Гигант мысли и духа: К 66-летию Гейдара Джемаля

06 ноября 2013
A A A


Гейдар Джемаль, председатель созданного в 1994 году Исламского комитета России, знаковый российский мусульманский философ и политический деятель, для многих является фигурой запоминающейся и яркой, но сложной и непонятной. С одной стороны, он широко известен оригинальной политической аналитикой, востребованной отечественными медиа по мере назревания очередной войны на Ближнем Востоке или нарастания внутренних межнациональных противоречий. С другой - далеко не каждый способен воспринимать и понимать стиль его трудов и мышления — скорее, это удел узкого круга его поклонников или оппонентов, на интеллектуальном, интуитивном и экзистенциальном уровне улавливающих смысл послания философа. 

Он много выступает в аналитических и общественно значимых программах, публикует сотни статей и интервью. Практически всегда он твердо стоит на позициях ислама, защищает интересы мусульман как в России, так и в мировой политике, мужественно обличает все формы исламофобии и все инсинуации, направленные в адрес ислама и мусульманской уммы. В этом качестве он с полным основанием может рассматриваться как выразитель позиции мусульман российской уммы.

Вехи мысли

Долгое время Г. Джемаль был известен читающей аудитории по теологической поэме «Ориентация-Север», изданной в свое время в альманахе «Волшебная гора». Остальные его наработки, тезисы, выступления долгое время существовали в виде россыпи статей, выступлений, лекций. В «нулевых» и начале «десятых» все это было по крупицам собрано в три важных книги - «Революция пророков», «Освобождение Ислама» и «Давид против Голиафа»: сюда вошли и сложные теологические вещи, и злободневная политическая повестка. Учитывая, что сам Г. Джемаль называет собственный метод «политической теологией», между первым и вторым есть прямая, непосредственная связь.

Кроме того, в 2005 году вышел и коллективный труд «Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке», куда вошли статьи, написанные членами научной группы, созданной на базе Исламского комитета. Сборник был посвящен исследованию исламской политической мысли в прошлом столетии: концепций аятоллы Хомейни, Али Шариати, Сеййида Кутба, Калима Сиддики. В группу вошли молодые студенты МГУ, МГИМО и других престижных вузов, преимущественно — мусульмане или приверженцы левых взглядов.

Впрочем, и до издания всех упомянутых трудов, еще в 90-х, Гейдар Джемаль приобрел популярность благодаря программам «Сакральные цивилизации» и «Ныне», а также выпуску исламского теологического журнала «Таухид», что с арабского можно условно перевести как  «Единобожие».

Но между тем, Гейдар Джемаль является автором фундаментальных философских произведений и автором нескольких сборников изысканных и проникновенных стихов. Эта вторая сторона несгибаемого проповедника ислама для многих закрыта, так как область общественных и политических дебатов редко дает возможность оценить философскую сторону личности, зафиксировать внимание на философских проблемах и тем более погрузиться в тонкости поэтического творчества. А между тем именно это, по мнению целого ряда исследователей, философов и культурологов, является самой сильной и главной стороной Гейдара Джемаля, выдающегося современного философа и крупного поэта.

«Ориентация – Север»

В чем основная идея философии Гейдара Джемаля, развитая им в серии работ, первой и, быть может, самой значимой из которых стала книга «Ориентация – Север», своего рода Magnum Opus философа? Джемаль ставит в основу своей философской программы фиксацию внимания на радикальной трансцендентности и старается обосновать эту (апофатическую, непознаваемую) инстанцию столь последовательно и столь очищенно от всего остального, что никем и никогда до него не делалось. То, что является Абсолютом, для Джемаля должны быть абсолютным в полном смысле слова. Это значит, что оно должно быть освобождено от всех атрибутов, включая такие парадоксальные, но амбивалентные атрибуты как «предвечность», «пред-бытие», «не бытие», «первопричина» и т.д. Абсолюта, по Джемалю, либо нет, либо он не является абсолютным. Если посмотреть на эту конструкцию поверхностно, то мы можем увидеть в ней привычный для неоплатонизма взгляд на «над-бытийное Единое» (Плотин, Прокл), «тьму превысшую света» в христианских Ареопагитиках или в исихазме св. Григория Паламы, избегающее любых дефиниций определение китайского Дао, индуистское учение о недвойственном Брахмане «Упанишад» и адвайта-веданты, идею абсолютного превосходства Аллаха над всеми его атрибутами, которую положили в основу калама исламские мутазилиты.

