
Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил, что из-за активации механизма отзыва гарантий Каирское соглашение, достигнутое между Тегераном и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), больше не будет действовать.
Высокопоставленный иранский дипломат выступил с заявлением для журналистов после встречи с послами, временными поверенными в делах и главами иностранных и международных представительств в Тегеране в воскресенье утром.
В своём выступлении Арагчи отметил, что Иран последовательно стремился к справедливым и сбалансированным дипломатическим решениям, но западные страны отвергали эти усилия из-за чрезмерных и необоснованных требований. Он подчеркнул, что прошлые угрозы, в том числе военные действия и ответное давление со стороны европейских стран, не принесли результатов и только усложнили переговорный процесс.
«Опыт показал, что ядерную проблему Ирана можно решить только дипломатическим путём и путём переговоров», — сказал он, добавив, что в последние годы неоднократно звучали угрозы военного нападения, но такой подход не помог решить ни одной проблемы. Европейцы также угрожали задействовать механизм «snapback», но, как и военные угрозы, эта мера оказалась неэффективной и только усложнила переговорный процесс.
«Три европейские страны думали, что смогут добиться результатов с помощью механизма «обратного выкупа», но этот инструмент оказался неэффективным и только усложнил дипломатические отношения. Дипломатия будет существовать всегда, но форма и стороны, участвующие в переговорах, изменились. Несомненно, роль европейских стран в предстоящих переговорах уменьшилась, а их дипломатическое обоснование для участия в них ослабло», — подчеркнул Арагчи.
В другом своём выступлении высокопоставленный иранский дипломат заявил, что условия, которые СМИ называют предполагаемыми требованиями Ирана, никогда официально не доводились до сведения Тегерана. «В последние месяцы наши переговоры были сосредоточены исключительно на ядерной проблеме и велись напрямую или косвенно с американской стороной. В ходе этих переговоров наши предложения были абсолютно прозрачными. Если бы к ним отнеслись серьёзно и не ограничили возможности для дипломатии, то достижение дипломатического решения путём переговоров не было бы невозможным». Даже сейчас, если [противоборствующие] стороны будут действовать добросовестно и учитывать взаимные интересы, продолжение переговоров возможно. Однако недавние события в Совете Безопасности ООН усложнили этот процесс.
Арагчи отметил, что Министерство иностранных дел продолжит дипломатические усилия, поскольку дипломатией нельзя пренебрегать. «Тем не менее ситуация после военного нападения и активации механизма «snapback» изменилась, и предстоящие переговоры, безусловно, будут отличаться от предыдущих».
Говоря о сотрудничестве Ирана с Агентством, Арагчи отметил, что, как уже упоминалось, Иран подписал новое соглашение с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о техническом сотрудничестве. «Этот шаг был необходим в связи с изменениями в сфере и угрозами безопасности, в том числе нападениями на ядерные объекты, поскольку прежние рамки сотрудничества больше не могли использоваться».
«После нескольких раундов переговоров в Каире было достигнуто это соглашение. Однако в новых обстоятельствах, включая активацию механизма возврата санкций, Каирского соглашения уже недостаточно, и будут приняты новые решения», — заявил он.
«Чтобы доказать мирный характер своей ядерной программы и добрую волю, Исламская Республика Иран исчерпала все дипломатические возможности, провела консультации и наладила сотрудничество, а также представила конструктивные и взвешенные предложения. Теперь у западных стран нет оправданий, чтобы препятствовать сотрудничеству и диалогу с Ираном. Позиция Ирана полностью легитимна и разумна, и он готов рассмотреть любое решение, которое приведет к укреплению доверия».
Говоря о развязанной Израилем войне против страны в июне, Арагчи сказал, что более 120 стран и почти все международные организации осудили действия Израиля и выразили свою поддержку и солидарность с Исламской Республикой Иран. «Причиной такой поддержки стали осмотрительность, рациональность и мудрость Исламской Республики Иран как ответственного субъекта международных отношений, а также её постоянные усилия по проведению переговоров».
«Сегодня Иран в очередной раз продемонстрировал, что, отстаивая свои права, он по-прежнему готов рассмотреть любое решение, которое может обеспечить взаимные интересы и укрепить доверие к мирному характеру его ядерной программы», — заключил он.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий