Кто и как мешает созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия?

07 августа 2013
A A A


Безусловно, главным источником нестабильности на Ближнем Востоке являются Израиль и США. Тель-Авив и Вашингтон по прежнему единым тандемом пытаются и дальше вершить судьбы стран и народов, насаждать угодные и менять неугодные им режимы и навязывать свои стандарты «демократии». Наличие ядерного оружия у Израиля давно уже не является секретом. Тель-Авив категорически отказывается подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, при этом чуть ли не каждый день показывает свои ядерные мускулы, грубейшим образом попирая нормы международного права. Самое удивительное в этой истории – весь мир молчит, как будто находится под всеобщим гипнозом. Молчит ООН, бездействует Совет Безопасности, «не замечает» всего этого безобразия МАГАТЭ. И самое обидное, к сожалению, молчит и Россия. 

Впервые с инициативой превратить Ближний Восток в зону мира, где не будет ядерного и ракетного оружия, выступил в 1958 году Советский Союз. Первые практические шаги по реализации этого предложения были предприняты в 1974 году, когда вначале Иран, а затем Египет и ряд других арабских государств поддержали эту инициативу. В результате этих шагов Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1974 года приняла Резолюцию 3263 «Учреждение зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), на Ближнем Востоке». В 1995 году на Международной конференции по продлению сроков действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) вновь прозвучал призыв ко всем государствам принять участие в создании безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Последовательными сторонниками создания этой ЗСЯО оставались Россия и Иран, которые 16 июля 1998 года даже выступили с совместным письменным заявлением по этому поводу. Однако сегодня у государств Ближнего Востока и членов Совета Безопасности ООН по-прежнему нет единых подходов к достижению соглашения о создании на Ближнем Востоке ЗСЯО. 

Ядерная вседозволенность Израиля и двойные стандарты Запада 

Главным «камнем преткновения» в создании ЗСЯО в регионе является саботаж этой инициативы Израилем, который, будучи членом МАГАТЭ всячески уклоняется от присоединения к ДНЯО и игнорирует саму идею ЗСЯО. В Тель-Авиве подписана, но не ратифицирована Конвенция о физической защите ядерного материала, Израиль не является участником международных соглашений о контроле за ядерным экспортом. Тель-Авив официально не подтверждает, но и не опровергает сведения о наличии ядерного оружия на своей территории. Эта позиция израильского руководства выглядит более чем странной с учетом того, что сведения об израильской атомной бомбе стали достоянием гласности еще в 1986 году, когда их подтвердил сотрудник израильского ядерного центра Мордехай Вануну. По оценкам экспертов, Израиль сегодня имеет на вооружении от 100 до 200 ядерных боезарядов со средствами их доставки. Уместно напомнить, что у истоков ядерной программы Израиля стояла Франция, затем в нее были вовлечены различные фирмы и предприятия США, Великобритании, ФРГ, ЮАР, Норвегии, Аргентины, других стран. Сотни израильских агентов по всему миру занимались приобретением технологий, документации, оборудования и ядерных материалов для ускоренного создания ядерного оружия и средств его доставки.  Власти упомянутых выше стран стремились сохранить втайне свое участие в появлении ядерного оружия у Израиля и большая часть атомных секретов попадала в Тель-Авив по каналам спецслужб и частных посредников, но Вашингтон, как главный патрон и спонсор израильской ядерной программы был прекрасно осведомлен о реальном положении дел в этой области.  С молчаливого согласия Запада, а в некоторых случаях и при его прямой поддержке, Израиль уже к началу 70-х годов стал региональной ядерной державой. Сегодня научно-технический потенциал Израиля позволяет ему продолжать НИОКР в направлении совершенствования ЯО, в частности создания модификаций ядерных зарядов с повышенной радиацией и ускоренной ядерной реакцией. Нельзя исключать и интереса Тель-Авива к разработке термоядерного оружия, нейтронной бомбы. Можно не сомневаться, что и здесь не обходится без помощи старшего брата - «дяди Сэма». 

