Россия и Иран готовы нажать кнопку «перезагрузки» сотрудничества

27 ноября 2009
A A A


К визиту министра энергетики РФ С.Шматко в Исламскую Республику Иран На фоне непрекращающегося давления на иранское руководство со стороны США и их союзников с целью заставить его свернуть свою программу атомной электроэнергетики, поставив под полный международный контроль обогащение урана, российские власти активизируют сотрудничество с Тегераном. В ходе запланированного на 30 ноября – 1 декабря с.г. визита в Исламскую Республику Иран министра энергетики РФ Сергея Шматко, являющегося также главой российской части межправительственной комиссии (МПК) по сотрудничеству между Россией и Ираном, намечено провести переговоры по широкому кругу вопросов, касающихся торгово-экономического и научно-технического взаимодействия обеих стран. В преддверии этой поездки, главный редактор РИА ИРАН НЬЮС Владимир Онищенко встретился с заместителем директора Департамента стран Азии и Африки Министерства экономического развития Александром Карпичем. Этому департаменту Минэкономразвития было поручено организовать и подготовить визит высокопоставленной российской делегации. Владимир Онищенко: Господин Карпич, МПК – довольно значимая структура государственного уровня для развития взаимовыгодного сотрудничества между Ираном и Россией. Сейчас ее после г-на Кириенко возглавляет министр энергетики Сергей Шматко. Полномочия делегации, видимо, будут расширены, а дискуссии такого уровня уже давно не проводились. Коснутся ли они более широкого круга вопросов, чем область энергетики? И, кстати, когда в последний раз проводилось пленарное заседание МПК с иранской стороной? Александр Карпич: Это было два года назад, и Вы правы, на заседании будет организован расширенный диалог. Поэтому и состав делегации, и её программа будут отличаться от прежних визитов. Хотя все аспекты Меморандума 2007 года о развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества сохранятся. В.Онищенко: Можно ли сейчас говорить, что созрели условия для «перестартовки» отношений и сотрудничества между РФ и ИРИ? Готовы ли мы нажать знаменательную кнопку «перезагрузки», только уже на иранском направлении»? Есть ли реальные перспективы взаимодействия и что можно ожидать в ближайшей перспективе? А.Карпич: Многое говорит о том, что и Россия, а главное, и Иран, готовы к лучшим переменам в сотрудничестве. Предстоящее пленарное заседание МПК представляется как крайне важное мероприятие. Это будет широкая дискуссия и обмен мнениями, общение на правительственном уровне и между экспертами с обеих сторон. Наш министр энергетики встретится не только со своим коллегой, но и с министром иностранных дел Ирана г-ном Моттаки, который является главой иранской части межправительственной комиссии по сотрудничеству между Россией и Ираном. Возможны встречи с другими иранскими министрами. Уже вырисовывается широкий круг тематики переговоров, включая разноплановые контакты команды экспертов. Это, замечу, делается не часто и не со всеми странами. Хорошо, что встреча организована. Всё-таки регулярность контактов такого уровня в рамках МПК была нарушена. В прошлом году, например, запланированная встреча по разным причинам не состоялась. На этот раз мы готовы обсудить в Тегеране со своими иранскими коллегами и партнерами гораздо больший круг взаимовыгодных вопросов, чем, например, атомная энергетика. Речь идет об обширном спектре сотрудничества. Иран, по-прежнему, однозначно рассматривается российским руководством в качестве серьезнейшего торгово-экономического партнера. В.Онищенко: Что позволяет так характеризовать в настоящее время Иран? А.Карпич: Свидетельство этому ряд факторов. Еще прежний Меморандум от 2007 года, о котором мы упоминали, уже имеет все срезы многостороннего сотрудничества между нашими странами. Далеко не со всеми зарубежными партнерами у России имеются подобные программные документы или, как мы их называем, «дорожные карты» в хозяйственных отраслях и направлениях взаимодействия. С Ираном как раз всё это есть. Таким образом, у нас уже определены на среднесрочную перспективу темы, проекты и вопросы, которые обрели форму серьезного документа. Вокруг них будет продолжен переговорный процесс в Тегеране, и мы постараемся добиться определенный результативности. Еще на прошлом заседании МПК мы говорили о том, что нельзя притормозить только на торговом сотрудничестве. Это было бы, по меньшей мере, недальновидно. Потому что перспектива товарообмена не должна чем-то ограничиваться. Надо расширять сотрудничество за счет перехода на новые модели взаимодействия. В.Онищенко: Это похоже на совершенно иной подход к сотрудничеству с Ираном. А какие модели взаимодействия предполагаются и будут предложены иранским партнерам? А.Карпич: Это, в первую очередь, модели развития производственно-кооперационных и инвестиционных проектов. Речь уже идет не о банальном обмене какими-то равнозначными, и, тем более, неравнозначными товарами или продуктами. «Дорожная карта» в виде нового Меморандума должна стать основой и подспорьем для реальной работы. В.Онищенко: Расскажите, пожалуйста, о роли Министерства экономического развития в деятельности межправительственных комиссий. А.Карпич: Наше Министерство по своему статусу и «Положению о межправительственных комиссиях» - тот самый орган, который отвечает за работу всех таких комиссий. В структуре Минэкономразвития находятся все секретариаты российских частей МПК, в том числе с Ираном. Исходя из того, что ИРИ – важнейший торгово-экономический партнер, у нас разработан, как мы его называем, «страновой план действий», (нечто - «Country Action Plan» - примечание Редакции). Этот документ - тоже типа «дорожной карты», но более тонкой «настройки», рассчитанный на активизацию действий всех федеральных уровней исполнительной власти на сотрудничество, в данном случае, с Ираном. Здесь мы сталкиваемся с множеством вопросов, касающихся наших внутренних российских «настроек». Министерство подготовило такой «страновой план» действий и он сейчас согласовывается с органами исполнительной власти. В.Онищенко: А в ходе предстоящего визита будет что-то использоваться из этого плана, ориентированного на Иран, - какие-то его пункты, элементы, направления? А.Карпич: Во-первых, упор будет сделан на то, что начато, что-то уже сделано, но, по каким-то причинам, не завершено. В целом это понятная специалистам логика и часть развития взаимодействия. Многие проекты, в том числе инвестиционные, как известно, требуют некоторого времени для того, чтобы с уверенностью можно было бы утверждать, что проект именно заработал. Это должно коснуться целого ряда направлений сотрудничества. Одно из них я назвал. Это – незавершенные проекты, которые подчас делаются уже не один год, но пока не реализованы до конца. Второе, или как бы следующий блок вопросов - это обсуждение принципиально новых проектов, технологий. С учетом президентской Программы модернизации нашей экономики, придания инновационного характера национальному экономическому развитию, должно измениться и сотрудничество с рядом стран, в том числе с Ираном. Поэтому на заседаниях МПК будут неизбежно обсуждаться вопросы взаимодействия, например, в области нанотехнологий, информационных технологий, кооперационного производства в таких технологичных сферах, как авиа- и судостроение и на других направлениях. Этот второй блок планируется прорабатывать как на уровне министров, так и между соответствующими экспертами. В.Онищенко: Как, по Вашей оценке и мнению специалистов Министерства, готов ли будет Иран обсуждать проблемы сотрудничества в таком новом формате? А.Карпич: Мы тоже изучаем Иран, следим за его технологической политикой. Мы прекрасно представляем и понимаем позицию Тегерана на внешнеэкономической и политической карте мира и всего региона Большого Ближнего Востока. Мы полагаем, что Иран готов с нами сотрудничать. Перед визитом мы согласовывали многие вопросы. И как раз здесь уместно поговорить о третьем блоке вопросов, которые будут вынесены на обсуждение МПК. Речь идет о сотрудничестве на региональном и субрегиональном уровнях. Это, например, проработка вопросов, связанных с созданием в перспективе Организации Каспийского (Прикаспийскоого) экономического сотрудничества (ОКЭС). Эта тема получила некий новый импульс в прошлом, 2008 году, на Астраханском совещании прикаспийских государств. В.Онищенко: Процесс создания ОКЭС сталкивается с различиями в подходах его участников. Очевидно, иранская сторона проинформирует о развитии своей позиции по этому вопросу. А какие усилия предпринимаются Россией на этом важном, но не простом направлении? А.Карпич: Сейчас наши эксперты отрабатывают параметры создания ОКЭС и механизмы ее работы. Мы готовы к диалогу, и, в первую очередь, мы хотели бы услышать мнение иранской стороны - как она видит взаимодействие вокруг Каспия. На этом направлении мы можем предложить целый ряд проектов, которые, правда, находятся как бы в «аналитическо-документарной» стадии. Но они, тем не менее, чрезвычайно важны и, мы надеемся, будут интересны нашим прикаспийским партнерам, в том числе иранцам. Например, это проект создания информационно-телекоммуникационного кольца вокруг Каспия с участием всех прикаспийских государств. С российской стороны этим проектом занимается известная компания «Синтерра» - крупный комплексный интегратор в области информационных технологий. В.Онищенко: Можно ли сейчас утверждать, что с учетом продекларированных президентом Д.Медведевым принципов «взвешенности и прагматичности» во внешней политике мы сумеем приобрести в ИРИ ощутимые преимущества, выгоды и политические дивиденды? Не будет ли нам трудно конкурировать с Китаем, который в ряде ведущих отраслей Ирана уже занимает там до двух третей рынка? А.