Израиль готов продавать оружие всем, кто может за него заплатить

22 июня 2006
A A A


2000 израильских компаний и частных лиц, отличающихся высокой мобильностью и предприимчивостью, имеющих широкие личные связи во всех уголках Земли, доводят процессы продажи оружия до совершенства, продавая его всем, кто может выполнить лишь одно непременное условие – заплатить, утверждает сайт Гражданского центра прикладных исследований. По его информации, ВПК Израиля состоит из более чем 200 государственных и частных компаний, ежегодный доход которых составляет 3.6 млрд. долл. Его основными особенностями являются: – обладание современными высокими технологиями, наличие значительной технологической и финансовой поддержки США (с 1979 г., когда Израиль подписал мир с Египтом, США ежегодно перечисляют Израилю около 3 млрд. долл.), высокая мобильность, предприимчивость менеджмента, широкие личные связи торговых посредников и специфическое понимание правил взаимодействия с партнерами. В 1996 г. Главное счетное управление Конгресса США выпустило доклад «Безопасность оборонной промышленности: недостатки организации американской безопасности по отношению к иностранным оборонным подрядчикам», в котором нашел отражение следующий вывод: «Согласно данным одной из разведывательных служб США, правительство Израиля осуществляет наиболее агрессивные шпионские операции против США среди всех американских союзников. Секретная военная информация и чувствительные военные технологии являются наиболее приоритетными целями для разведывательных агентств этой страны. Израиль охотится за этой информацией по трем причинам: 1) чтобы помочь технологическому развитию собственной оборонной промышленной базы; 2) обменять эту информацию другим странам по экономическим причинам; 3) обменять или продать эту информацию другим странам с целью развития политического альянса и альтернативных источников вооружений». Совокупность подобных качеств в значительной степени обеспечивает феномен последних десятилетий – высокую динамичность оборонной промышленности Израиля, и напрямую связана с достигнутыми этой страной показателями эффективности экспорта вооружений. Известно, что лишь 25% изготавливаемого в Израиле оружия предназначено для национальных вооруженных сил, а для обеспечения необходимой рентабельности остальные 75% должны быть проданы за рубеж. В предыдущие десятилетия ведущие производители вооружений никогда не рассматривали Израиль как своего конкурента. Относительно малые мощности израильского ВПК достаточно жестко определяли пределы его экспортных возможностей. И, как правило, Израиль практически не предлагал крупных образцов, а большинство израильских оружейных сделок оценивались не более чем в десятки млн. долл. Поэтому для достижения высоких показателей израильским фирмам требовалось продавать намного большее количество техники и систем. Это, в свою очередь, вело к необходимости значительного увеличения количества продавцов: к настоящему времени лицензиями на право торговли всеми видами оружия обладают около 2000 израильских компаний и частных лиц, а получить такую лицензию может практически каждый гражданин Израиля, не имеющий уголовного прошлого. В последние годы недооцененный ранее научно-технический потенциал Израиля в области создания новых систем вооружений и демонстрируемая страной активность сформировали благоприятную среду для триумфального выхода Израиля на мировой оружейный рынок, сделав торговлю оружием важным источником дохода для израильской экономики. Наиболее значительные прорывы были сделаны израильтянами в странах Азии и Европы, в первую очередь, в Китае, Индии и Турции. Способствовало этому и грамотное использование оставшегося от СССР «оружейного наследства», образовавшиеся бреши в бывшем советском секторе продаж. Особенную выгоду израильские торговцы оружием извлекли из удовлетворения спроса на поставки запасных частей и модернизации вооружений советского образца. С целью увеличения эффективности этого процесса, обеспечения необходимого протекционизма в 1997 г. при министерстве обороны Израиля была создана специальная группа содействия экспорту вооружений СИБАТ. Ее возглавил директор, генерал-майор Йосси Бен-Ханан. По его словам, главной задачей этой структуры является «не пополнение доходов израильских компаний, а поддержание на должном уровне наших технологических возможностей и инфраструктуры». Свою специфику имеет и технология оценки стороны, приобретающей оружие у Израиля или при его посредничестве. Так, давая в 1997 г. интервью газете «Иерусалим Пост» советник министра обороны Израиля Дэвид Иври сказал: «В настоящее время Израиль проводит политику невмешательства во внутренние дела любой страны мира. Мы также не любим и когда другие вмешиваются в