Да, сказали бы представители всех течений, Абсолют, чтобы быть абсолютным, должен быть очищен от всего того, что имеет хоть какие-то свойства и определения, в том числе и от бытия, причинности и т.д. Конечно, сама эта позиция является вершиной традиционной метафизики и обращена к тем умам, которые хотят дойти до предела созерцания. Но все же она не уникальна и даже имеет довольно изученную философскую, метафизическую и теологическую институционализацию. Джемаль хочет сказать именно это? Нет, отвечает он сам, «я хочу сказать другое». Вот здесь начинается самое интересное и захватывающее в его мысли. Он начинает там, где все остальные останавливаются. Философия Джемаля структурирована таким образом:

он берет апофатический Абсолют, обнаруживающийся на последнем горизонте классических версий трансцендентализма за основу, за тезис;

далее, он схватывает интуицию этого Абсолюта как нечто, в отношении чего можно в свою очередь осуществить акт трансцендентализации (абсолюции);

он падает в бездну, разверзшуюся по ту сторону бездны;

и наконец, он приходит в себя снова на том же самом месте, с которого началось его метафизическое путешествие (но теперь вторая бездна внутри него и говорит, мыслит, смотрит через него на окружающий мир – как минимум дважды зачеркнутый и воссозданный). Приблизительно об этом философия Джемаля, об том же, строго говоря, и его стихотворения. Например - это:

Вот хрупкая эфемерность, что, наконец, исчезла,

Вдруг вырезанная из мира, как вырезка из газеты

Так долго в глаза и в сердце она мне настырно лезла

Теперь растворилась молча, а я повторяю: «где ты?»

 

Зачем мне пустая россыпь непрошеных фотографий

Всё тычет и тычет в это, которого больше нету

Схвачу карандаш-заточку, ничто разлиную в графы

Может быть, постепенно рассудок утрачу к лету

 

Ведь так, понимаешь, сердце зажато в тупом отчаянии

Ведь так, понимаешь, ужас прихватывает за горло

Какие-то люди варят бельё в безобразном чане

И кто-то бубнит над ухом «теперь уже скоро, скоро…»

07.12.2009

Правый Джемаль или левый?

Г.Джемаль всегда был известен своей нонконформистской позицией и всегда был последовательным политическим противником утвердившегося в постсоветской России режима, который он рассматривает как прямое продолжение советской бюрократической партноменклатуры, переродившейся и сменившей коммунистические лозунги на либеральные. Это обеспечило Г.Джемалю признание в среде леворадикальной молодежи, левых и правых антибуржуазных интеллектуалов. 

Его книги, тексты выступлений есть, они осязаемы, с ними можно познакомиться, почитать, полистать, но вопросов к нему не становится меньше, а совсем наоборот, и эти вопросы постоянно звучат на форумах в Интернете, в ветках обсуждения статей, на личных ресурсах Гейдара Джемаля. Каково его религиозное кредо? Если он шиит, откуда такие симпатии к салафитам и джамаатам, откуда скепсис и критика по отношению к «клерикализму мулл»? Если он салафит, почему он так горячо поддержал Исламскую революцию в Иране, имама Хомейни, Махмуда Ахмадинежада? Правый Джемаль или левый, действительно ли имел место дрейф из правого антибуржуазного фланга (от идей Эволы и т. д.) в левый стан, или же речь идет о некоем тактическом политическом ходе? И если он соблюдающий мусульманин, откуда такие симпатии к левым — марксистам и атеистам, чем продиктован этот «странный», на взгляд многих, альянс?

