Иран: сентябрь 2010 г. Экономическая ситуация

10 декабря 2010
A A A


В сентябре опубликованы данные Всемирного экономического форума (ВЭФ) о некоторых экономических показателях стран мира. Так, Иран занимает 29 место в мире по объему ВВП, который оценивается примерно в 330,5 млрд долларов. Первое место принадлежит США, объем ВВП которых составляет 14 трлн 256 млрд долларов. Второе и третье места занимают Япония и Китай. С четвертого по десятое места занимают Германия, Франция, Британия, Италия, Бразилия, Испания и Канада. Только у первых 12 стран в списке Всемирного экономического форума годовой объем ВВП превышает 1 трлн долларов. Среди стран азиатского континента Иран занимает 9-ое место по объему ВВП после Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, Индонезии, Тайваня и Саудовской Аравии. Среди стран Ближнего и Среднего Востока Ирану принадлежит третье место после Турции и Саудовской Аравии. По объему ВВП Иран опережает такие страны, как Аргентина, Южная Африка, Малайзия, Нигерия, Украина и Дания. Доля Ирана в мировом ВВП составляет 1,19%, и по этому показателю Иран занимает 17-е место среди 138 стран. Первое место занимают США, доля которых в мировом ВВП составляет 20,45%. За ними следуют Китай и Япония. С четвертого по шестое места принадлежат Индии, Германии, Британии, России, Франции, Бразилии и Италии. В ближневосточном регионе Ирану принадлежит второе место по доле в мировом ВВП после Турции, доля которой составляет 1,25%. На азиатском континенте Иран занимает 7-ое место после Китая, Японии, Индии, Южной Кореи, Индонезии и Турции. По доле в мировом ВВП Иран опережает такие страны, как Австралия, Голландия, Саудовская Аравия, Аргентина, Южная Африка, Египет, Швейцария, Украина, Португалия, Дания и Греция. По такому показателю, как соотношение государственного долга к ВВП, Иран занимает 17-е место в мире. Соотношение государственного долга к ВВП в ИРИ составляет 16,3%. На одну ступень ниже Ирана находится Китай (16,9%) и на одну ступень выше – Катар (15,7%). Среди стран Ближнего и Среднего Востока Иран занимает по данному показателю 4-е место после Омана, Кувейта и Катара. Всемирный экономический форум поставил Иран на 87 место по продолжительности жизни населения среди 139 стран. Иран, где продолжительность жизни составляет 71,4 года, в указанном списке находится выше таких стран, Марокко, Индонезия, Азербайджан, Египет, Таиланд, Россия, Украина, Индия и Южная Африка. На первом месте в списке ВЭФ стоит Япония, где продолжительность жизни составляет 82,6 года. Третье и второе места занимают Гонконг (82,3 года) и Швейцария (82,2 года). Министр промышленности и рудников Ирана Али Акбар Мехрабиян как бы продолжил дело Всемирного экономического форума, заявив в сентябре, что Ирану принадлежит первое место в мире по общим запасам энергоресурсов. Иранский министр отметил, что по запасам природного газа первое место принадлежит России, по запасам нефти – Саудовской Аравии, а по общим запасам двух названных видов энергоносителей первое место принадлежит Ирану. Министр кооперации ИРИ Мохаммед Аббаси также коснулся в сентябре социолого-статистических проблем. Он заявил, что на сегодня в кооперативном секторе созданы рабочие места для более чем 2 млн человек. В кооперативном секторе трудятся около 10% трудоспособного населения. Мохаммед Аббаси сообщил, что в 2005 году объем инвестиций в кооперативный сектор составил 2% от всех инвестиций страны, а в настоящее время на долю названного сектора приходится около 15% всех капиталовложений. Далее министр отметил, что кооперативному сектору принадлежат примерно 8% от всего ненефтяного экспорта страны, который оценивается в настоящее время в 20-25 млрд долларов в год. В конце сентября в Иране наблюдалось резкое удешевление курса риала к основным мировым валютам. Так, цена доллара 30 сентября по сравнению с предыдушим днем поднялась на 1000 риалов и составила 12400 риал за 1 доллар. Британский фунт подорожал на 2000 риалов по сравнению с днем ранее. Также наблюдается резкое повышение курса и на другие мировые валюты. Эксперты валютного рынка Ирана говорят о недостаточности вливаний со стороны Центрального банка Ирана. Большинство обменных пунктов Ирана либо были закрыты, либо почти не работали. Сказываются также экономические санкции и недостаточность инвестиций с последующим вливанием капитала в экономику Ирана. Курсы иностранных валют: Центральный банк Ирана установил на 29 сентября официальный курс 1 евро в размере 13865 риалов (на 2 сентября - 13348 риалов), 1 английского фунта в размере 16149 риалов (16115 риалов), 1 американского доллара в размере 10203 риалов (10434 риалов). В Bank Melli Iran 1 евро покупался за 13945 риалов и продавался за 13990 риалов, 1 американский доллар покупался за 10379 риалов и продавался за 10439 риалов, 1 английский фунт покупался за 16145 риалов и продавался за 16200 риалов, 100 японских иен покупались за 12182 риала и продавались за 12232 риала, 1 швейцарский франк покупался за 10459 риалов и продавался за 10504 риала. 