Несмотря на то, что израильское руководство продолжает демонстративно игнорировать ДНЯО, саботирует создание ЗСЯО на Ближнем Востоке и, по сути, бросает вызов мировому сообществу, США и страны ЕС не ставят вопрос в ООН о введении каких-либо ограничительных санкций в отношении Израиля. Здесь как раз наглядно проявились двойные стандарты в политике США и их союзников. Оперируя только лишь надуманными подозрениями в отношении военной составляющей ядерной программы Ирана, Вашингтон буквально продавил в Совете Безопасности ООН принятие четырех резолюций дискриминационного характера в отношении Тегерана, принял десятки односторонних ограничительных актов, добился вовлечения в эту антииранскую кампанию своих партнеров в ЕС и других странах. Одобрительно были восприняты на Западе и грубейшие нарушения норм международного права Израилем в ходе его пиратских воздушных налетов на построенный с помощью французских специалистов научно-исследовательский ядерный реактор в Ираке (1981 г.), на предполагаемый ядерный реактор в Сирии (2007 г.), факты ликвидации с помощью израильской агентуры иранских ученых-ядерщиков. Убийства молодых талантливых иранских ученых останавливают порою целые направления в науке и технологии на многие годы, нанося этим колоссальный ущерб не только научно-техническому потенциалу Ирана, но и, в целом, мировой науке... Россияне, как и большая часть мирового сообщества, расценивают подобные преступления как акты государственного терроризма и резко осуждают их.

В последние годы Израиль в тесной связи с США и некоторыми другими странами Запада приступил к массированным кибератакам на иранские промышленные, ядерные и государственные объекты. Компьютерный вирус Stuxnet, поразивший ядерные центрифуги Ирана, был создан и запущен Израилем в сотрудничестве с Агентством национальной безопасности США. Об этом в интервью немецкому журналу Spiegel поведал экс-сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден. По его словам, США активно сотрудничают с Израилем в этой области, а отвечает за кибератаки в Вашингтоне специально созданный орган - Директорат по иностранным делам. Американские издания Washington Post и New York Times со ссылками на свои источники также сообщали, что спецслужбы США и Израиля ответственны за создание вредоносных кодов Flame и Stuxnet, которые атаковали иранские компьютеры, связанные с центрифугами, обогащающими уран в ядерном реакторе. Следует заметить, что израильские и американские хакеры пытались вывести из строя не только ядерные объекты Ирана, но подвергали атакам системы управления электростанциями, нефтегазовыми и другими жизненно важными объектами. Возникла реальная угроза крупных аварий и катастроф, которые могли не только нанести ущерб экономике и населению ИРИ, но и создать угрозу возникновения экологических бедствий и катастроф регионального масштаба (пожары и разливы нефтехранилищ и трубопроводов, загрязнение Каспийского моря и т.п.). 

Не прекращается и массированная информационно-пропагандистская кампания Израиля и США против Ирана. Почти ежедневно из уст руководства этих стран, включая первых лиц, раздаются угрозы нападения на ядерные и другие жизненно важные объекты ИРИ и при этом недвусмысленно намекается, что может быть применено и ЯО. Обсуждаются и утверждаются планы различных военных операций против ИРИ, регулярно проводятся масштабные учения и маневры ВМС и ВВС США и НАТО в Персидском заливе в непосредственной близости от территориальных вод Ирана.  Последствия этих угроз и «игры мускулами» становятся все заметнее. Граждане Ирана находятся в постоянной стрессовой ситуации, тысячи людей от волнения и переживания попадают в больницы, уходят в мир иной раньше времени, не могут из-за этого завести семьи, детей, бизнес сворачивается и выводится из страны, люди не могут планировать свои дела на перспективу, зарубежные инвестиции достигли своего исторического минимума, иранцы покупают зарубежную недвижимость и т.д. и т.п. И, самое парадоксальное, мировое сообщество этого, как бы, не замечает. 

Всего лишь однажды бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на одной международной конференции по сионизму привел известную цитату имама Хомейни о том, что «сионисткое образование (Израиль), основанное на насилии и несправедливости, рано и поздно самой историей будет стерто с лица земли». Здесь имам Хомейни имел в виду, что это образование само по себе не удержится в силу своей несправедливой основе, а не то, что будет насильственно уничтожено кем-то. И что же мы увидели: по велению волшебной палочки международного израильского лобби, весь мир встал на защиту Израиля и стал самым жестким образом поносить Ахмадинежада и Иран за стремление «стереть Израиль с лица земли». Эти осуждения продолжаются с маниакальным упорством до сих пор. А ведь есть и угрозы, причем прямые, да еще от руководства ядерных стран, и все молчат. Ни для кого не является секретом, что уже сейчас только 75 % населения Израиля составляют евреи, а остальные 25 % населения Израиля - арабы и другие народности, большая часть из которых исповедует ислам. При сложившихся демографических процессах уже к 2050 году арабы смогут составить более половины населения страны и Государство Израиль парламентским путем станет уже не еврейским. Очевидно, Вашингтону уже сейчас впору задуматься, а кто тогда будет контролировать арсенал ядерных вооружений Израиля? 

Выглядит весьма странным, что не только ООН, но и Россия, Китай, другие страны не реагируют на агрессивные, явно провокационные действия Израиля и США. Ведь, по сути дела, Тель-Авив и Вашингтон уже давно ведут необъявленную войну против Ирана, а многочисленные пакеты международных и односторонних санкций выглядят как удавка на шее иранского народа. Здесь можно еще раз упомянуть о явно непродуманном решении Кремля аннулировать контракт на поставку в Иран систем ПВО «С-300» и других оборонительных вооружений. Этим шагом, непредусмотренным даже санкциями ООН, российское руководство заметно ослабило возможности Тегерана защитить АЭС «Бушер», научно-исследовательские ядерные реакторы и другие жизненно важные объекты страны. Очень жаль, что в этот тяжелый для дружественного россиянам иранского народа период он оказался один на один со всей мощью по прежнему претендующих на единоличное  мировое господство США и их союзников в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке.  

А в это время Вашингтон и его партнеры по НАТО продолжают видеть в Израиле своего стратегического союзника и отводят ему роль жандарма - блюстителя ядерной чистоты в регионе, проводника западных ценностей и «демократии» по-американски. Они упорно не замечают, что Тель-Авив не только срывает все попытки мирного урегулирования региональных конфликтов, но и, по сути, инициирует дальнейшую милитаризацию Ближнего и Среднего Востока, новую гонку вооружений, нарушение режима ДНЯО. Арабские страны по праву задаются вопросом: почему Израилю позволено иметь ядерное оружие, а арабам – нет. Вряд ли такая провокационная политика руководства еврейского государства при поддержке израильского лобби и «ястребов» в Вашингтоне отвечает интересам американского и израильского народов. 

В последнее время в лексиконе представителей западных стран появился новый термин - "ответственное правительство", под которым понимается как раз   правительство Израиля. Все остальные региональные власти, в число которых входят руководство Ирана, Сирии, других арабских и мусульманских стран, относятся к числу «безответственных». Чуть ли не все политологи и СМИ, в том числе и некоторые российские, с готовностью клюнули на эту наживку, подброшенную им из коридоров Госдепа или Кнессета, и дружно принялись озвучивать этот термин к месту и не к месту. Якобы в израильское руководство входят цивилизованные люди, которые понимают, что такое ЯО и ответственно к нему относятся (при этом забывается, что за последние 30 лет практически все войны и вооруженные конфликты в регионе спровоцированы именно этим, т.н. "ответственным правительством"), а лидеры других стран региона – дикари, угрожающие нашей цивилизации. 

