Сирия и Иран: «Красная линия» для Путина

19 июня 2013
A A A


Беспрецедентное давление, которое западные «коллеги» Путина оказывают на него в ходе встречи «Большой восьмерки», убедительно доказывает, что при всем многообразии внешних проблем и угроз извне, «сирийский узел» и иранская ядерная программа являются своеобразной «красной линией» для внешней политики России. Главным вопросом, решение которого определит положение нашей страны в мировом сообществе на много лет вперед. Именно в этих двух вопросах решается сейчас главное – проявит ли себя Россия как самостоятельный игрок на международной арене, способный отстаивать собственные интересы или же вновь уступит стратегические позиции в обмен на моральное одобрение Запада. Именно моральное, потому как более ничего и не предлагается. Готовы ли российские элиты к этому вызову? Осознают ли они, что западные «партнеры» откровенно лгут и в любой момент готовы отказаться от взятых на себя обязательств? 

Еще год назад, под влиянием прозападных экспертов, оккупировавших традиционные аналитические центры, которые с советских времен готовили доклады «на самый верх», в Москве затруднялись с оценкой ситуации в Сирии. Эти эксперты, деятельность которых идеально попадает под столь критикуемый «Закон об иностранных агентах»,  навязывали российскому руководству мнение о том, что в Сирии происходит народное восстание против диктатора. «Свержение диктаторских режимов – суть арабской весны» и основная причина «турбулентности на Ближнем Востоке», такими были основные выводы экспертных материалов, такой была главная мысль, звучавшая в выступлениях со страниц газет и с экранов ТВ. Эти же прозападные эксперты уверяли общественность, что поддержка Сирии осложняет отношения России с Западом и США, что режим Башара Асада является «диктаторским и террористическим», что России нужно отказаться от его поддержки и присоединиться к Западу в «сирийском вопросе». Но – времена изменились, три-четыре года назад такая скоординированная информационная атака достигла бы результата, сейчас – нет. 

Сегодня в администрации Путина достаточно четко понимают: против Сирии осуществляется агрессия интернациональных салафитских формирований, которые поддерживаются и вооружаются блоком НАТО (в который входит Турция), Саудовской Аравией и Катаром. Стала ясны и интересы Израиля: пользуясь войной в Сирии, Тель-Авив стремится уничтожить движение «Хезболла» и серьезно ослабить позиции Ирана в регионе. И для достижения этих целей Тель-Авив готов идти до конца. Те же израильтяне фактически в открытую устанавливали на курсах движения российских кораблей разведывательную аппаратуру слежения, которая передавала информацию на командные пункты американских военно-морских сил. А отдельные официальные лица в Тель-Авиве заявляли, что будут атаковать российские корабли, доставляющие оружие легитимному сирийскому правительству. 

Одновременно с этим, в Кремле сформировалось понимание того обстоятельства, что агрессия салафитских формирований не остановится на Сирии, она пойдет дальше, следующей целью станет Иран. Ну а потом эта агрессия неминуемо докатится и до российских рубежей – от Кавказа до Центральной Азии. Вопрос стоит предельно жестко – отдать сегодня Сирию означает, что завтра рубеж обороны от салафитской агрессии (за спиной которой стоит Запад) будет проходить уже на российских границах. Столь же принципиально стоит и вопрос об иранской ядерной программе. Позволить Западу под надуманным предлогом (а цена «доказательств», представленных по поводу военной составляющей иранской ядерной программы  точно такая же, как достоверность доказательств «применения сирийскими правительственными войсками» боевых отравляющих веществ) сменить режим в Тегеране – означает развязать руки тем, кто стремится к установлению контроля на «шиитским полумесяцем». Тем самым, что, вот совпадение, проходит в аккурат по геополитическим зонам, стабильность в которых является  одним из условий национальной безопасности России. 

Попытки «развода» Кремля по сирийскому вопросу 

Российская позиция по Сирии и Ирану сегодня костью в горле стоит у Запада и его союзников в лице монархий Персидского залива. Убедившись, что деятельность прозападного лобби в самой России по изменению позиции российского руководства не дает желаемого результата, операция по «склонению Путина к компромиссу», причем, исключительно на западных условиях, перешла на более высокий уровень. 

В Вашингтоне и Эр-Рияде, в Лондоне и Тель-Авиве прекрасно понимают, что поставки российских вооружений в Сирию ставят жирный полумесяц на планах свержения Асада силами «оппозиции». С этим надо что-то делать, и антисирийская коалиция решила реализовать тот же план, который был осуществлен в период президентского срока Дмитрия Медведева и касался поставок комплекса С-300 Исламской Республике Иран. Сначала по неофициальным каналам российскому руководству последовало предложение от саудитов о некоторых политических и финансовых «отступных» за отказ от поставок вооружений в Сирии. Затем, также полуофициально, свою озабоченность высказала израильская сторона и намекнула, что могла бы компенсировать России отказ от вооружения Башара Асада новыми оборонными технологиями.

Трудно сказать, на что рассчитывали Тель-Авив и Эр-Рияд, осуществляя такие зондажные подходы. Ни одно из обещаний, данных Медведеву в 2009-2010 году за отказ от иранского контракта, они не исполнили. А кроме того, повторю, в Кремле сейчас другой Президент, который совершенно по иному смотрит на мир и не испытывает в отличие от своего предшественника иллюзий на тему российско-саудовской и российско-израильской дружбы. Словом, эти неофициальные предложения наткнулись на твердое нежелание России идти на какие-либо уступки в «сирийском вопросе». И тогда в дело вступила «тяжелая артиллерия» в лице государственного секретаря Джима Керри, который приехал в Москву для личных переговоров в начале мая.

Но проблема данных переговоров изначально заключалась в том, что сегодня США ничего не может предложить России. Москва сделала выводы о том, что все заверения американской стороны о «перезагрузке», о «стратегическом партнерстве» являются пустыми словами, за которыми ничего нет. Москва сегодня прекрасно понимает, кто стоит за анти-путинской оппозицией, кто укрывает бегущих из России финансовых преступников, кто игнорирует мнение Москвы по важнейшим вопросам, связанным, например, с американской системой противоракетной обороны и концентрацией вооружений вокруг российской Арктики и Черного моря.

Поняв, что прямых уступок на переговорах в Москве он не добьется, Керри предложил Путину следующий вариант: Москва и Вашингтон готовят женевскую конференцию по мирному сирийскому урегулированию (так называемая "Женева - 2"), на которой, в частности, будет дан старт процессу внутрисирийских переговоров. Причем, США берут на себя обязательство обеспечить участие «сирийской оппозиции» в данных переговорах. Кроме того, Керри пообещал, что и США, и Евросоюз до проведения конференции откажутся от эскалации конфликта и поддержки оппозиции в Сирии, а также окажут воздействие на Израиль, чтобы он отказался от вмешательства в конфликт. В обмен на это Керри просил российскую сторону «не торопиться» с решением о поставках С-300 сирийскому правительству. Российская сторона выразила заинтересованность в снижении уровня противостояния, однако, в том, что касается поставок вооружений Башару Асаду прямо заявила, что «будет действовать исходя не из пожеланий американской стороны, а из реального развития ситуации». На этих же переговорах российской стороной был поднят вопрос и об участии Ирана в сирийском урегулировании в качестве одной из сторон, на что американская сторона «обещала подумать».

Еще в ходе переговоров Москва испытывала сомнения в том, что США будут выполнять взятые на себя (пусть и в полуофициальном порядке) обязательства по принуждению «оппозиции» к переговорам. Возникали серьезные опасения, что Вашингтон попытается использовать время до конференции для того, чтобы максимально усилить сирийскую вооруженную оппозицию, насытить ее тяжелым вооружением и, в конечном итоге, под предлогом затягивания конференции, продолжить деятельность по свержению Башара Асада вооруженным путем.

Как оказалось, эти опасения полностью подтвердились. После отъезда Керри из Москвы произошел ряд событий, которые носили откровенный характер вызова российскому руководству. Керри во время переговоров с Лавровым неоднократно подтверждал, что США якобы готовы провести конференцию «Женева-2» и сделать все, чтобы она была результативной. И при этом почти сразу, через несколько дней, во время визита в Иорданию Керри заявлял, что главным требованием остается уход президента Асада, что полностью противоречит самой идее переговоров двух сторон.

Затем последовало заявление «сирийской оппозиции» о том, что переговоры возможны только при условии немедленной отставки Башара Асада, и перехода власти к некоему «временному совету». Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии на встрече в Стамбуле приняла резолюцию, в которой в очередной раз говорится, что основой решения конфликта в Сирии должна быть полная смена власти. Коалиция четко дала понять, что ее условие для начала любых переговоров — отставка Асада. Представитель Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) Халид Салех подтвердил, что его организация не собирается принимать участие в женевской встрече. «Международная конференция по политическому выходу из ситуации в Сирии не имеет никакого значения в свете происходящих массовых убийств», — сказал Салех. А председатель НКСРОС Джордж Сабра заявил, что коалиция не будет принимать участие в какой-либо конференции «пока боевики из Ирана и «Хезболлы» продолжают свое вмешательство в Сирию».

На фоне этих действий уже верхом цинизма прозвучало совместное заявление министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и госсекретаря США Джона Керри на их встрече в Вашингтоне о том, что решение российских властей о поставках С-300 в Сирию «абсолютно ошибочно», и что якобы это решение «может поставить под угрозу намеченную на середину июня международную встречу в Женеве».

 Вот совершенно ясно, что все разговоры о некоей «мирной конференции» – не более чем игра, призванная ввести Москву в заблуждение. И совместное заявление по ситуации в Сирии, которое принято вчера на встрече G-8 в Лох-Эрне, в котором вновь говорится о необходимости «скорейшего проведения мирных переговоров в Женеве» - из той же серии.

Более чем откровенно высказался  советник премьер-министра Турции по внешней политике Омер Челик: «В случае провала женевской конференции международное сообщество, как мы полагаем, должно будет принять все необходимые меры для поддержки и защиты оппозиционных сил», особо отметив, что имеет в виду поставки оружия оппозиции. Воля ваша, но создается устойчивое убеждение, что конференция просто обречена на провал, если состоится вообще.

