'Море мира' в преддверии милитаризации

15 декабря 2003
A A A


На днях в Тегеране прошла двенадцатая встреча спецгруппы по определению статуса Каспия. Делегации согласовали еще четыре пункта Конвенции, имеющие отношение к экологии и биоресурсам. По итогам переговоров было принято совместное заявление, которое, впрочем, ничего нового не содержало: стороны, по традиции, выразили 'удовлетворение конструктивной и доброжелательной атмосферой' встречи, и выразили готовность продолжить работу 'по предварительному согласованию пунктов Конвенции по правовому статусу Каспийского моря'. Следующее заседание СРГ решено провести 16-17 марта 2004 г. в Баку. Участники по мере своих сил пытались показать, что заседание во многом добилось намеченных целей и было плодотворным. Как подчеркнул, в частности, глава российской делегации Виктор Калюжный: 'Практически достигнуто соглашение по метеорологии, в позитивном направлении продвигаются договоренности между Ираном и Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном, и это те положительные результаты, о которых нужно говорить и демонстрировать, что проблема правового статуса Каспия не стоит на месте и решается, несмотря на ее сложность'. Примерно в том же ключе высказались и остальные стороны. Даже спецпредставитель иранского МИД по Каспию Мехди Сафари отметил, что 'на заседании достигнут хороший прогресс'. А его азербайджанский коллега, замминистра иностранных дел Халаф Халафов вновь заявил о целесообразности использования позитивного опыта достигнутых двусторонних договоренностей для разграничения дна южной части моря: 'Механизм разграничения дна существует, и если все государства объединят усилия и используют положительные результаты деления дна между Россией и Азербайджаном и Россией и Казахстаном, мы будем свидетелями скорейшего принятия Конвенции по правовому статусу Каспия'. Иранская делегация не только не стала возражать, но и сообщила, что вместе с остальными странами будет проводить 'разноуровневые переговоры'. Более того, М. Сафари, развивая эту мысль, сказал: 'Мы не разделяем море на южную или северную часть и согласились с проведением переговоров на двух-, трех- и пятистороннем уровне'. Далее он акцентировал внимание на том, что 'ирано-азербайджанский и ирано-туркменский переговорный процесс по урегулированию различных проблем о разделе моря продолжаются, и есть некоторые положительные сдвиги'. В этой связи, иранский замминистра пояснил: 'Мы хотим достичь такого результата на двустороннем уровне, который бы позволил в дальнейшем согласовать все имеющиеся вопросы уже в пятистороннем формате'. Такое видимое взаимное согласие, на фоне буксующих переговоров, не может не вызывать определенных сомнений. И заметно смягчившийся тон иранской делегации, похоже, вовсе не свидетельствует о начале долгожданного периода компромиссов. Эволюция иранской позиции по проблеме раздела Каспия наметилась уже после появления реальной угрозы осуществления военной операции в Ираке. Этот процесс заметно ускорился в связи с осложнившейся внутриполитической ситуацией в самом Иране, а также по мере ратификации двусторонних соглашений между Россией, Азербайджаном и Казахстаном. Кстати, накануне тегеранской встречи азербайджанский Милли Меджлис ратифицировал два документа: дополнительный протокол к Соглашению о разделе дна Каспийского моря между Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан и трехстороннее соглашение между Азербайджаном, Россией и Казахстаном о точке стыка линии разграничения дна Каспия. Хотя власти Ирана возобновили двусторонние контакты с азербайджанскими и туркменскими представителями еще в начале года, и стороны даже анонсировали готовящееся скорое подписание двусторонних соглашений, однако, при этом, вплоть до начала лета Тегеран периодически делал заявления о том, что подобные договоренности не могут быть приемлемыми. Впрочем, несмотря на то, что соглашения с Туркменистаном и Азербайджаном так и не были подписаны, само отношение иранского руководства к двустороннему формату переговоров в течение последнего месяца существенно изменилось, что, помимо вышеуказанных причин, было обусловлено изменением ситуации в Закавказье. На прошлой неделе Азербайджан с однодневным визитом посетил Дональд Рамсфелд. Отправной точкой переговоров стал тезис о 'стратегически важной' роли Азербайджана, который становится 'ключевым союзником США в регионе'. Комментируя это событие, бывший руководитель секретариата президента Азербайджана Эльдар Намазов сказал: 'Миссия министра обороны США Дональда Рамсфелда в Азербайджан становится понятной в свете прозвучавшего на днях заявления президента Джорджа Буша о начале реализации программы передислокации военных сил США за рубежом'. 