Иран не отступит от позиции аятоллы Хаменеи в вопросе Каспия

19 ноября 2010
A A A


Твердость иранской позиции связана также с внутренним законодательством страны Нерешенность проблемы правового статуса Каспия является одним из главных факторов, препятствующих не только развитию экономического сотрудничества прикаспийских государств, но и накладывающих негативный отпечаток на обстановку в регионе. Хотя переговоры между прикаспийскими государствами длятся на протяжении многих лет, пока не существует никаких договоренностей по поводу определения правового статуса Каспийского моря. Все страны при решении проблемы Каспия исходят исключительно из национальных интересов, но основное противоречие прикаспийского вопроса заключается в проблеме распределения нефтегазовых месторождений Каспийского бассейна. На сегодняшний день пять стран достигли согласия в том, что Каспий - это озеро и на него распространяются принятые ранее решения. Оно не может считаться международным. Таким образом, с учетом географического положения, а также с учетом природных ресурсов этого озера на него должны распространяться монопольные права прибрежных государств, и особый правовой статус должен определяться только этими государствами. Никакой другой правовой статус, выходящий за рамки принятых пятью странами решений, не может иметь законной силы. Одним словом, исключается участие других стран, кроме России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана, в определении правового статуса Каспия. Почти все страны региона согласны с разделом каспийского дна и его ресурсов, сохраняя в общем при двустороннем или многостороннем пользовании водную акваторию. Пока на равном доступе всех стран региона к любым участкам Каспия официально настаивает Иран, что связано, в частности, с отсутствием в иранском секторе бассейна нефтегазового сырья. Стоит отметить, что именно там сосредоточены крупнейшие в регионе осетровые ресурсы - из-за благоприятной экологической ситуации в этом районе. Как известно, сегодня Россия, Азербайджан и Казахстан выдвигают единое предложение - разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Более того, как было отмечено выше, они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна. В жесткой оппозиции такой модели решения каспийской проблемы остается Иран, который настаивает на принципе кондоминиума, то есть общего владения морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то на делении Каспия на пять равных долей по 20%. Однако опять же Россия, Казахстан и Азербайджан принципиально против такого разграничения морского дна. Согласно заключенным двусторонним соглашениям между Российской Федерацией и Азербайджаном, Российской Федерацией и Казахстаном, а также Азербайджаном и Казахстаном, при разграничении морского дна России достанется 19% морского дна, Азербайджану - 18% и Казахстану - 27%. Таким образом, на три упомянутых государства придется 64% морского дна Каспийского моря. Из оставшихся 36% морского дна Ирану достанется всего от 11 до 14%, что никак не устраивает Тегеран. Иранцы периодически напоминают, что в соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки, а до этого момента принятые ранее договора между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря Иран рассматривает любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран как неприемлемые. В этом состоит суть официальной позиции Ирана, принятой Высшим советом национальной безопасности и утвержденной лидером ИРИ аятоллой Хаменеи. Твердость иранской позиции связана также с внутренним законодательством страны, которое запрещает руководству ИРИ заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу. А отказ иранских представителей идти на какой-либо компромисс в вопросе определения правового статуса моря не что иное, как нежелание отойти от принятой генеральной линии Хаменеи, которое, в обратном случае, может быть расценено как нанесение ущерба национальным интересам страны. Однако сложность положения для ИРИ заключается в том, что, продолжая придерживаться требования 20 процентов моря, иранцы сами себя загнали в дипломатический тупик. Большинство экспертов в области каспийской проблематики практически уверены, что четверка других прикаспийских стран не согласится с выделением Тегерану требуемой доли. При обсуждении этой проблемы представители РФ, Казахстана и Азербайджана неоднократно и недвусмысленно давали понять ИРИ о необходимости отказа от позиции требования 20% доли как бесперспективной и тормозящей переговорный процесс. Создается такое впечатление, что ИРИ умышленно затягивает переговорный процесс. Действительно, Тегеран, оценивая свой энергетический потенциал, возможно, считает, что, в отличие от других государств, может затягивать этот процесс и путем переговоров добиться положительного для себя решения, обходясь без полномасштабной разработки каспийских месторождений. Тем более что, по мнению экспертов, ряд крупнейших углеводородных блоков расположен таким образом, что независимо от того, площадь иранской зоны составит 14% или 20%, они все равно будут расположены на стыке зон с другими государствами. Кроме этого, по оценкам независимых специалистов, в зависимости от способа раздела Каспия иранские запасы могут изменяться в 2,5 раза. Таким образом, в настоящее время Иран занимает твердую позицию по отстаиванию своих прав на 20%-ную экономическую зону. В этих условиях пятерке прикаспийских стран в ближайшее время будет проблематично найти правовое решение каспийской проблемы. А для решения всех международных вопросов по правовому статусу Каспия необходимо убедить Тегеран в том, что иранская доля в 14% является справедливой, а не компромиссной. Но это пока вряд ли возможно. С этой точки зрения, приходится констатировать, что все это может обострить потенциальные проблемные узлы и риски, которые способны в той или иной степени негативно отразиться на эволюции политико-экономических процессов на Каспии. В Каспийском регионе присутствуют такие факторы, как религиозный, военно-политический, социальный и культурно-психологический. Кроме того, особую роль играют внешнеполитический и идеологический факторы. Именно они объясняют подверженность того или иного государства Каспийского региона диверсифицированным рискам, вызовам и проблемам, существующим или способным проявиться в видимой перспективе. В настоящий момент в регионе Каспия особенно остро стоят такие проблемы, как сохранение латентного потенциала конфликтогенности и геополитического соперничества, неразрешенность правового статуса, рост экологической нестабильности и концептуально недостаточная транспарентность вопроса о транзите энергетического сырья. Данные проблемы образуют общий взаимозависимый конгломерат путем экстраполяции «наслаивающегося эффекта» друг на друга, который обостряет общую ситуацию и приводит к усилению негативного влияния на ход развития региональной политико-экономической системы. В целом комплекс взаимосвязанных проблемных моментов оказывает определяющее воздействие не только на развитие Каспийского региона как важного ресурсно-энергетического и транзитного пространства, но и на сохранение стабильности и безопасности в более широком, континентальном, масштабе. Стоит подчеркнуть, что Каспийский регион фактически образует единое геостратегическое пространство с Центральной Азией и Кавказом, что обуславливается сущностной идентичностью процессов, тесной взаимозависимостью политических и экономических систем и подверженностью объективно одинаковому комплексу вызовов и угроз. Каспий в обозримой перспективе будет оставаться одной из основных потенциальных зон мировой нестабильности, вероятным источником различных конфликтов и столкновения интересов разного уровня: от локальных до глобальных. С точки зрения экспертов Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира (СИПРИ), сегодня не меньшее, а возможно и большее, значение имеет стратегическое положение Каспия как своеобразного узла, где сходятся важнейшие культурные, военно-политические, торгово-экономические «нити», протянутые между Европой и Азией, Востоком и Западом, Севером и Югом. Ситуация в Каспийском регионе характеризуется непостоянством вследствие того, что регион не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Несмотря на некоторые положительные подвижки, наблюдаемые в процессе нейтрализации ряда проблемных узлов Каспийского региона (сближение позиций государств по правовому статусу и другие аспекты), можно констатировать тот факт, что, ввиду слабости и недостаточной гибкости системы региональных отношений, нестабильной ситуации в соседних регионах, слабой межгосударственной кооперации по ряду геостратегических, политических и экономических вопросов, проблемные моменты в перспективе, вероятно, обострятся. Тогрул Велиханлы Источник:"vesti.az"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.