Атомные мифы и политические реалии 

Помимо явно провокационной игры Израиля в свое ядерное превосходство по отношению к другим странам региона, продвижение идеи о создании ЗСЯО на Ближнем Востоке затрудняет и общая нестабильная ситуация в регионе. Так называемая «арабская весна» 2011 года и, последовавшие за ней трагические события в ряде арабских стран, надолго заморозили переговорный процесс по ядерной безопасности на Ближнем Востоке. Насильственная смена правящих режимов (элит), гражданские войны и масштабные теракты осложняют проведение консолидированных усилий по ЗСЯО в регионе. 

Продолжает бурлить «арабская улица», массовые беспорядки и акции протеста проходят в Тунисе, Египте, Ливии, неспокойно на палестинских территориях, продолжается кровавая бойня в Сирии, боевые действия уже распространяются из нее на Ливан, другие сопредельные государства, Ирак почти ежедневно подвергается новым масштабным терактам, нестабильна ситуация и в Алжире, Йемене, Иордании, монархиях Персидского залива. Очевидно, потребуется значительное время, чтобы на Арабском Востоке удалось достигнуть хотя бы относительной политической стабильности. Силы международного терроризма при явном попустительстве, а иногда и прямой поддержке Вашингтона и его региональных сателлитов в лице Эр-Рияда, Дохи, Анкары наращивают свои силы и возможности и ставят целью повсеместно насаждать исламистские режимы. В этом также налицо двойные стандарты западной политики, как например, в Сирии, где поддерживаемые Вашингтоном силы Свободной сирийской армии и боевики «Аль-Каиды», «Джабга ан-Нусра», «Хизб ат-Тахрир» и другие террористические группировки оказались по одну сторону баррикад. В своем стремлении во что бы то ни стало свергнуть режим Башара Асада США закрыли глаза на свершившуюся с их молчаливого согласия легализацию бандформирований, официально фигурирующих в списках террористических организаций. Не случайно вскоре после решения Конгресса США оказать сирийской вооруженной оппозиции военную помощь были совершены десятки новых терактов и нападений на тюрьмы в странах Ближнего Востока, в результате которых сотни боевиков «Аль-Каиды» вырвались на свободу. Ни для кого не секрет, что их целью является продолжение «джихада» и новые убийства в Сирии. Может быть для них и предназначаются американские вооружения. 

Есть еще и третий, не менее важный фактор, который самым негативным образом сказывается на попытках прогрессивной части мирового сообщества инициировать в регионе создание ЗСЯО – это всячески раздуваемый Тель-Авивом миф о военной составляющей иранской ядерной программы. В столицах арабских государств, в первую очередь монархий Персидского залива, внимательно отслеживают все сведения о достижениях Тегерана в области ядерных исследований. И хотя Иран, в отличие от Израиля, является последовательным участником ДНЯО, продолжает твердо заявлять о мирном характере своей ядерной программы, а МАГАТЭ не располагает данными о каких-либо серьезных попытках нарушения Тегераном своих международных обязательств, в Эр-Рияде и ряде других арабских столиц все же превалируют явно антииранские настроения и ничем не оправданные опасения. 

Похоже, что Вашингтону удалось убедить в иранской ядерной угрозе уже не только своих партнеров по НАТО, членов Совета Безопасности ООН, но и большинство лидеров арабских стран. Умело спекулируя на существующих в регионе противоречиях этно-конфессионального характера, раздувая мнимую угрозу шиитской экспансии из Тегерана на арабский мир («шиитский полумесяц», «шиитская дуга» и т.п.), администрация США размахивает перед арабскими правителями еще и жупелом иранской атомной бомбы. Ситуация в данном случае очень похожа на, якобы «неопровержимые», сведения ЦРУ о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения (ОМУ), которые послужили поводом для вторжения вооруженных сил США и их союзников в Ирак.  Пока арабские монархи не заявляют прямо о намерениях своих стран выйти из ДНЯО и создать свое ядерное оружие (это им вряд ли позволит сделать израильское лобби в Вашингтоне). Однако уже сегодня сотни миллиардов нефтедолларов выделяются ими на милитаризацию своих стран, совместные с США и НАТО программы региональных ПВО и ПРО, строительство научно-исследовательских атомных реакторов и атомных электростанций. Вашингтон заверяет арабских шейхов, что в случае опасности ядерного нападения извне, они могут рассчитывать на ракетно-ядерный потенциал США и поддержку со стороны заблаговременно созданных группировок ВС США и НАТО в регионе. 

