План проведения национального референдума на территории Палестины

18 мая 2020
A A A


Приложение к письму Постоянного представителя Исламской Республики Иран при Организации Объединенных Наций от 1 ноября 2019 года на имя Генерального секретаря

 

План проведения национального референдума на территории Палестины

Введение

    На протяжении более семи десятилетий вопрос о Палестине является старейшим и сложнейшим кризисом в мире. В результате продолжающейся экспансионистской политики, а также незаконной и бесчеловечной практики сионистского режима угнетенный народ Палестины лишен своих неотъемлемых и неотчуждаемых прав, а условия его жизни ежедневно ухудшаются. Такая политика и практика, идущие вразрез с целями и принципами, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций, и нормами международного права, в частности нормами международного гуманитарного права и нормами в области прав человека, приобретают все большие масштабы из-за неспособности международного сообщества принять серьезные практические меры для урегулирования вопроса о Палестине.

Для осуществления своих основных прав, особенно права на самоопределение, а также на самозащиту от оккупации и незаконной экспроприации своей территории, народ Палестины до сих пор сопротивлялся и прилагал для этого заслуживающие похвалы усилия. Тем не менее из-за отсутствия какой-либо всеобъемлющей и практической инициативы или плана, учитывающего исторические факты и исторические корни вопроса о Палестине, этот вопрос остается нерешенным.

Учитывая разрушительные последствия продолжающейся оккупации территории Палестины, перемещение проживающего на ней населения и нынешнее сложное положение угнетенного народа Палестины, а также создаваемые этой ситуацией угрозы региональному и международному миру и безопасности, принимая во внимание исторические факты и осознавая неэффективность инициатив, предлагаемых для решения вопроса о Палестине, Исламская Республика Иран считает, что единственным возможным решением является проведение национального референдума с участием всего палестинского народа, включая мусульман, христиан и иудеев и их потомков, и в этой связи представляет Организации Объединенных Наций свою инициативу, озаглавленную «Проведение национального референдума в Палестине».

Очень важно, чтобы указанный референдум был проведен с соблюдением принципиальных критериев в соответствии с историческими реалиями, с учетом демократических принципов и основных и неотъемлемых прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, и согласно международным стандартам проведения выборов. Такой референдум мог бы заложить прочную основу для урегулирования вопроса о Палестине.

Название плана: Проведение национального референдума на территории Палестины

Цель плана

Цель плана проведения национального референдума на территории Палестины состоит в том, чтобы заложить основу для осуществления народом Палестины своего права на самоопределение.

Правовая основа плана

В результате незаконных действий Великобритании в период, когда Палестина находилась под ее управлением, в 1948 году сионистский режим был признан Соединенными Штатами, а затем и другими странами, например бывшим Советским Союзом, в то время как с народом, проживающим на территории Палестины, никогда не проводились консультации относительно ее судьбы. Фактически при установлении сионистского режима коренному населению территории Палестины не была предоставлена возможность осуществить свое право на самоопределение.

Меры, которые привели к формированию сионистского режима, противоречили тогдашним нормам международного права. Согласно статье 22 Устава Лиги Наций Великобритания не обладала суверенитетом над Палестиной и должна была разрешить осуществление права на самоопределение, а именно проведение свободного референдума с участием всех жителей Палестины. Даже после создания Организации Объединенных Наций, Устав которой содержит совершенно конкретные положения, касающиеся таких территорий, как Палестина (статьи 73 и 74 главы XI), эти положения не были приняты во внимание. Резолюция 181 (II) A Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от ноября 1947 года о плане раздела Палестины также не была выполнена, поскольку палестинские арабы были против этого. Таким образом, при формировании сионистского режима право народа Палестины на самоопределение было полностью проигнорировано.

Кроме того, в ходе переговоров на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций в 1948 году представитель правительства Ирана вместе с представителями некоторых арабских стран высказались против раздела Палестины и сочли его основанием для войны и конфликта.

По сути, право народа Палестины на самоопределение до сих пор не было реализовано — ни во время объявления о формировании сионистского режима на оккупированной территории Палестины, ни впоследствии. В соответствии со статьей 1, которая является общей для Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, все народы имеют право устанавливать свой политический статус. Кроме того, в соответствии со статьями 1 и 3 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов коренные народы имеют право на полное осуществление всех прав человека, включая право на самоопределение.

Международный Суд в своем консультативном заключении от 9 июля палестинской территории, прямо подчеркивает необходимость соблюдения права народа Палестины на самоопределение и подтверждает обязательства сионистского режима уважать и соблюдать это право. Более того, необходимость осуществления коренными народами какой-либо территории права на самоопределение была в полной мере разъяснена в консультативном заключении Международного Суда от 25 февраля 2019 года о правовых последствиях отделения архипелага Чагос от Маврикия Соединенным Королевством. Согласно этому консультативному заключению страна, которая берет на себя управление несамоуправляющейся территорией, не может по своему усмотрению и без соблюдения права народа на самоопределение отделить какую-либо территорию. Как отмечается в указанном консультативном заключении, отделение любой территории без согласия коренного народа не имеет законной силы, и другие страны должны избегать подобных действий.

Кроме того, право на самоопределение является одним из основополагающих принципов, признанных в международном праве, и закреплено в пункте 2 статьи 1 Устава Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Несмотря на это, право палестинцев на самоопределение постоянно нарушалось — как во время объявления о формировании сионистского режима на оккупированной палестинской территории, так и впоследствии.

Иными словами, право на самоопределение как одно из основных и неоспоримых прав в международной системе прав человека и как норма erga omnes международного публичного права признается во многих международных документах. Учитывая характер этого права как нормы erga omnes, все государства обязаны соблюдать вытекающие из него обязательства и обеспечивать благоприятные условия для его реализации.

Кроме того, учитывая резолюцию 194 (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 1948 года о праве палестинских беженцев на возвращение на родину, этот план охватывает всех истинных палестинцев. В этой связи проведение справедливого и инклюзивного референдума является самым основным механизмом для реализации народами своего права на самоопределение.

Этапы осуществления плана

Реализация этого плана предполагает четыре основных этапа.

- Обеспечение осуществления права палестинских беженцев на возвращение на свою историческую родину.

- Проведение национального референдума среди народа Палестины, включая последователей всех религий, которые проживали в Палестине до принятия Декларации Бальфура, в целях самоопределения и определения политической системы.

- Создание политической системы, которую выберет большинство населения Палестины.

- Решение вопроса о статусе некоренных жителей Палестины в рамках политической системы, выбранной большинством.

Механизмы осуществления

- Все народы Палестины, включая мусульман, христиан и иудеев, будут иметь право участвовать в референдуме.

- Представители народа Палестины из числа мусульман, христиан и иудеев возьмут на себя основную и управленческую роль на всех этапах планирования и осуществления плана.

- В целях содействия участию всех палестинцев, особенно палестинских беженцев, в этом референдуме будет реализован глобальный проект по всеобъемлющей идентификации, переписи и регистрации всех палестинских граждан на территории Палестины и других стран. Реализация этого проекта будет поручена международному органу с участием представителей народа Палестины.

- Под эгидой и при содействии Организации Объединенных Наций будет создан международный комитет с участием представителей народа Палестины для осуществления вышеупомянутого плана и рассмотрения основных вопросов, касающихся Палестины, в частности исторических вопросов, вопросов суверенитета и территориальных вопросов, связанных с Палестиной и Аль-Кудс аш Шарифом

- В целях оказания содействия и поддержки в осуществлении этого плана будет создан международный фонд за счет взносов международного сообщества, а управлять этим фондом будет упомянутый выше комитет.

 

 


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.