наши внутренние дела. Поэтому наша политика не касается этих вопросов». В результате, не приходится удивляться тому, что Израиль продает оружие любым государствам и режимам, включая военные хунты, страны, находящиеся в состоянии гражданской войны, страны, не соблюдающие права человека и пр. Известно, что гватемальская армия получала израильское оружие в период между 1977 и 1981 гг., когда в этой стране бесследно исчезали тысячи людей. Израильское оружие также получали колумбийские наркобароны. Значительные по объему приобретения израильского оружия делали аргентинский режим Гальтиери, панамский режим Норьеги, никарагуанский режим Сомосы, а также Чили, Боливия, Сальвадор, Гаити, Шри-Ланка. Израиль также обеспечивал оружием ЮАР, в то время находившуюся в условиях действия эмбарго ООН. Подобные продажи оружия странам, бойкотировавшимися другими продавцами оружия, позволили Израилю стать одним из его ведущих экспортеров. Эта роль, своего рода «плохого парня», неоднократно и с успехом использовалась другими странами. Наиболее известным примером этого стала операция, получившая в СМИ обозначение «Иран-контрас». До исламской революции ирано-израильские отношения развивались в дружественном русле. В 1970-е гг. Израиль активно продавал в Иран оружие, обеспечивал подготовку специалистов шахской спецслужбы «Савак». Но после прихода к власти в Иране аятоллы Р.Хомейни ирано-израильские отношения были разорваны. Первое время это воспринималось Израилем как революционная риторика, и Израиль старался поддерживать с Ираном некоторый уровень торгово-экономических отношений. Именно это пригодилось в 1984 г., когда планы тайных военных поставок из США в Иран столкнулись с формальным вашингтонским процессом принятия решений, и чиновники из СНБ и ЦРУ начали искать обходные «неформальные» пути. Направление этих поисков подсказал Израиль, вскоре ставший главным каналом, через который начали осуществляться американские сделки с Ираном. Определенную роль в этом сыграли и надежды администрации США добиться освобождения нескольких американских заложников, захваченных в Ливане экстремистской шиитской группировкой «Хизбалла», находящейся под политическим контролем Тегерана. Крайнюю заинтересованность в налаживании контактов с Ираном путем поставок ему вооружений проявил премьер-министр Ш. Перес, который с января 1985 г. неоднократно обсуждал этот вопрос с генеральным директором МИД Израиля Д. Кимхе, своим помощником по вопросам борьбы с терроризмом А. Ниром, торговцами оружием А. Швиммером и Я. Нимроди. В результате многоходовых комбинаций, в августе 1985 г. Израилю было выдано разрешение на продажу Ирану американского оружия, что являлось более чем сомнительным с точки зрения американских законов. 30 августа первая партия из 100 противотанковых ракет «ТОУ» оказалась в Иране. 14 сентября в иранском городе Тебриз были разгружены доставленные из Израиля 408 американских ракет, а на следующий день на свободу вышел захваченный в Ливане священник Б.Уэйр. Техническая сторона операции выглядела следующим образом. Саудовский миллиардер А.Хашогги клал крупную сумму денег на указанный ему израильтянами счет в одном из швейцарских банков. На эти деньги закупалось оружие у правительства Израиля. Затем Хашогги выдавали на ту же сумму чек с отложенным до специального разрешения сроком получения денег со счета М.Горбанифара (международного торговца оружием, бывшего офицера «Савак», сотрудничавшего с ЦРУ). После доставки и проверки качества оружия в Тебризе иранцы переводили деньги на счет Горбанифара в Швейцарию, и Хашогги мог получить деньги по чеку. Сами американцы на этом этапе аферы не имели никакого финансового «навара» от поставок ракет Ирану, хотя израильтяне продавали их втридорога. Прибыль попадала к посредникам, а также в Израиль, который также получил возможность пополнять свой арсенал ракет, закупая их у министерства обороны США по обычной цене. В сентябре-октябре 1985 г. начался следующий этап переговоров об отправке в Иран третьей партии оружия - зенитных ракет «Хок». Согласно плану операции, 80 ракет «Хок» требовалось доставить 22 ноября из Израиля в третью страну - Португалию. Там оружие предусматривалось перегрузить на три специально зафрахтованных самолета, которые отправлялись бы в Иран один за другим, с интервалом в два часа. Когда получение груза, доставленного первым самолетом, будет подтверждено, иранцы должны были дать команду на освобождение в Бейруте пятерых американских заложников. Другие два самолета не приземляются в Тебризе, пока заложники не попадут в посольство США в Ливане. В случае успеха операции и гарантий иранской стороны в том, что шиитские экстремисты не будут в дальнейшем похищать американских граждан, предполагалось доставить Ирану дополнительно 40 зенитных ракет. Однако тщательно подготовленная операция провалилась. Правительство Португалии отказалось выдать разрешение на приземление на ее территории израильского самолета с грузом ракет на борту. В итоге груз был доставлен в Тебриз с трехдневным опозданием и лишь одним самолетом, в котором было 18 ракет «Хок». Ни один из американских заложников не был освобожден, а от ракет отказались. В качестве одной из главных причин, по которым ракеты не устроили Иран, было названо недовольство получателей их малым количеством, а также тем, что на них стояла израильская маркировка. 