При раздувании мифа о ядерной угрозе Ирана Вашингтон всячески замалчивает и игнорирует тот факт, что руководство Ирана последовательно, начиная с победы исламской революции в начале 1979 года, проводит твердую линию на отказ от создания атомного и других видов оружия массового уничтожения. В январе 2013 года верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи издал религиозное постановление (фетву) о запрете ядерного оружия, которое имеет силу указа президента и является обязательным для исполнения всеми светскими и религиозными властями Исламской Республики Иран. Создание ядерного оружия и стремление к его обладанию было объявлено грехом, противоречащим фундаментальным исламским ценностям. Более того, недавно Тегеран обратился в ООН с просьбой включить в проект соответствующего постановления обязательство Ирана не разрабатывать, не обладать и в дальнейшем не применять ядерного оружия против кого-либо. 

Не случайно, недавно граждане Ирана уже в первом туре избрали своим новым президентом Хасана Роухани - опытного дипломата, экс-секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана и переговорщика по ядерным вопросам.  Его по праву считают представителем реформаторского блока иранского истеблишмента с весьма прагматичными и умеренными политическими взглядами.  Этот факт является явным сигналом Западу о готовности Ирана к новым позитивным шагам в своей внешней политике, уважительному диалогу со всеми странами мира и более тесному сотрудничеству с МАГАТЭ. Конечно, это не подразумевает резкого поворота Тегерана в отношениях с Вашингтоном и Тель-Авивом. Но тон и накал взаимных обвинений и враждебной риторики между Ираном с одной стороны и Израилем и США с другой - может несколько снизиться. От нового президента ожидают активизации внешнеполитического курса ИРИ,  постепенного смягчения, а в перспективе и отмены антииранских ограничительных санкций. Не исключено, что Иран вновь поднимет вопрос в ООН о создании ЗСЯО на Ближнем Востоке, надеясь при этом на поддержку России, арабских и других государств. 

По мере восстановления мер доверия между Ираном и Западом, роста авторитета и влияния Тегерана как региональной державы и одного из центров исламской цивилизации, Тель-Авиву, Вашингтону и их союзникам станет все сложнее саботировать создание  на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Всем очевидно, что регион является одним из ключевых в системе международной безопасности. Здесь проживают сотни миллионов человек, имеются запасы углеводородов мирового значения, ускоренными темпами развивается экономика, торговля, инфраструктура, проходят стратегические морские, воздушные, сухопутные коммуникации, находятся бесценные памятники истории, архитектуры и мировой культуры, религиозные святыни трех основных конфессий и т.п. Любые новые войны и вооруженные конфликты в регионе могут лишь усугубить мировой финансово-экономический кризис, а применение ядерного или других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке может нанести непоправимый ущерб нашей цивилизации. 

*********** 

Поощрение Вашингтоном ядерных амбиций Израиля и натравливание монархий Персидского залива на Иран и Сирию еще больше накаляют обстановку в этом взрывоопасном регионе. Именно в имперских амбициях и двойных стандартах США кроются основные препятствия для создания на Ближном Востоке, зоны, свободной от ядерного оружия. Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия имеет все основания выступить инициатором ядерного разоружения на Ближнем Востоке, начиная от проведения срочной специальной международной конференции по этой теме, впоть до требования созыва чрезвычайного заседания СБ по данному вопросу. Данные шаги способны стать началом нового этапа нашей «восточной политики», и хочется надеяться, что Москва наконец-то проявит большую активность по продвижению и реализации в жизнь идеи «безъядерного Ближнего Востока».

Об авторе: 


Иванов Станислав Михайлович,
Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН,
Кандидат исторических наук. 
Станислав Иванов, Специально для Иран.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.