, руководствуясь позицией Бжезинского. Она сводится к тому, что не в интересах Америки допустить контроль России над Кавказом.

После оккупации Ирака, а то, что войну выиграют американцы, Шебаршин также не сомневается, Вашингтон будет перенацелен на следующие цели - Иран или Саудовская Аравия. В этой связи позиция России должна заключатся в том, чтобы, не идя на конфронтацию с США, отстаивать собственные интересы.

Выступивший на "круглом столе" член Совета Федерации РФ генерал-полковник Валерий Манилов считает, что США стремятся овладеть Ираком не только для улучшения и оздоровления собственной экономики, но и для установления мирового господства. Ирак - необходимое звено в выстраивании монополярного мира во главе с США. Вашингтон, по мнению Валерия Манилова, стремится завершить новое мироустройство в связи с быстрым развитием других центров силы, таких, к примеру, как Китай и Европа. Валерий Манилов также подчеркнул, что оккупация Ирака позволит американским войскам в Афганистане, Турции и Ираке, во-первых, окружить Иран, во-вторых, изолировать Россию на южном направлении.

Федор Михайлович Бурлацкий, председатель Научного совета по политологии при Президиуме РАН, президент фонда "Евроазиатское государственное сотрудничество", выразил сомнение в неизбежности войны, а также в том, что причины ее заключаются только в стремлении Вашингтона завладеть нефтяными ресурсами. Также Федор Бурлацкий предостерег от мнения, что война с Ираком - война с исламским миром. По его мнению, основной причиной позиции США в отношении Багдада является действительный страх американцев перед терроризмом, очаг которого они видят в Ираке.

С Федором Бурлацким не согласился политолог Алексей Кива, который сравнил нынешнюю ситуацию в США с ситуацией в Германии перед Второй мировой войной. Нефть, по мнению Кивы, это не конечная цель, а инструмент. Кроме того, сам Буш не уверен в том, что война у него получится. Тем не менее, подчеркнул политолог, война с последующей оккупацией Ирака может состояться на 80 процентов. Остальные двадцать процентов зависят от позиции других стран, которые могут резко выступить против военной операции.

Директор Центра стратегического развития генерал-майор Анатолий Гушер, говоря о возможных последствиях войны и оккупации Ирака, отметил, что характер действий американских войск будет определяться силами и задачами, поставленными перед ними Белым домом. А по поводу последствий для России ясно, что в случае войны долги нам не отдадут.

Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин в дополнение к предыдущим выступлениям сделал вначале краткую справку об объемах иракского долга. Общая сумма долга оценивается в 6,8 млрд. долл., из них 6,4 млрд. приходится на военные поставки. Относительно развития ситуации Анохин сказал, что, так как Кувейт не сможет пропустить 250-тысячную армию через себя, американцам придется для начала создавать временное оккупационное правительство на юге Ирака, к примеру в Басре. По мнению Анохина, в случае возникновения в Ираке революционной ситуации страну могут возглавить пробритански настроенные кланы, которые думают о смене строя и ориентации в этой стране. Однако в силу традиции они должны будут объявить себя наследниками Саддама, при этом отвергнув основополагающую роль социалистической партии БААС, ныне находящейся у власти. Но уже через четыре-пять лет БААС или подобная ей группа все равно придет к власти. Потом произойдет новая революция, и Россия опять станет основным партнером Ирака. Владимир Анохин не исключил, что при проведении войсковой операции в случае неприемлемых для себя потерь американцы могут применить тактическое ядерное оружие.

Основной задачей Вашингтон, по мнению Анохина, ставит не столько оккупацию Ирака, сколько получение контроля над Ираном и энергетическими ресурсами Каспия. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем будут предприняты некоторые действия по созданию независимого Дагестана с целью отторжения от России
300-километрового участка каспийского шельфа.

В свою очередь выступивший на "круглом столе" генеральный директор комитета по международному научному и деловому сотрудничеству с Ираком Алексей Евдоков призвал отказаться от позиции обреченности и не сравнивать нынешнюю ситуацию с 1991 годом. В 1991 году Буша-старшего поддержали несколько десятков стран, сейчас же США пока действуют в одиночку. И это также заставляет задуматься о том, решится ли Буш-младший на новую кампанию.

В целом все выступавшие согласились, что нынешняя позиция России по Ираку достаточно разумна, так как в ней сочетаются гибкость и постоянство. Принятие же Советом Безопасности ООН резолюции 1441 следует отнести к успехам российской дипломатии.

Сергей СУМБАЕВ.

Источник: Красная Звезда от 05.12.2002


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.