Карпич: Мы всерьез надеемся на положительные результаты и отдачу от Ирана в нашем сотрудничестве. Что касается конкурентоспособности России, то это вопрос особый и деликатный. Известно, что Китай постарался занять и занимает «ниши влияния» бывшего Советского Союза, особенно в экономической области, и не только в Иране. А уровень и характер конкуренции будет во многом зависеть от темпов развития и мобильности нашего производства¸ продвинутости нашей экспортной политики на зарубежных рынках, в том числе и на иранском. Реальные результаты довольно быстро покажут, насколько мы готовы к конкурентной борьбе не только с Китаем, Индией, но и другими игроками в том же Иране. Работа в этой стране российским предприятиям предстоит не простая. Она даже может со временем осложняться. Нашим экспортерам надо быть к этому готовыми, а их предложения должны быть привлекательными, гибкими и динамичными, я бы еще добавил, - мобильными. В.Онищенко: Иранцы, как обычно, тщательно готовятся к переговорам, особенно с гостями такого уровня, как наш министр энергетики. Наверняка, с их стороны будут какие-то неожиданные просьбы, предложения в торгово-экономической, научно-технической областях. Тем более, что есть и «больные» вопросы. Например, это затягивание сроков сдачи в эксплуатацию АЭС в Бушере. Делегация готова к такого рода дискуссии? А.Карпич: Да, сроки с объектом в Бушере затянулись. Это уже далеко не секрет. «Атомстройэкспорт» особое внимание сейчас уделяет вопросам безопасности эксплуатации этой АЭС. Все технологические цепочки, процессы и операции тщательно проверяются и просчитываются. Речь идет о проверке надежности не только реакторов, но и всех систем станции. Отсрочка пуска объекта в эксплуатацию вызвана только этими факторами. Никакой «политики» тут нет. Иранская сторона, насколько нам известно, с пониманием отнеслась к доводам наших специалистов. В ходе визита в Иран запланировано посещение АЭС в Бушере министром С.Шматко и группой ядерных экспертов. Мы полагаем, если есть какие-то проблемы, то они будут сразу же разрешены, что называется, «не сходя с места», - на самой площадке станции. В.Онищенко: Очевидно, уже определились программа визита, состав делегации. Что Вы можете сказать о целях визита, уровне встреч? Будут ли представлены на переговорах с нашей стороны представители малого и среднего бизнеса? А.Карпич: Кратко прокомментирую Ваши вопросы и отвечу на них. Состав, число участников еще может несколько измениться. Пока идет подготовительная работа. Делегация, которая будет насчитывать около 70 человек, структурно будет состоять из двух частей. Первая – это группа высокого уровня, так называемый «официоз». Это представители государственных органов от министра до официальных лиц федеральной и региональной исполнительной власти (около 20 человек). Вторая группа – весьма многочисленная – около 50 экспертов разного отраслевого профиля. Это представители компаний и организаций, в том числе коммерческих, включая представителей малого и среднего бизнеса. Именно они отражают весь срез отраслевого взаимодействия с Ираном согласно всем пунктам и направлениям Меморандума о сотрудничестве с Ираном. В.Онищенко: Что можно сказать о программе, рабочего графика делегации, ее главы? Есть ли какие-нибудь особенности? А.Карпич: При подготовке визита учитывались высокая плотность графика работы и большая занятость министра С.Шматко. Он прибудет в Тегеран 29 ноября и возвратится в Москву к исходу дня 30 ноября, проведя переговоры на высоком уровне и подписав Итоговый Протокол и новый Меморандум о сотрудничестве с ИРИ. Пленарное заседание с этой целью запланировано на 30.11.09. Есть рабочая группа по подготовке приезда С.Шматко. Она прибудет в Тегеран несколько раньше министра. Некоторая часть делегации, экспертно-рабочая, продолжит работу с иранскими коллегами-экспертами и вернется чуть позже отъезда главы делегации. В.Онищенко: Есть довольно важный вопрос, касающийся состояния и перспективы информационно-аналитического обеспечения работы МПК. Центр изучения современного Ирана, его генеральный директор Раджаб Сафаров, наше Российское информационное агентство ИРАН НЬЮС осуществляют довольно большой объем работы по освещению не только политических, но и всех аспектов торгово-экономических, научно-технических и культурных связей между Ираном и Россией. Наш уже более чем 10-летний опыт говорит о практическом отсутствии информационной «подпитки» сотрудничества наших стран и, в частности, в рамках деятельности МПК. Это затрудняет бизнес и двухстороннее взаимодействие. Как Вы смотрите на идею, чтобы, например, РИА ИРАН НЬЮС было не только информирующим органом, рупором российско-иранского сотрудничества, а стало бы полноправным информационным партнером МПК и Вашего Министерства на иранском направлении? А.