29 сентября, на тегеранском рынке 1 евро продавался за 15042 риала, 1 американский доллар – за 11533 риала, 1 английский фунт – за 17583 риала, 100 японских иен – за 12883 риала и 1 швейцарский франк – за 10925 риалов. Справка. Денежная единица Ирана с 1932 года официально называется риал, которая после денежной реформы в том же году сменила старую денежную единицу - «туман». Но часто для расчетов используется такая единица как туман (червонец), который равен 10 риалам. Нефть и нефтепереработка Иран планирует самостоятельно разрабатывать нефтяное месторождение «Эсфандиар». Ранее велись переговоры с катарским банком по вопросу финансирования проекта (400 млн евро). Кроме того, была достигнута договоренность с малазийским подрядчиком о его участии в проекте. Однако в связи с решением министерства нефти Ирана о том, что в общем процессе освоения нефтяных проектов приоритет отдается разработке месторождений, которые находятся в совместном владении с соседними странами, Иран с целью ускорения работ будет разрабатывать месторождение «Эсфандиар» своими силами и за счет своих финансовых средств. Теперь с целью ускорения реализации проекта и начала добычи нефти на месторождении его разработка будет вестись иранскими подрядчиками. В этой связи на разработку месторождения выделано 400 млн евро из Энергетического фонда страны, и в ближайшее время состоятся тендеры для выбора подрядчиков. Справка. Нефтяные запасы месторождения «Эсфандиар» находятся в совместном владении с Саудовской Аравией. Арабская часть месторождения называется «Лулу». Месторождение находится в 95 км к юго-западу от острова Харк, и оно было обнаружено в 1966 году. Разведанные запасы месторождения оцениваются в 532 млн баррелей сырой нефти. На данный момент вопросами разработки месторождения «Эсфандиар» занимается Иранская нефтяная компания континентального шельфа. С целью разработки месторождения планировалось подписать контракт с малазийским подрядчиком, согласно которому предполагалось на первом этапе добывать около 10 тыс. баррелей и на втором – 20 тыс. баррелей сырой нефти в сутки. По предварительным иранским оценкам, запасы сырой нефти в районе острова Кешм составляют 4 млрд баррелей и газа – 10,5 трлн куб. футов. В провинции Хормозган в общей сложности разведанные запасы нефти составляют 20 млрд баррелей, газа – 135 трлн куб. футов и газового конденсата – 1,2 млрд баррелей. Остров Кешм становится своего рода нефтегазовым центром в Персидском заливе, поскольку на новых месторождениях в районе острова имеются одновременно и нефть, и газ. На расположенном в Ормузском проливе на границе с Оманом месторождении «Хенгам» обнаружена очень легкая нефть. Первоначально планировалось добывать на этом месторождении 16 тыс. баррелей в сутки, однако согласно новым планам после проведенных исследований здесь будет добываться до 30 тыс. баррелей в сутки. На месторождении «Хенгам» имеются также запасы природного газа в объеме около 2 трлн куб. футов, и здесь можно добывать до 80 млн куб. футов газа в сутки. В районе острова Кешм проложены трубопроводы общей протяженностью 225 км, 83 км из которых проложены по дну моря. В следующем году в Иране планируется начало осуществления четырех новых совместных фаз по добыче газа на месторождении «Южный Парс». С осуществлением этих проектов объем добычи газа в Иране увеличится на 100 млн куб. м в сутки. Начать добычу газа на фазах 15, 16,17,18 месторождения «Южный Парс» планируется до 2011 года. Далее ожидается добыча газа с 12 фазы. В ближайшие три года Иран собирается реализовать на месторождении «Южный Парс» оставшиеся фазы по добыче газа. В июне сего года было подписано восемь контрактов с консорциумом, состоящим из местных подрядчиков, на сумму 21 млрд долларов США. В конце сентября пришло сообщение, что, несмотря на санкции, введенные Советом Безопасности ООН в отношении Ирана, англо-голландский нефтяной консорциум Shell увеличивает объем закупок нефти из ИРИ, в то время как другие крупные покупатели, в том числе BP и Reliance Industries, крупнейший конгломерат Индии, из-за санкций приостановили свои заказы. Однако консорциум Shell настаивает на законности своей торговой деятельности. Летом этого года, компания Shell выплатила Национальной нефтяной компании Ирана 1,5 млрд долларов, что на 25% больше, чем за предыдущие три месяца. За период с мая по август, по сравнению с предыдущими тремя месяцами, французская и итальянская нефтяные компании - Total и API - также увеличили объем закупок нефти из Ирана на 12 и 70% соответственно. 