Но самое интересное заключается в другом. Пока идет «развод» России на «компромисс», пока в российских политических элитах еще дискутируют, Запад использует возникшую паузу для накачки «оппозиции» тяжелым вооружением. ЦРУ отлаживает уже не каналы доставки вооружений (это было сделано давно), а создает базы на территории Иордании и Турции. 

Иран: тот же плод, только в профиль 

Тема Ирана на завершившейся встрече G-8 предметом оживленного обсуждения не стала, однако вопрос об Иране незримо витал в воздухе и накладывал отпечаток на переговоры Путина с остальными «коллегами».

Отдельно  ядерной программе российский президент говорил только с Бараком Обамой и, как и ожидалось, никакого взаимопонимания в данном вопросе не возникло. Заявление Обамы о том, что дискуссии по Ирану были очень продуктивными, о том, что «мы (с президентом Путиным) выразили осторожный оптимизм по поводу прошедших там выборов и предоставляющейся возможности продвигаться вперед в том, что касается диалога, в ходе которого мы сможем разрешить проблемы, касающиеся иранской ядерной программы» - являются совершенно пустыми фразами, употребляемыми в тех случаях, когда хорошего сказать нечего, а правду говорить не хочется.

Да и что можно сказать, когда накануне встречи, в ходе беседы с журналистами канала Russia Today Путин совершенно четко сказал о мирном характере иранской ядерной программы: «То, что Иран соблюдает правила в этой сфере, у меня сомнений нет, потому что нет никаких доказательств, которые бы говорили об обратном». Этим заявлением он полностью перечеркнул все домыслы и инсинуации, в том числе, и «заботливо» вброшенные неугомонным главою МАГАТЭ накануне встречи. Но проблема ля российской стороны здесь заключается в том, что Запад (а с его подачи – и российское прозападное лобби) навязывает обсуждение этого вопроса, топит в болтовне очевидный факт: военной составляющей у ядерной программы Ирана нет!

Только в прошлом году инспектора МАГАТЭ провели 1 356 календарных дней в Исламской республике, истратили 12% ВСЕГО бюджета Агентства на мониторинг иранской ядерной программы – и ничего не обнаружили. Кстати, для сравнения, во Франции, крупнейшей ядерной державе Европы, инспектора МАГАТЭ отработали в минувшем году 180 дней. А в Израиле и не бывали никогда, хотя наличие у Тель-Авива от 200 до 400 единиц ядерного оружия – факт, вызывающий сомнения только уж у совсем дремучих российских «экспертов».

Но вот что примечательно. Эти же «эксперты» вбрасывают российской аудитории и советникам Путина тезис о том, что Иран, якобы, где-то и когда-то угрожал Израилю. Где и когда – точных данных не приводят. Но вот 14 июня, в Конгрессе США рассматривались поправки к закону по оборонной политике (NDAA) на следующий год. И в этих поправках совершенно откровенно говорится о необходимости безотлагательно предоставить Израилю военные материалы (самолеты-заправщики и вооружения) для нанесения удара по Ирану.

В частности, прошла поправка о необходимости оказать всемерную поддержку Израилю в случае возникновения вооруженного конфликта между Тель-Авивом и Тегераном (причем – совершенно не важно, кто будет инициатором данного конфликта). Принята и поправка, которая констатирует существование «незаконных исследований в иранской ядерной программе», что прямо противоречит докладам американского разведывательного сообщества и не подтверждено международными организациями. Наконец, принята поправка, разрешающая Пентагону осуществлять «развертывание персонала и военных ресурсов, а также предпринимать активные действия для противостояния иранскому присутствию в Латинской Америке».

Конечно, данные поправки еще должны пройти Сенат, но сам по себе факт примечательный: Обама говорит о возможности и необходимости переговоров, а Конгресс уже готовит правовую базу для агрессии против Ирана. И, развивая эту мысль чуть дальше – пока Россия избегает однозначных и четких заявлений по Ирану, пока российские политические элиты обжевывают вопросы, подбрасываемые извне, пока российский МИД уповает на «конструктивный диалог всех заинтересованных сторон» – реальные планы США, Запада и Израиля в отношении Ирана наполняются практическим содержанием. 

********** 

Когнитивный диссонанс и двойные стандарты Запада – далеко не новость, но вот на какое обстоятельство следует обратить внимание. Сегодня этот Запад предлагает России и всему международному сообществу поверить в то, что только он знает, как необходимо решать проблемы Сирии и Ирана. Именно поверить… На слово. Но возможное доверие к его конструктивным возможностям как-то резко падает после небольшого экскурса в последствия западного вмешательства. Кровоточат и истекают гноем терроризма и криминала Сомали, Косово, Ливия, АфПак, Ирак… Те места, о которых Запад заявлял России – «мы знаем как, присоединяйтесь или не препятствуйте». Сирия и Иран – это действительно «красная линия» для России, допустить прорыв которой означает допустить хаос и войну уже на российских рубежах.

 

Игорь Панкратенко, Шеф-редактор журнала "Современный Иран", Специально для Иран.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.