Со взглядами Гейдара Джемаля можно соглашаться или полемизировать, их можно частично либо полностью отвергать или всецело принимать, но понять их суть исходя из внутренней логики иных направлений в Исламе или других политических доктрин — невозможно. В этом смысле Джемаля действительно нельзя отнести ни к шиизму как к сложившейся школе (со своей теологией, правовой доктриной, историософией), ни к салафизму со всеми присущими ему атрибутами и установками, ни, тем более, к «традиционному Исламу» с четырьмя каноническими мазхабами и устоявшейся системой авторитетов. Тем не менее, каким-то новомодным «диссидентом от Ислама», слишком вольным мыслителем, пренебрегающим внешней стороной религии, Джемаля назвать также нельзя: он соблюдающий мусульманин, он внутри уммы, однако исламскую доктрину он воспринимает через призму собственного теологического визиона.

Здесь нужно сделать одну важную ремарку. Очень часто в адрес Гейдара Джемаля раздаются нелепые упреки, будто он цинично «смешивает религию и политику», «использует Ислам в политических целях», и что его умопостроения «провокационны» и «опасны» для России в целом и для российских мусульман в частности. Эти обвинения предельно глупы —  тем более, что Джемаль был не первым, кто констатировал неразрывную связь между политикой и вероучением в Исламе. Еще имам Хомейни отмечал, что «исламская религия носит политический характер, все в ней связано с политикой, даже богослужение»[1]. И раскрыл этот тезис так: «Мученическая смерть имама Али, имама Хусейна (да будет мир с ними), заключения, пытки, ссылки, отравления Имамов являются результатом политической борьбы шиитов против угнетателей, и одной фразой можно сказать, что борьба и политическая деятельность является важнейшей религиозной обязанностью»[2].

Для понимания политической мысли Джемаля важно выявить, кто именно для него выступает в качестве субъекта политики. И здесь на первый план выходит его учение об одиноком герое, бросающем вызов Великому Существу и Большому космосу, обществу и государству, представляющим собой проекцию этого Великого Существа-Иблиса. Одинокий герой в визионе Джемаля — это носитель пассионарной и нонконформистской «традиции Пророков», противостоящей «религии жрецов» в разных ее ипостасях. По Джемалю, одинокими героями были Пророки (мир им), возвещавшие о Единобожии посреди океана язычества. Одиноким героем был Мухаммад — Печать Пророков, когда он был на протяжении 13 лет гоним мекканскими язычниками. Одиноким героем был Имам Али (мир ему), боровшийся против поднявшей голову лицемерной курайшитской знати за сохранение Ислама Пророка Мухаммада (да благословит Всевышний его и его пречистое семейство) в его первозданном виде. Одиноким героем был Имам Хусейн (мир ему), поднявший восстание против порочного халифата Язида и ставший мучеником вместе с 72-мя своими сторонниками, будучи окруженным многотысячным войском язидовских головорезов… В целом, субъектом политики для Джемаля выступают одинокие герои, объединенные в революционную общину, противостоящую глобальному миропорядку.

*********

Те, кто знали Гейдара Джемаля больше тридцати лет назад, не могут не заметить одной странной вещи: он за это время практически не изменился. Был еще ранний молодой Джемаль с длинным черными волосами до плеч, улыбкою денди, аристократическим взором. Но с конца 70-х годов ХХ века Гейдар Джемаль обрел ту форму, которую в полной мере поддерживает и сейчас. Время не имеет над ним никакой силы, оно не властно в соприкосновении с его философией, оно слишком легковесно. Время отложенная смерть, но это откладывание не фундаментально, так как ничего не меняет в принципе. «Еще не» не аргумент, оно не меняет картины по существу.

Гейдар Джемаль в течение всей жизни движется в сторону Севера. Туда, где необратимо кончается всякий уют, где больше не за что схватиться и нечего созерцать. Путь на Север – это не путь к Абсолюту, это путь внутри отсутствующего Абсолюта, поэтому он не имеет конца, ведь он и есть конец, наступивший, необратимый, не подлежащий ревизиям и апелляциям. 66 лет захватывающего путешествия в сторону абсолютного Норда. Много это? Мало? Это известно только тому, кому он шел все время, уверено и без оглядки.

[1]    Изречения, афоризмы и наставления имама Хомейни. Тегеран, 1995, стр. 17.

[2]    Там же, стр. 39.

Редакционная статья Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.