2 января 1986 г. помощник израильского премьер-министра по вопросам борьбы с терроризмом А.Нир предложил американским представителям очередной план. В соответствии с ним, Израиль должен был дать команду на освобождение около 20 членов группировки «Хизбалла», которые были захвачены произраильским «правительством» на Юге Ливана, и поставить Ирану 4000 ракет «ТОУ». Взамен «Хизбалла» должна была освободить всех американских заложников в Бейруте. 24 января 1986 г. американцами был подготовлен свой вариант операции, получившей название «Восстановление» и предусматривавшей передачу США Ирану разведывательной информации об иракских вооруженных силах и новые поставки ракет. После утверждения этого плана, 18 февраля первая партия из 500 ракет «ТОУ» была доставлена в Бендер-Аббас, тогда же были вывезены в Израиль «непринятые» иранцами ракеты «Хок». Вторая партия из 500 ракет «ТОУ» была доставлена 27 февраля, а через полгода, 3 августа в Иран были доставлены требовавшиеся иранцам запасные части для ракет «Хок». Подобные сделки с Ираном породили вал неподотчетной наличности: 6,3 млн. долл. от продажи февральской партии «ТОУ», 8,5 млн. долл. — за запчасти к ракетам «Хок» и 5 млн. долл. — за ракеты «ТОУ», отправленные в октябре 1986 г., то есть всего около 20 млн. долл. По, ставшему достоянием СМИ, свидетельству министра юстиции США Э.Миза, с января 1986 г. по каналам ЦРУ в Израиль было поставлено оружия на 12 млн. долл. В свою очередь, через свою агентуру в Иране израильские «посредники» продали американское снаряжение по более высокой цене, выручив 22-40 млн. долл., которые поступили на счета в швейцарский банк. Пентагону было выплачено 12 млн. долл. в качестве «компенсации» за стоимость вооружений. Остаток же, составивший 10-30 млн. долл. пошел на финансирование войны «контрас» против сандинистского правительства Никарагуа. Впрочем, интерес Израиля к операциям с Ираном стал спадать после того, как в Израиле появились сведения о том, что правительство Ирана приняло решение начать исследования в области производства оружия массового уничтожения. С завершением «холодной» войны проверенные годами маршруты следования израильского оружия стали все более усложняться, требуя использования ранее не применявшихся или более разнообразных мер логистического, транспортного и финансового обеспечения. При этом потребовалось значительно более широкое использование частных транспортных подрядчиков и брокеров для передач оружия, связанных сложными цепями поставок. Подобный недостаток прозрачности и эффективного контроля безусловно способствовал расширению использования израильского оружия как в вооруженных конфликтах, так и в диверсионных целях. Многочисленные примеры как прошлого, так и настоящего свидетельствуют, что израильское оружие передаваемое подобным образом часто оказывалось у преступных организаций или вооруженных групп, участвующих в терроризме, и расплачивающихся за оружие наличными деньгами или обменивающими его на наркотики, драгоценные камни и металлы, нефть, древесину и другие природные ресурсы. Вот лишь некоторые из примеров поставок израильского оружия в проблемные регионы. В 1994 г., базирующиеся в Великобритании торговцы оружия организовали передачу значительного количества израильского оружия в Руанду, во время осуществлявшегося там геноцида, несмотря на объявленное ООН эмбарго. В середине 1990-х гг. Израиль продал партию авиационных ракет класса «воздух-воздух» и выполнил модернизацию самолетов F-7 китайского производства для военной хунты в Бирме. В 1997 г. израильтяне выполнили модернизацию камбоджийских МиГ-21, и поставили оборудование для учебно-тренировочных самолетов L-39, в тот момент, когда эта страна находилась на грани гражданской войны. В 1997 г. Израиль продал Эритрее скоростные патрульные корабли, и одновременно модернизировал для Эфиопии самолеты МиГ-21. Для прекращения подобных поставок этим враждующим государствам, к Израилю с просьбой об этом обратилась ООН. В 1997 г. Израиль обеспечил ливанскую христианскую милицию, т.