18 сентября министр нефти Ирана Масуд Мирказеми заявил, что Иран прекратил импорт бензина. По словам министра, в августе 2010 года поставок бензина по импорту в Иран не было. В настоящий момент, сообщил министр, ежесуточное производство бензина в Иране составляет 66,5 млн литров, что выше внутреннего спроса в 64 млн литров. Ранее, 7 сентября, министр Мирказеми утверждал, что Иран достиг самообеспечения бензином, отметив, что ранее в стране производилось 44 млн литров в сутки и еще 20 млн литров бензина Иран импортировал. Более того, член промышленной комиссии меджлиса Мохаммед Реза Саджадиян заявил, что Иран располагает всеми инженерно-техническими возможности для производства и экспорта бензина и скоро сможет снабжать этим топливом весь регион. По словам г-на Саджадияна, к числу особенностей любой страны, которая пользуется влиянием во внешнеполитических отношениях и на международной арене, относится ее способность производить и экспортировать продукцию, пользующуюся большим спросом. В качестве примеров можно назвать сельскохозяйственную продукцию, такую как пшеница, и другие товары, в частности бензин, имеющие стратегически важное значение. Страны, способные поставлять на международный рынок подобную продукцию, занимают прочное положение. Г-н Санджаниян подчеркнул, что меры правительства и министерства нефти, позволившие Ирану выйти на уровень самодостаточности в области производства бензина, сделали ненужным импорт стратегически важного продукта и, таким образом, стали неэффективными действия ряда западных стран, которые ввели ограничения на поставки бензина в Иран. Депутат меджлиса отметил, что не следует, конечно, ограничиваться этим достижением. Иран располагает достаточными инженерно-техническими возможностями для того, чтобы поставить перед собой задачу экспортировать бензин в другие страны, в частности обеспечивать потребности в топливе стран региона. И как бы в ответ на реплику депутата, директор департамента по международным вопросам Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Али Асгара Арши заявил, что Иран впервые приступил к экспорту бензина. При этом он не уточнил количество бензина, отправленного на экспорт, а также покупателя иранских нефтепродуктов. Глава управления транспорта и топлива ИРИ Мохаммад Реза Раваниан заявил, что льготный тариф на бензин (субсидии) для частных автотранспортных средств на сентябрь-октябрь этого года в Иране определен без каких-либо изменений. В настоящее время цена субсидированного бензина марки Regular составляет примерно 0,11 доллара за литр, а цена субсидированного бензина марки Super примерно 0,18 доллара. В Иране квота на льготный объем бензина составляет 60 литров в месяц для частных легковых автомобилей, 25 литров для мотоциклов, 500 литров для такси с обычным двигателем, 200 литров для такси с гибридным двигателем (бензин и газ), а также для частных транспортных средств, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров в объеме 200 литров. По статистике министерства нефти Ирана, с реализацией плана по нормированию субсидий в период с июля прошлого года по март нынешнего, в общей сложности было сэкономлено более 27 млрд литров бензина, сказал Раваниан. Газ По данным западных СМИ, международные санкции оказывают влияние на добычу газа в Иране. Однако работы по освоению гигантского газового месторождения «Южный Парс», являющегося крупнейшим в мире, продолжаются. 16 тысяч рабочих сооружают трубопроводы и газовые терминалы в городе Ассалия. Количество рабочих, правда, резко снизилось, по сравнению с предшествующими годами, когда на объектах «Южного Парса» работало более 100 тысяч человек. Причиной является острый недостаток инвестиций, в результате ухода с месторождения ведущих мировых компаний - Repsol, StatoilHydro, OMV Japan’s Inpex Lukoil. На месторождении сейчас работает только один крупный иностранный инвестор – китайская China National Petroleum Corporation. Более того, одна из крупнейших иранских строительных компаний - Khatam al-Anbiya, контролируемая КСИР, оставила проект «Южный Парс» без объяснения причин. Иранское правительство уже в этом году было вынуждено снизить ранее установленные нормы добычи газа на месторождении. Большинство иранских компаний, работающих на месторождении, существуют за счет государственного финансирования. В этом году парламент выделил на «Южный Парс» 8 млрд долларов из бюджета страны, и правительство надеется получить еще 5 млрд долл. и 8 млрд евро за счет эмиссии облигационных займов. Власти уверены в том, что месторождение начнет работать на полную проектную мощь, как запланировано, в 2015 году. Согласно 20-летней программе перспективного развития Ирана (2005-2025 гг.), к концу выполнения 5-ой пятилетней программы развития (2010-2015 гг.) доля Ирана на мировом газовом рынке должна составлять 10% и к 2025 году – около 16%. В настоящее время на долю Ирана в мировой торговле газом в лучшем случае приходится примерно 2%. Иранские запасы газа оцениваются в 28 трлн куб. м, что составляет 16% от всех мировых запасов голубого топлива (181 трлн куб. м), и для того, чтобы доля Ирана на мировом газовом рынке достигла 16%, ему необходимо инвестировать в газовые проекты как минимум 500 млрд долларов. Справка. На долю России (28% мировых запасов газа) приходится 23% газового рынка, на долю Норвегии (3,4% мировых запасов газа) – 11% рынка, на долю Канады (3,4% мировых запасов газа) – 9% рынка и долю таких стран, как Алжир, Индонезия и Малайзия (от 2 до 2,5% мировых запасов газа) – от 5 до 7% газового рынка. Страны ЕС потребляют около 17% всех энергоносителей в мире, и в последние годы рост потребления природного газа в этих странах составляет 5,2% в год. К числу основных причин увеличения спроса на газ в Европе относятся рост цен на нефть, меры по защите окружающей среды и увеличение количества газовых электростанций в европейских странах. Кроме того, Европа остро нуждается в диверсификации импортных поставок энергоносителей, в частности газа, поскольку основная часть потребляемого в ней голубого топлива поставляется только из трех стран, России, Норвегии и Алжира. Как показывает анализ, к 2030 году зависимость Европы от импортного газа возрастет более чем на 75%, и при этом между европейскими странами и Россией возникают некоторые политические проблемы, связанные с прекращением поставок газа в условиях зимних холодов. Это только усиливает желание европейских стран диверсифицировать импортные поставки. В 5-ой пятилетней программе развития предусматривается, что Иран будет поставлять в Европу до 35 млн куб. м газа в сутки. С этой целью в последние годы помимо проекта по поставкам газа в Швейцарию через турецкую территорию, с целью подготовки которого уже предпринимаются последние шаги, изучаются и другие варианты, такие как строительство газопровода Pars («Першиан»), участие в проекте «Набукко», поставки газа по маршруту Ирак – Сирия – Италия и по маршруту Турция – Сирия – побережье Средиземного моря и далее Европа. На сегодня с получением от правительства Ирака разрешения на транзит иранского газа приоритет отдается поставкам в Европу по маршруту Ирак – Сирия – побережье Средиземного моря. Кроме того, на повестке дня стоит и вопрос о поставках иранского газа в европейские страны по маршруту, который будет проходить через Турцию. В связи с этим необходимо подождать результатов новых переговоров, которые планируется провести с целью увеличения доли Ирана на мировом газовом рынке и налаживания экспортных поставок газа в Европу. По результатам этих переговоров будет получен ответ и на вопрос о том, как и когда иранский газ поступит в Европу. Однако здесь вмешиваются два фактора. Первое – перманентное возрастание потребления газа внутри Ирана и политические обстоятельства (введение жестких санкций против ИРИ). Если говорить о проблеме внутреннего потребления, то необходимо привести такие цифры: в течение 186 суток первого полугодия в общей сложности в Иране сожжено 68 млрд 616 млн куб. м природного газа в быту, промышленности и на газовых электростанциях. Потребление газа в сутки в среднем составляет 368,9 млн куб. м. За указанный период на бытовые нужды было израсходовано 25 млрд 807 млн куб. м газа. Ежесуточно в быту расходуется в среднем 138,7 млн куб. м. Объем потребления природного газа в первом полугодии текущего года вырос на 4 млрд 928 млн. куб. м или на 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (63 млрд 688 млн куб. м). Санкции также оказывают свое влияние. 15 сентября акционеры Трансадриатического газопровода (TAP) - компании EGL, Statoil и E.ON Ruhrgas - распространили совместное заявление, в котором отметили, что рассматривают азербайджанское морское месторождение «Шах-Дениз-2» в качестве начального источника для заполнения трубопровода газом в объеме 10 млрд куб. м в год. В документе подчеркивается, что «газопровод не будет использовать иранский газ из-за текущих политических обстоятельств». Справка. Трансадриатический трубопровод будет начинаться в Греции, пройдет через территорию Албании и Адриатическое море и далее в Италию. Газопровод включает 115-километровый подводный участок от Албании до Италии. Оценочная стоимость проекта строительства газопровода составит 2,2 миллиарда долларов. Изначальная пропускная способность трубопровода составит 10 млрд куб. м в год, максимальная - 20 миллиардов. Длина трубопровода - 520 километров. Нефтехимия По официальным данным иранских властей, в течение периода немногим более одного года каждые 45 дней в Иране вводилось в эксплуатацию одно нефтехимическое предприятие. В общей сложности в указанный период было построено 10 таких предприятий, суммарная производственная мощность которых составляет 5 млн 752 тыс. т нефтехимической продукции. На данный момент Иран достиг уровня самодостаточности в области производства такой продукции, как мочевина, и на его долю приходится 26% от всей производимой на Ближнем и Среднем Востоке нефтехимической продукции. К концу выполнения 20-летней программы перспективного развития страны (2005-2025 гг.) иранская нефтехимическая промышленность будет производить 126 млн т продукции в год. Доля Ирана в мировом производстве нефтехимической продукции составит 6,3%. В прошлом году в Иране было произведено 48 млн т нефтехимической продукции, и на долю Ирана пришлось 25,8% от всего объема производства названной продукции на Ближнем и Среднем Востоке и 2,4% от мирового производства. Доля нефтехимической промышленности в ВВП Ирана в фиксированных ценах 2002 года составляет 1,9%. Только за 5 месяцев текущего года (21.03-22.08.10) в Иране было произведено 16,4 млн т нефтехимической продукции. До конца текущего года (до 20.03.11) планируется довести объем производства нефтехимической продукции до 44 млн т. Планируется до конца года реализовать 5 нефтехимических проектов, в рамках которых будет производиться в общей сложности 5 млн 487 тыс. т дополнительной продукции в год. Объем инвестиций в эти проекты составит 2 млрд 688 млн долларов. К числу намеченных к реализации в текущем году нефтехимических проектов относится строительство установки по производству полиэтилена на нефтехимическом комбинате «Амир Кабир», расширение производства на Тебризском нефтехимическом комбинате, строительство нефтехимического завода в Эрвенде, строительство нефтехимического комбината «Морварид» и завершение строительства второй очереди нефтехимического комбината «Пардис» по производству мочевины и аммиака. Два последних проекта уже реализованы. За последний год объемы продаж нефтехимической продукции на внутреннем иранском рынке выросли примерно на 60% и достигли 10 млн т, и общая стоимость реализованной нефтехимической продукции составила около 60 трлн. риалов (примерно 6 млрд. долларов). На протяжении последних четырех лет объемы продаж нефтехимической продукции в Иране составляли в среднем 6,2 млн т в год. В этом году Иран экспортировал более 7 млн т нефтехимической продукции на сумму 4,7 млрд долларов. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт нефтехимической продукции Ирана увеличился на 30%. Энергетика В сентябре министр энергетики Маджид Намджу сообщил, что Иран занимает 8-ое место в мире в области производства электроэнергии. По словам министра, в настоящее время в Иране насчитывается 51 электростанция общей мощностью 57 тыс. МВт. На данный момент частным сектором ведется строительство 8-ми электростанций мощностью 5 тыс. МВт. На их строительство выделено 2 млрд евро, и ввод в эксплуатацию этих электростанций состоится до 2013 года. Министр энергетики Ирана Маджид Намджу также заявил, что электроэнергия Бушерской АЭС поступит в электроэнергетическую сеть страны через три месяца, к концу 2010 года. По официальным иранским данным, до конца 1391 года (к марту 2013 г.) производственные мощности иранских ГЭС увеличатся на 1 тыс. МВт. В настоящее время установленная мощность иранских ГЭС составляет 7 тыс. 733 МВт электроэнергии. По всей стране насчитывается 44 ГЭС, включающих в себя 109 энергетических блоков. В текущем году на эксплуатацию и строительство ГЭС выделено 294 млрд риалов (примерно 29,5 млн долларов). На конец июля доходы от продажи электроэнергии, выработанной на иранских ГЭС, составили 1 трлн 310 млрд риалов (примерно 130 млн долларов). В Иране уделяется внимание и альтернативным источникам энергии. Представитель тегеранской мэрии Монаф Хашеми сообщил в сентябре, что в течение ближайшего месяца с инвестиционными компаниями будет подписан контракт на производство электроэнергии с использованием городского мусора. Чиновник выразил надежду на то, что производство электроэнергии с использованием городского мусора начнется в Тегеране уже в будущем году. В ближайшее время в шахрестане Махшехр провинции Хузестан будет введена в эксплуатацию ветровая электростанция. В настоящее время ведется активное строительство этой электростанции при сотрудничестве с Организацией новых видов энергии Ирана. Мощность ветровой электростанции составит 6,5 МВт, и это будет первая электростанция подобного типа в провинции Хузестан. Горнорудная промышленность и металлургия Добыча железной руды на иранской шахте Jalal Abad за 5 месяцев нынешнего финансового года, который начался 21 марта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 43%. Согласно подсчетам в заданный период здесь было добыто 343,5 тыс. тонн руды. Как известно, добыча железной руды на шахте Jalal Abad в минувшем финансовом году, который закончился 20 марта, увеличилась на 13% и составила 965 тыс. тонн. Отметим, что запасы железной руды на данном участке оцениваются в более чем 200 млн тонн. Руда с этой шахты поступает на внутренний рынок Ирана, а также экспортируется. В нынешнем году здесь планируется добыть не менее 1 млн тонн руды. В Иране планируется построить два новых предприятия по производству окатышей на железорудной шахте «Gol-e-Gohar». Этими проектами будет заниматься Imidro. За 5 месяцев этого финансового года объемы производства алюминия в Иране выросли на 6%. За последние 5 месяцев в Иране произвели 127,683 тыс. тонн алюминия. 9 января в иранском городе Бандар-Аббас запустили крупнейший завод Hormozal. Hormozal является алюминиевый заводом с годовой производительностью 147 тыс. тонн. По расчетам, завод добавит 47% к годовому производству алюминия в стране, повысив его до 457 тыс. тонн по сравнению с 310 тыс. тонн прошлого года. Завод является СП между Ираном и Италией. Гигантский проект создал 7,7 тыс. прямых и косвенных рабочих мест. Напомним, в июне объемы производства алюминия в Иране выросли на 9%. Согласно подсчетам, за данный период в стране выпустили примерно 51,888 тыс. тонн крылатого металла. Иранская металлургическая компания Azarbaijan Steel за первые 5 месяцев финансового года, сократила производство арматуры на 17,78%. Согласно подсчетам за данный период холдинг выпустил около 198,954 тыс. тонн арматуры. Годом ранее этот показатель достигал 241,945 тыс. тонн. Официальные лица в министерстве промышленности и рудников заявляют, что через 5 лет Иран сможет полностью обеспечить себя собственной сталью. В настоящее время в стране ведется строительство новых металлургических заводов. Таким образом, к 2015 году объемы производства стали в Иране вырастут до 35 млн тонн. Отметим, что Иран является единственной на Ближнем Востоке страной, которая в 2009 году увеличила объемы выплавки нерафинированной стали. Экономика Ирана не имеет прочных связей с другими государствами. Именно поэтому эффект от мирового экономического кризиса не повлиял непосредственно на выпуск стали в стране. К концу 2010 года на Хорасанском металлургическом комбинате состоится ввод в эксплуатацию установки прямого восстановления железа №2. По данным за начало сентября работы по строительству установки выполнены в среднем на 93%. Общий объем капиталовложений в проект составил 103 млн евро. Производственная мощность установки №2 составит 800 тыс. т продукции в год с возможностью ее увеличения до 1 млн т губчатого железа. Таким образом, с учетом продукции, производимой на установке №1, которая вступила в строй в феврале этого года, общий годовой объем производства на Хорасанском металлургическом комбинате составит 1,8 млн т губчатого железа. 20 сентября в провинции Мазендеран открыт металлургический завод компании «Демавенд». На металлургическом заводе компании «Демавенд» будет производиться металлопрокат, в частности стальной пруток диаметром от 8 до 32 мм, и производственная мощность завода составляет 800 тыс. т продукции в год. В строительство завода вложено 600 млрд риалов (около 60 млн долларов). На нем будет занято около 300 человек, работающих в три смены. Названное предприятие построено частным сектором в районе порта Амирабад в шахрестане Бехшехр. Председатель совета директоров Организации развития и модернизации горнодобывающей промышленности Ирана (ИМИДРО) Хасан Пеларек заявил, что самодостаточность Ирана в области производства горнодобывающей техники достигает 90% и в настоящее время ведутся переговоры с отечественными промышленниками о производстве оставшихся 10% техники на иранских предприятиях. Цель этих переговоров заключается в том, чтобы производство недостающей техники началось в самое ближайшее время. Хасан Пеларек отметил, что введенные в отношении Ирана санкции утратили смысл, поскольку за 30 лет успехов и неудач Иран научился преодолевать любые санкции. В настоящее время горнодобывающая промышленность Ирана не испытывает никаких трудностей с точки зрения поставок запасных частей и техники, необходимой отрасли. Аэрокосмическая промышленность В последнее время Иран активно создает основы аэрокосмической промышленности. Так, член совета директоров Аэрокосмической ассоциации Ирана г-н Салари заявил, что организация, которую он представляет, объединяет 133 компании. По словам Салари, в рамках ассоциации созданы 6 специализированных рабочих групп. В рабочую группы пилотируемых летательных аппаратов входят 27 компаний, в рабочую группу беспилотных летательных аппаратов – 20 компаний, в рабочую группу электроники и радаров – около 30 компаний, в рабочую группу ремонта и эксплуатации тяжелых самолетов – 15 компаний, в рабочую группу консалтинговых и коммерческих услуг – 30 компаний и в рабочую группы компаний по производству деталей и комплектующих – 25 компаний. Г-н Салари подчеркнул, что в условиях санкций весьма эффективной с точки зрения обеспечения потребностей страны оказалась деятельность рабочей группы консалтинговых и коммерческих услуг. Как отметил Салари, программами ассоциации предусматривается создание специального фонда для оказания финансовой поддержки авиационной и космической промышленности с целью ее дальнейшего развития. Кроме того, фонд позволит закупать необходимую технику на условиях лизинга. К числу важных программ Аэрокосмической ассоциации относится создание специализированной материнской компании авиационной и космической промышленности Ирана «Сахфа», призванной обеспечивать условия для реализации национальных проектов частным сектором. Ассоциация планирует также создать консорциум для строительства тяжелых самолетов, обеспечивать подписание внутренних и международных соглашений и участие иранских компаний в различных выставках с целью подписания контрактов, создать научно-технологический парк для участия иранских компаний в научных разработках и привлечения к этим разработкам выпускников вузов, специализирующихся в области авиационной и космической промышленности, а также принимать участие в разработке законопроектов с целью оказание законодательной поддержки авиационной и космической промышленности. Машиностроение Как и ранее, в сентябре в рамках тематики «машиностроение» основное внимание уделялось автомобильной промышленности. Официальные лица сообщили, что в условиях, когда во всем мире наблюдается экономический кризис и производство автомобилей сократилось на 18%, иранская автомобильная промышленность поднялась с 16 на 12 место по объему производства. Среди иранских автомобильных компаний лидирует «Иран ходроу». При этом АГ «Иран ходроу» экспортирует свою продукцию на рынки 35 стран. До конца текущего года (до 20.03.11) компанией будет выпущено и поставлено на рынок 70 тыс. автомобилей «Саманд» с национальным двигателем EF7. Компания постоянно меняет свой модельный ряд. Во второй половине будущего года на рынок поступит новая модель автомобиля «Саманд». У нового автомобиля будет полностью изменен кузов, и, кроме того, на нем будет устанавливаться двигатель с турбонаддувом. В ближайшее время на рынок поступит новый автомобиль семейства «Саманд» «Сурен ALX», укомплектованный полным пакетом опций. Через год начнется массовое производство автомобиля «Рана», который приспособлен к климатическим условиям в Иране, соответствует самым современным мировым стандартам и отличается низким расходом топлива. В сентябре в иранском городе Баболь (провинция Мазандеран) открылся новый завод компании «Иран ходроу», который будет производить люксовую модель Samand под названием Sarir. Удлиненный четырехместный седан представительского класса построен на той же платформе Peugeot 405, что и базовый Samand, и комплектуется двигателями от Peugeot мощностью 100 и 120 л.с. Объем производства Sarir составит от 8000 до 40 000 единиц в год в зависимости от спроса. Стоимость строительства завода - 340 млрд риалов (около 34 млн.долларов). Все автомобили АГ «Иран ходроу» за исключением пикапа «Пейкан» и автомобиля «Пежо Roa» оборудованы тормозной системой ABS. До конца года и две названные модели также будут оборудоваться ABS. С будущего года все автомобили будут иметь подушки безопасности. В текущем году дважды снижались цены на весь модельный ряд автомобилей «Саманд» и это было воспринято населением с большим одобрением. Спрос на продукцию компании вырос, и в сутки регистрировалось более 3 тыс. новых автомобилей. Однако главная проблема – качество продукции. Все автомобильные компании ИРИ осуществляют программы повышения качества производимых автомобилей. Следует отметить, что с целью оказания поддержки отечественным производителям меджлис отменил свое принятое в прошлом году решение о снижении на 20% импортных тарифов на автомобили. Однако иранское автомобилестроение ждут сложные времена. Южнокорейский автомобильный концерн KIA объявил в сентябре, что в соответствии с решением правительства Южной Кореи и санкциями Совета Безопасности ООН, поставки автомобилей и запчастей в ИРИ будут прекращены. Это решение является серьезным ударом по Ирану, поскольку до 40% автомобилей, ездящих по дорогам ИРИ, были произведены именно KIA. Второй корейский автогигант Hyundai продолжает сотрудничать с Ираном, однако эта ситуация может вскоре измениться, поскольку американское руководство рассматривает возможность прекращения сотрудничества с концернами, активно работающими с Ираном. Напомним, что в августе этого года о прекращении поставок автомобилей в Иран объявил крупнейший мировой автоконцерн Toyota. Но, учитывая тот факт, что в последний год в Иран были поставлены всего 200 автомобилей этого концерна, влияние такого бойкота на иранскую экономику крайне мало. В этой связи, известный специалист автомобильного рынка Али Реза Пурхасани заявил, что прекращение поставок в Иран продукции южнокорейской компании Kia Motors не повлияет на цены на автомобили «Прайд-КИА» на иранском рынке. По словам г-на Пурхасани, на сегодня автомобили «Прайд» в значительной степени представляют собой продукцию отечественного производства и маловероятно, что прекращение экспорта продукции южнокорейской компании окажет серьезное влияние на цены на названные автомобили. Наиболее значительный ущерб от прекращения экспорта понесут те компании, которые представляют компанию Kia Motors в Иране. Это компании «Атлас ходроу» и «Асан мотор», которые служат связующим звеном между иранским рынком и компанией Kia Motors. При этом, Пурхасани отметил, что среди зарубежных компаний южнокорейским автомобилестроителям в лице компаний Kia Motors и Hyundai Motor принадлежит самая значительная часть иранского рынка. Рост цен на продукцию этих двух компаний в Иране в нынешних условиях во многом зависит от того, как будет происходить импорт автомобилей из Дубаи. Если же импорт из Дубаи продолжится, цены на импортные автомобили в Иране не претерпят особых изменений. Г-н Пурхасани отметил, что в самом худшем случае цены на автомобили компаний Kia Motors и Hyundai Motor на иранском рынке с учетом сложившихся условий вырастут на 3-5 млн туманов (на 3-5 тыс. долларов). В сентябре глава Организации авиационной промышленности Ирана Манучехр Мантаки заявил, что Иран ведет переговоры с тремя европейскими странами о совместном строительстве самолетов и о сотрудничестве в области авиационной промышленности. При этом г-н Мантаки не назвал страны, с которыми ведутся переговоры, и не сообщил никаких подробностей о ходе переговоров. По его мнению, в Иране создана прочная база для авиационной промышленности, однако пока формирование инфраструктуры не завершено. При этом есть все основания надеяться на то, что с пересмотром стратегии развития авиационной промышленности и расширением сотрудничества между соответствующими структурами намеченные цели по развитию отрасли будут достигнуты. Строительство По официальным иранским данным, в текущем году (21.03.2010 – 20.03.2011) на реконструкцию и строительство жилья в сельской местности выделено 40 трлн риалов (примерно 4 млрд долларов). Начиная с 2006 года, в Иране ежегодно реконструируется около 200 тыс. жилых зданий в сельских населенных пунктах. До сих пор работы велись строго в соответствии с разработанной программой. На данный момент при содействии со стороны правительства и банков подписаны договоры на реконструкцию 1 млн жилых зданий по всей стране, и работы уже начались. Населению передано 760 тыс. домов, и подписаны договоры на строительство до
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.