'The Washington Post', анализируя возможности увеличения военной помощи США в рамках американо-азербайджанского долгосрочного сотрудничества, вполне справедливо отметила, что 'именно это обстоятельство вызывает растущее беспокойство России и Ирана'. Очевидно, что причины для этого есть реальные. Несколько дней назад министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: 'Любые планы приближения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам вызывают понятное, объяснимое беспокойство'. Дело в том, что Д. Рамсфелд не только поблагодарил руководство Азербайджана за 'помощь в войне против терроризма', но и обещал этой стране 'содействие в укреплении ее водных границ на Каспии'. В этой связи, глава Пентагона на переговорах в Баку затронул вопрос 'о возможном размещении в республике американских военных баз'. До приезда Рамсфелда, азербайджанскую политическую почву прозондировал заместитель командующего силами США в Европе генерал Чарльз Уолд, который также обсуждал с властями республики проблему укрепления охраны водных и сухопутных границ республики. Российские власти отреагировали на американскую инициативу довольно резко. Посол РФ в Азербайджане Николай Рябов за последние две недели по данной теме сделал несколько достаточно жестких высказываний. После визита Ч. Уолда он, в частности сказал: 'Прикаспийские страны признали, что Каспий - это внутреннее море наших государств, и никакого иностранного военного присутствия мы однозначно здесь не допустим: ни под водой, ни на дне, ни над водой'. Немного позднее Н. Рябов высказался еще определеннее: 'Америка здесь не присутствовала, и ее не будет здесь и впредь, мы этого не позволим'. Считается, что главными мотивами, которыми руководствуется Азербайджан, соглашаясь на размещение вооруженных сил США на своей территории, являются стремление обезопасить трубопровод 'Баку-Джейхан', а также свои каспийские интересы в целом, и, наконец, желание подстраховаться по вопросу о Карабахе. Надо отметить, что Россия недавно сама дала повод для появления у азербайджанских властей не менее сильного беспокойства, когда вновь активизировала свои переговоры с Арменией. В прошлом месяце МИД Азербайджана выразили протест в связи с намерением российских властей 'создать военные группировки с одной из сторон карабахского конфликта' (объединенную российско-армянскую группировку войск в рамках ОДКБ). В документе напоминается, что российский министр обороны Сергей Иванов во время визита в Армению 11 ноября, сообщил об имеющихся совместных планах создания в перспективе объединенной российско-армянской военной группировки. 'Такие заявления, служащие изменению баланса сил на Южном Кавказе, еще большему напряжению сложной ситуации в регионе, не могут не вызывать беспокойства у Азербайджана'. Российские власти, разумеется, пояснили, что российско-армянская группировка является 'сугубо оборонительной структурой, не направленной против кого-либо' и ее главная цель - сохранение безопасности в регионе. Впрочем, примерно так же несколько позднее ответили на возмущенные выступления российского посольства в Азербайджане и американцы. Чарльз Уолд, например, сказал, что 'США рассматривают возможность оказания в скором времени военной помощи Азербайджану, которая положительно повлияет на обеспечение общей региональной безопасности'. По убеждению посла США в Азербайджане Рено Харниша, Вашингтон и Баку намерены развивать совместное сотрудничество в предотвращении распространения ОМУ и обезвреживании террористов: 'В этом заинтересованы обе наши страны, цели которых сходятся', причем данная кооперация, уверены американцы, никак не затронет интересы других государств. Американские представители не считают свои договоренности с Азербайджаном нежелательным прецедентом, способным инициировать милитаризацию Каспия, и приводят в качестве примера 'аналогичный проект' в Казахстане, который 'уже успешно реализуется', причем этот факт до сих пор 'почему-то ни у кого не вызвал негативной реакции'. Однако такая реакция все-таки была, в том числе и со стороны России и Ирана. В. Калюжный, к примеру, неделю назад сказал, что 'в условиях, когда в непосредственной близости от региона расположены опаснейшие очаги международного терроризма, когда внерегиональные силы стремятся утвердить там свое военное присутствие, ничего, кроме новых проблем, реализация этой идеи прикаспийским государствам не сулит. Образовавшийся вакуум будет заполнен в ущерб их интересам', - и далее добавил, - 'для того, чтобы мир на Каспии был обеспечен, Россия должна располагать в регионе современными вооруженными силами, способными быстро и эффективно противостоять всем рискам и вызовам'. Подобной точки зрения придерживается и Иран. Официальный представитель иранского МИДа Хамид Реза Ассефи в минувшее воскресенье подчеркнул: 'Согласно имеющимся договоренностям руководителей прикаспийских государств, безопасность на море должна обеспечиваться усилиями пяти прибрежных стран, и любое присутствие внерегиональных сил на Каспии является неприемлемым'. Ранее, в связи с казахстанскими планами по укреплению границ на Каспии, Ассефи заявил следующее: 'Если будет необходимо, Иран в качестве могущественной державы вступит в конкуренцию по демонстрации своих вооруженных сил и окажется впереди других'. В июне, на конференции по вопросам безопасности и регионального сотрудничества в Алматы, стало известно о готовящемся проекте 'международного коммюнике по стабилизации Каспия'. Его начали разрабатывать 'эксперты МИД РК и Казахстанский институт стратегических исследований при президенте РК'. По информации разработчиков, основной целью документа будет являться 'недопущение милитаризации каспийского региона, сохранение его стабильности до полного урегулирования правового статуса Каспия'. Для этого, помимо прикаспийских государств, предполагается привлечь всех 'ключевых игроков на Каспии', в том числе США и Европу, а также те государства, 'чьи интересы представлены в данном регионе' (в первую очередь, вероятно, Китай). Хорошо бы, если это будущее коммюнике хотя бы подписали. Айбат ЖАРИКБАЕВ Источник: Gazeta.kz от 15.12.2003
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.