н. Армию Южного Ливана, стрелковым оружием, танками, артиллерийскими орудиями и советниками. Общая стоимость переданного оборудования и услуг составила 93 млн. долл. Однако после выхода Израиля из Южного Ливана эта армия распалась, и значительная часть поставленных вооружений попала к местным экстремистам. В 1998 г. Венесуэла приобрела в Израиле установки залпового огня, самолет-заправщик, оборудование радиоэлектронной борьбы, системы управления для фрегатов и подслушивающие устройства. В 2000 г. Израиль поставил в Шри-Ланка ракетные катера и беспилотные летательные аппараты. В 2001 г. Зимбабве приобрела через израильскую компанию «Beit Alfa Trailer Company» специально оснащенные полицейские машины, предназначенные для борьбы с беспорядками. В начале 2000-х гг. Израиль поставил в Колумбию радиопередатчики, тренажеры, оказал помощь в модернизации боевых самолетов. Продолжает осуществляться подобное сотрудничество и с территориально более близкими к Израилю государствами. В марте 2006 г. несколько израильских частных компаний обязались оказать техническую помощь спецподразделениям министерства внутренних дел Киргизстана. В состоявшихся тогда переговорах, проходивших в обстановке повышенных мер секретности, участвовали Амнон Липкин-Шахак, генерал-лейтенант запаса, возглавлявший в 1986-91 гг. израильскую военную разведку, руководивший Генеральным штабом армии. В этот раз он представлял компании «Safeguard International & Technology» и «Tahal», крупнейшую израильскую инженерно-консалтинговую компанию. Вместе с ним в состав делегации входили Габриель Вануну, президент компании «Wanono-Karosen Group», Хаим Авидан, вице-президент компаний «Zander» и «Shamoon group», Александр Блиндер, председатель правления компании «Sollers ABV Group». В оговоренные на этих переговорах обязательства входит поставка экипировки, полицейских джипов, спецтехники для разгона демонстраций и для операций против террористов, в частности в горных условиях. Также планируется участие израильтян в создании учебного антитеррористического центра на территории республики, где планируется готовить «коммандос» МВД и СНБ Киргизстана. К этому делу планируется привлечь израильских инструкторов из элитных подразделений полиции, армии и Службы общей безопасности. В середине мая 2006 г. в сообщениях ряда международных наблюдателей было отмечено перемещение запасов оружия и боеприпасов из Сербии и Черногории в Ирак и Афганистан, причем о прибытии этого «товара» по месту назначения известно значительно меньше. Активное участие в этом принимает ранее неизвестная, зарегистрированная в Израиле компания «Talon», вышедшая на главную роль в передаче вооружений из Сербии на Ближний Восток. Комментируя эти сообщения, министерство международных экономических отношений Сербии и Черногории заявило, что полное название компании «Talon Security Consulting and Trade Ltd.», и она зарегистрирована в Тель-Авиве, в комплексе «Башни-близнецы». В свою очередь, по данным Федерации израильской торговой палаты владельцем «Talon» является Шмуэль Авиви, которого израильские источники представляют как бывшего израильского военного атташе в Швейцарии. Еще одним направлением оружейного транзита с израильским участием в последнее время стал иракский Курдистан. Растущий интерес Израиля к Курдистану обычно связывают с его заинтересованностью в переменах в этом регионе с целью обеспечения своих военно-политических и экономических интересов. Но и здесь израильтяне демонстрируют свои специфические наработки. 1 декабря 2005 г. в израильской газете «Едиот ахронот» появился материал, свидетельствующий о том, что израильский спецназ тайно обучает иракских курдов методам «борьбы с терроризмом». С этой целью израильтяне организовали крупный тренировочный лагерь в пустынной части Курдистана, где проходят обучение местные «спецназовцы». Подобное сотрудничество держится в тайне, и израильские инструкторы попадают в Ирак через границу с Турцией под видом специалистов по сельскому хозяйству или инженеров-строителей. Одновременно в курдские районы Ирака поставляются из Израиля тонны оборудования военного и двойного назначения: системы автоматического оружия, бронежилеты, средства связи, транспорт и, даже служебные собаки. В числе задействованных в этом процессе компаний-поставщиков отмечены «Motorola Israel», «Magalcom Communications and Computers», а также компания, которую по данным «Едиот ахронот» основал бывший руководитель «Моссад» Дани Ятом, ныне член кнессета. Комментируя этот материал «Едиот ахронот», представитель министерства обороны Израиля заявил: «Мы не давали разрешения израильтянам работать в Ираке, и вся эта деятельность, если она действительно имеет место, является частной инициативой, ответственность за которую лежит на работниках и их работодателях».
Источник: Форум.Мск.Ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.