Хотя в Саудовской Аравии сильно опасались победы Трампа на президентских выборах в США, сделав ставку на Х. Клинтон и ее «особое» отношение к ваххабитскому королевству, подпитанному финансовыми вливаниями в клинтоновский фонд, как оказалось, Эр-Рияду нечего было бояться. Испытывающий резкую неприязнь к Ирану новый президент Америки начал свою деятельность с резких нападок на Тегеран. В саудовском королевстве сразу же воспрянули духом: ведь ненависть к Тегерану и шиитам в целом является краеугольным камнем внешней политики Эр-Рияда. Саудовцы решили, что в этих условиях можно вновь начать конфронтацию с Ираном, обвиняя его во всех грехах – от глобальной иранской экспансии в арабском мире до попыток свергнуть прогнившую монархию в самой Саудовской Аравии с опорой на шиитское меньшинство в этой стране. Начался новый виток саудовско-иранского противостояния.
США боятся иранского влияния
Претензии и обвинения Саудовской Аравии в адрес Тегерана остаются все те же. Во всем королевская правящая семья усматривает дестабилизирующую роль Тегерана на Ближнем Востоке. Президент Трамп тоже говорит сейчас лишь об этом, придав американским угрозам новый импульс.
Новый хозяин Белого дома подписал весьма сомнительный в международно-правовом отношении указ о временном запрете (на 90 дней) въезда в США граждан семи стран, включая Иран. Даже в самих США его не восприняли как имеющий логическое объяснение и мотивировку с точки зрения уважения прав человека. А когда 29 января Иран провёл испытательный пуск баллистической ракеты, Вашингтон обрушился с обвинениями на Тегеран в нарушении сделки по иранской ядерной программе (ИЯП). Хотя в резолюции Совета Безопасности ООН 2231 от 20 июля 2015 года никаких запретов в этой сфере нет. В резолюции содержится лишь призыв к Тегерану воздержаться от разработки и испытаний баллистических ракет, способных доставлять ядерное оружие.
Тем не менее, администрация Трампа ввела санкции против 13 физических лиц и 12 компаний в Иране. Понятно, что подобные односторонние американские меры Тегеран не остановили. Иранское руководство оценивает решение Трампа как дискриминационное и не имеющее правовой основы с точки зрения достигнутого соглашения с «шестеркой». Плановая работа по модернизации ракетного потенциала в Иране не прекращается, новые испытания ракетного вооружения продолжаются.
Ясно, что от этого всплеска эскалации напряженности между Вашингтоном и Тегераном в первую очередь выиграют саудовцы. Устраивает политика Трампа и Израиль, который не оставил надежд поставить Иран на колени с американской помощью. Таким образом, на горизонте замаячило «трио» Вашингтон - Тель-Авив - Эр-Рияд, которое исчезло при Обаме. И под предлогом «иранской угрозы» КСА сможет закупить новую партию современного американского наступательного оружия.
Сирия и Йемен – испытание Ирана на прочность
Устраивает Эр-Рияд и стремление нового американского руководства «выдавить» Исламскую Республику из Сирии. Трамп возродил идею создания на севере Сирии так называемых «зон безопасности», где могли бы под иностранной военной «защитой» укрыться сирийские беженцы из районов боевых действий в САР. То есть де-факто он призвал к расчленению Арабского государства и вводу в страну иностранных войск. Конкретики пока не последовало. Но сама постановка вопроса о «зонах безопасности» отвечает интересам Саудовской Аравии, которая через них получит «доступ» к снабжению оружием и финансами, а также к подготовке боевиков различных вооружённых группировок экстремистского толка. Причем не на Севере, где почти нет ИГ и Джабхат ан-Нусры, а в южных и западных провинциях страны, которые крайне важны для интересов России и Ирана.
Но особенно радует Аль Саудов новая линия США в Йемене. На днях США направили крейсер «Коул» в район йеменских прибрежных вод, где накануне повстанцы-хуситы нанесли ракетный удар по фрегату ВМС Саудовской Аравии. А в ночь со 2 на 3 марта с.г. американцы высадили в Йемене с вертолетов десант спецназа под предлогом борьбы с террористами АКАП. А значит, срабатывают замыслы королевства по втягиванию Вашингтона в йеменский конфликт путем создания опасной обстановки около порта Ходейда и в других провинциях Йемена.
Эти планы опасны не только для Ирана, который обвиняется в «экспансии» на юге Аравийского полуострова через коалицию хуситов/салеховцев, но и для России. Блокада Йемена с моря привела к проблемам с поставками продовольствия в Сану, где прошли мощные демонстрации против гуситских властей из-за невыплаты зарплат служащим. Досталось и Москве – ведь в РФ не только напечатали новые йеменские банкноты, но и передали их в Аден сторонникам проамериканского и просаудовского «президента» А.Хади, а в столицу и на север ЙР они не поступили. В соцсетях Саны многие обвинили РФ в поддержке «террористов», которые бомбят с воздуха йеменскую столицу и другие города. То есть в поддержке аравийской коалиции во главе с саудовцами, ВВС которых и их союзников варварски бомбят Йемен.
