Ахмадинежад бросает перчатку иранскому истеблишменту

16 августа 2018
A A A


Поскольку Иран погружается глубже в экономический кризис, иранский истеблишмент пытается сдержать ситуацию. Чтобы проиллюстрировать это, такие гранды истеблишмента, как Ахмад Джаннати, который является председателем, как Ассамблеи экспертов, так и Совета стражей, призывают к скорейшим судебным разбирательствам и жестким наказаниям для экономических "преступников".

Это действие следует вслед за утверждением иранского лидера аятоллы Хаменеи о создании "специальных судов" для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями. Это признак серьезности кризиса и его потенциального усиления после того, как в начале ноября будут вновь введены полные санкции США, поэтому иранские лидеры и официальные лица призывают к казни экономических преступников на основании "распространения коррупции на земле" (термин из Корана - ред. IRAN.RU).

Эти меры могут сдерживать наиболее вопиющих преступников, а в более широком плане они могут создать психологические условия, чтобы противостоять санкциям США и их далеко идущим экономическим и политическим последствиям. Но они не смогут устранить глубинные причины коррупции и неэффективности нынешней иранской экономики.

Напротив, бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад требует корневого и отраслевого подхода, призвав нынешнего президента Хасана Роухани уйти в отставку. В то время как критики и враги Ахмадинежада предсказуемо обвиняли его в политическом оппортунизме, основной факт заключается в том, что бывший президент представляет собой значительную избирательную группу в Исламской Республике, которая требует радикальных решений интенсифицирующих экономические и политические проблемы страны.

Радикальный популист

С момента ухода от власти в 2013 году, Ахмадинежад пытался снова заняться политикой, хотя бы для того, чтобы ответить на обвинения его критиков и противников, наиболее громкие из которых были согласованы с нынешней администрацией Роухани. Однако после протестов в конце декабря и начале января, Ахмадинежад активировал свои атаки на некоторые структуры государственной власти.

Реакция властей на попытку Ахмадинежада вернуться к власти состояла в  использовании судебной системы для запугивания и для того, чтобы заставить молчать сторонников бывшего президента. Некоторые из ближайших помощников бывшего президента в настоящее время томятся в тюрьме, либо осуждены, либо ждут суда. К ним относятся бывший вице-президент Хамид Багаи, который был приговорен к 15 годам тюремного заключения по обвинению в коррупции, и еще один вице-президент Эсфандиар Рахим Машаи, который был арестован в конце марта.

Арест и продолжающееся содержание под стражей Машаи породили опасения, что власти намерены полностью разгромить фракцию Ахмадинежада, возможно, даже используя чрезвычайную продолжительность ареста бывшего вице-президента. Бывший сотрудник разведки Рахим Машаи считается главным идеологом движения Ахмадинежада.

Но арест руководства - это только верхушка айсберга. С начала года десятки активистов и влиятельных сторонников, связанных с Ахмадинежадом, были либо арестованы, либо подвергнуты некоторому давлению со стороны сил безопасности и судебных органов. Цель этих репрессий состоит в том, чтобы помешать бывшему президенту укрепить свою политическую базу и, в более широком плане, охватить широкую общественность. Власть боится феномена Ахмадинежада, поскольку он представляет собой четкую третью силу в иранской политике. Движение Ахмадинежада является радикальным отходом от политических и экономических доктрин консервативных фракций (из которых оно первоначально возникло) и, конечно же, является анафемой для реформистов.

Политический сдвиг

В то время как Ахмадинежад ранее концентрировал большую часть своего гнева на судебной системе - отчасти из-за неустанного давления последней на его помощников и сторонников - теперь он поднял ставки, четко сосредоточившись на Хасане Роухани.

В некотором смысле это отложенная реакция на все обвинения и нападения со стороны сторонников Роухани за последние пять лет. Как умелый политик, Ахмадинежад тщательно выбрал свое время, когда Роухани, по-видимому, находится в своем самом слабом положении из-за коллапса ядерной сделки и ухудшения экономической ситуации.

В то время как некоторые иранские аналитики преуменьшают влияние Ахмадинежада на политическую сцену, приписывая ему местнические мотивы, факт остается фактом: при более благоприятных политических условиях, не в последнюю очередь при снятии давления со стороны сил безопасности и судебных органов, бывший президент может стать более чем влиятельным соперником для политиков - тяжеловесов слева и справа.

Что касается призыва Ахмадинежада к отставке Роухани, то это вряд ли сразу же выбьет из колеи действующего президента, не в последнюю очередь потому, что в последние недели консервативный истеблишмент сплотился вокруг борющегося иранского президента. Принимая более жесткую позицию в отношении внешней и внутренней политики, Роухани переместился вправо и, как правило, дистанцировался от своей реформистско-центристской базы. Несмотря на политическое маневрирование, Роухани не может скрыть ужасающую экономическую бесхозяйственность его администрации.

В то время как санкции - или, точнее, их угроза - создали правильное фоновое настроение для нынешнего экономического кризиса, особенно бурное на валютном и золотом рынках, прежде всего экономическая бесхозяйственность позволила ситуации выйти из-под контроля.

Правительство Роухани и его экономическая команда, в частности, по-видимому, совершенно не связаны с обычными людьми, о чем свидетельствует скандал вокруг их астрономических зарплат и более широко распространенное кумовство и связанное с ним циничное отношение, которое определяет нынешнюю администрацию.

Ахмадинежад вполне способен использовать недовольство, вызванное политикой Роухани не в последнюю очередь из-за его непреклонного обращения к рабочему классу, который был наиболее сильно затронут неолиберальной экономической этикой нынешнего правительства. Более того, он также имеет возможность обратиться к определенным слоям среднего класса, уровень жизни которых быстро падает в разгар экономического кризиса. Хотя средний класс традиционно выступал против Ахмадинежада, тем не менее разочаровывающее правление Роухани может вызвать радикальный сдвиг в этих отношениях.

Оппозиция Ахмадинежада нынешней администрации - это не столько "реинкарнация", как описывают это некоторые аналитики, а фактически продолжение его популистского подхода к политике. Хотя большинство аналитиков и политических инсайдеров игнорируют его перспективы, тем не менее события и кризисы в ближайшие месяцы и годы могут вновь привести Ахмадинежада в центр иранской политики.

Махан Абедин.

Махан Абедин - журналист, специализирующийся на исламских делах и политический аналитик по Ближнему Востоку. Он является директором исследовательской группы "Dysart Consulting".

Источник: https://www.middleeastmonitor.com/20180816-ahmadinejad-throws-down-the-gauntlet-to-the-iranian-establishment/

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции IRAN.RU. Материал публикуется в порядке дискуссии о будущем Исламской Республики.


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.