Карпич: Могу с уверенностью сказать, что информационная «подпитка» деятельности МПК должна быть обязательной и регулярной. Это особенно важно для обеспечения взаимодействия между многочисленными деловыми структурами. Пока такая информационная работа идет, как говорится, на «державном», федеральном уровне, то есть касательно государственных корпораций, как, например, в области энергетики, металлургии, тяжелого машиностроения. Что касается деятельности структур малого и среднего бизнеса, то тут у нас зона, не покрытая информационным обеспечением. А ведь задача МПК состоит также в том, чтобы активно связывать между собой и частные структуры обеих стран «среднего и малого калибра». В Иране большую долю на рынке занимают как раз такие, сравнительно некрупные компании. Это хороший резерв для совместной работы. Если бы мы с вами зарядили на хороший результат именно эти структуры, то сотрудничество между обеими странами стало бы более полнокровным. И здесь крайне важно освещать в информационных потоках или сообщениях не просто факты состоявшихся или намеченных контактов, а подавать целенаправленную информацию, связанную с конкретными результатами и выгодными перспективами сотрудничества. Вот тут Ваша структура информационного Агентства и могла бы сыграть свою видную роль. Повторяю, идея об информационном партнерстве РИА ИРАН НЬЮС с МПК, информационной поддержки проектов и широкое освещение текущей деятельности МПК очень здравая идея. Мы продумаем формы сотрудничества МПК с РИА ИРАН НЬЮС. Надо иметь ввиду, что эту идею еще нужно обсудить с иранской стороной. Если мы найдем понимание наших иранских коллег в этом вопросе, то появится реальная возможность официально оформить положения и формат сотрудничества МПК с РИА ИРАН НЬЮС. В.Онищенко: Кстати, что касается информационного обеспечения бизнес-контактов между российской и иранской стороной, наше агентство сейчас приступило к отработке специального проекта «Развитие бизнеса с Ираном» на своем сайте, где будет происходить информационный обмен между компаниями по обширной базе данных. Очень много поступает запросов как раз о результативности взаимодействия структур малого и среднего бизнеса. Иран не страдает «гигантоманией». Даже такие серьезные объекты, как в ядерной энергетике, он хочет строить силами негосударственных компаний. Иранцы просят и нас подыскать им коммерческих партнеров, не таких инертных, как они оценивают, к примеру, «державный Атомстройэкспорт», к тому же подверженных «политическим ветрам». Каково Ваше мнение на этот счет – чтобы перевести ряд проектов в сторону бизнеса между частными компаниями? А.Карпич: Видите ли, атомная энергетика – деликатная сфера. Не являясь экспертом или специалистом в этой области, все же рискну утверждать, что это чрезвычайно важная, стратегическая область экономики. Она не должна всё-таки распределяться, распыляться через руки негосударственного бизнеса. Именно поэтому «Атостройэкспорт» был выбран и является главным координатором реализации проекта в Бушере. С этой точки зрения мы пока видим в этой области именно эту корпорацию, а не какую-то частную структуру. В.Онищенко: Скажите, а будут ли затронуты проблемы транспорта транспортных перевозок продуктов товарообмена, учитывая, что многие провинции Ирана готовы установить с Российскими регионами прямое воздушное сообщение, чтобы избежать потери времени и не прибегать к услугам недобросовестных посредников? А.Карпич: Вопросы улучшения транспортного сообщения обязательно будут присутствовать на переговорах. В Меморандуме есть специальный раздел, посвященный развитию наших авиа, морских и других перевозок. Будут затронуты связанные с ними технические проблемы. Что касается межрегионального сотрудничества, то у нас есть великолепный пример такой «площадки взаимодействия», как Астраханская область, которая самым активным образом работает с Ираном. Более того, представители Астрахани будут в числе экспертов делегации. Мы заинтересованы в том, чтобы поставить нашу работу с ИРИ на качественно новый и более высокий уровень регионального взаимодействия. Российская сторона не видит абсолютно никаких препятствий, чтобы число субъектов РФ, сотрудничающих с Ираном, все время расширялось. В.Онищенко: В заключение такой вопрос. Будет ли наша делегация уполномочена отвечать на возможные вопросы иранской стороны, касающиеся военно-технического сотрудничества (ВТС)? А.Карпич: Нет, не будет. Это сугубо гражданская миссия в Тегеран. У делегации во главе с министром С.Шматко и так - огромный пласт и объем работы. А вопросы ВТС – не предмет нашей деятельности. В.Онищенко: Разрешите поблагодарить Вас, г-н Карпич, за это содержательное интервью, которое Вы любезно согласились дать информационному агентству ИРАН НЬЮС. Искренне надеюсь, что мы продолжим наше совместное сотрудничество на благо народов России и Ирана.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.