Более того, Россия вообще как-то странно реагирует на саудовские провокации. Так, 14 января с.г. некий саудовский медиа-ресурс сообщил о том, что убит российский посол в ЙР В. Дедушкин в результате покушения на него. И эта новость была тут же растиражирована мировыми СМИ. Хотя известно, что посол РФ находится в Эр-Рияде при А.Хади, а посольство находится в Сане при хуситах. МИД России ограничился лишь опровержением этой «новости», хотя ясно, что без разрешения саудовских властей никто в КСА на подобную дезинформацию просто бы не решился.
Напомним, что незадолго до этого аналогичный саудовский медиа-ресурс, сославшись на некую встречу главы МИД КСА с руководством своего ведомства, сообщил о высылке российского посла и разрыве дипотношений с РФ в течение 48 часов из-за несогласия с военной операцией в Алеппо. В Москве предпочли просто обойти этот факт откровенной провокации молчанием, удовлетворившись объяснением Эр-Рияда о том, что подобный сайт просто не известен в королевстве.
Видимо, в Москве все еще питают иллюзии относительно обещаний принца Мухаммеда бин Салмана о щедрых саудовских вливаниях в российскую экономику и возможности договориться с саудитами о повышении цен на нефть. Иначе не объяснить столь странную спокойную реакцию нашего МИДа, учитывая способность его официального представителя М.Захаровой громко выступать с гневной критикой по значительно менее важным дезинформационным поводам.
Возврат к поставкам оружия из США
США обрадовали Саудовскую Аравию своей готовностью довести до огромных размеров военно-техническое сотрудничество с Эр-Риядом и другими странами ССАГПЗ, чтобы «выбить» Иран из Персидского залива. Так, председатель сенатского комитета по иностранным делам республиканец Боб Коркер заявил, что ожидает одобрения Белым домом продажи истребителей F-16E/F Бахрейну по контракту, который ранее блокировался администрацией Обамы, обвинявшей Бахрейн в нарушениях прав человека.
Положительная реакция тут же пришла из военно-промышленных кругов США, экспортный потенциал которых во многом запрограммирован на поставки оружия аравийским монархиям. Представитель американской оборонной корпорации Lockheed Martin заявил, что продажа Бахрейну 19 единиц F-16 на сумму 2,8 млрд. долларов имеет критически важное значение для сохранения производственной линии компании.
Бахрейну в Саудовской Аравии уделяют особое внимание. Это островное королевство чрезвычайно важно для Эр-Рияда, поскольку 2/3 его населения – шииты, а монарх – суннит, жестко подавивший народные выступления с помощью саудовских танков в 2011 году. В Эр-Рияде опасаются, что Тегеран хочет устроить революцию на Бахрейне, чтобы затем перекинуть ее пламя на шиитскую Восточную провинцию КСА, богатую нефтью, и тем самым лишить власти династию Аль Сауд.
В целом, приход Трампа в Белый дом никак не ухудшил ситуацию для Саудовской Аравии в том, что касается ее конфронтации с Ираном. Вашингтон при новом президенте стремительно стал клонить дело к новой эскалации напряженности в отношениях с Ираном. Судя по всему, у Саудовской Аравии формируется принципиально иное восприятие Ирана, чем то, которое было у саудитов при Обаме. И виной тому Трамп и его команда.
Если бывший президент и не испытывал особых иллюзий по поводу возможности быстрой смены содержания американо-иранских отношений с взаимного недоверия на диалог, но пытался это делать, то у нынешнего хозяина Белого дома этого стремления нет. В окружении Трампа Тегеран ассоциируется именно с проблемой регионального масштаба, сопоставимой с теми, которые «создают» Китай и Россия для глобальных и региональных интересов США и их позиции мирового «жандарма».
Саудовскую Аравию и её союзников по ССАГПЗ в Персидском заливе такая политика Вашингтона не может не поощрять на авантюризм. Вплоть до военных «приключений», что чревато истерией вокруг ИРИ, характерной для 2010 года, когда раздавались открытые призывы КСА к Тель-Авиву и Вашингтону нанести «превентивные удары» по объектам ядерной инфраструктуры Ирана. Саудиты даже открывали для Израиля свое воздушное пространство под видом учений своей ПВО.
******
В этой ситуации Тегерану есть о чем поразмыслить. Как, впрочем, и Москве. У них вырисовываются общие опасности в лице США и их регионального вассала – Саудовской Аравии. Опасность не только политическим интересам на Ближнем Востоке, но и будущему экономической стабильности. А это уже вопрос выживания властей как в ИРИ, так и РФ. Хочется верить, что иллюзии в Москве по поводу избрания Трампа президентом уже прошли с началом его деятельности. Видимо, и Тегерану нужно быстрее двигаться навстречу России, чтобы создать прочный фундамент для военно-политического альянса обеих стран. Речь не идет о союзе, направленном против третьих стран, тем более не против КСА и ССАГПЗ, а ради безопасности в регионе и во имя национальных интересов России и Ирана.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий