Запад не готов к переговорам с Ираном

20 ноября 2013
A A A


Новый раунд переговоров по урегулированию иранской ядерной проблемы  состоится 21-22 ноября в Женеве. Тегеран призывают отдать ядерную программу под полный контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в обмен на смягчение и возможное полное снятие санкции. Глава этой организации Юкия Амано накануне побывал в Тегеране, и была согласована «дорожная карта» предстоящих инспекций. Запад на эти договоренности отреагировал несправедливо вяло, а оппоненты Ирана в регионе Израиль и Саудовская Аравия продолжают нагнетать истерию вокруг иранской ядерной программы, пугая мир новой войной. В прошлый раз (7-9 ноября) переговоры были близки к подписанию соглашения. Есть ли шансы на этот раз прийти к согласию и оформить достигнутые договоренности? На эти и другие вопросы Иран.ру отвечает Николай Бобкин, старший научный сотрудник Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН.

В прошлый раз переговоры были близки к подписанию соглашения. Есть ли шансы на этот раз оформить достигнутые договоренности?

Желание зафиксировать на бумаге все положительное, наработанное в последние месяцы в рамках дискуссий по иранской ядерной программе, есть у многих участников переговоров, в том числе и у Ирана, поведение переговорщиков которого с приходом на пост президента Хасана Роухани кардинально изменилось. Новые инициативы иранского руководства не остались незамеченными на Западе, начался ирано-американский диалог, восстанавливаются отношения Тегерана и Лондона, в Иране не скрывают заинтересованности в восстановлении экономического сотрудничества с Германией и многое другое. Можно с уверенностью говорить о том, что процесс нормализации отношений с Западом запущен, обе стороны по целому ряду политических и экономических причин понимают, что время для закрытия иранского ядерного досье пришло, вопрос в условиях сделки. Исходя из этого, можно было бы ожидать подписания совместного документа в Женеве, если бы не особая позиция Франции, внесшей раскол в ряды западных переговорщиков.

Возможно, позиция Франции изменилась, ведь после прошлого раунда уже минуло две недели?

Хотелось бы в это верить, но, к сожалению, повода для оптимизма, даже весьма сдержанного, все-таки нет. Накануне этого раунда президенты США и Франции обсудили по телефону развитие событий вокруг Ирана, однако, насколько Бараку Обаме удалось склонить Франсуа Олланда к отказу от выдвижения автономных требований к Тегерану, остается пока непонятным. Поэтому примем во внимание итоги визита французского президента в Израиль, где он публично подтвердил четыре обязательных условия, при которых соглашение с Ираном может быть подписано. Во-первых, Иран должен передать все свои ядерные объекты под международный контроль. Во-вторых, остановить обогащение урана. В-третьих, сократить существующие запасы ядерного топлива. И в-четвертых, прекратить строительство ядерного реактора в Араке. Очевидно, что кроме первого требования, все остальные, по сути, имеют ультимативный характер и не могут быть приняты на переговорах Ираном.

Значит ли это, что американская администрация не смогла повлиять на позицию Франции или все же не захотела этого делать?

Скажем так: не смогла, потому что не очень желала этого. Но при оценке шансов на успех переговоров было бы более обоснованным исходить из того, что преодолеть присвоенное себе Францией в одностороннем порядке право вето американцам не удалось. Государственный секретарь США Джон Керри уже поспешил объявить, что не имеет «каких-либо ожиданий» в отношении очередного раунда ядерных переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников. Похоже, опять готовится прежний сценарий, когда вину за неоправдавшиеся ожидания с подписанием промежуточного соглашения возложат на Иран, не случайно США пытаются прикрыть французскую строптивость своими рассуждениями о «единых предложениях» и полном согласии с Францией.

А есть ли консенсус у Франции с другими западными участниками «шестерки» - Великобританией и Германией, пытаются ли они влиять на французскую позицию?

Похоже на то, что обе эти страны сейчас уповают на американо-французские договоренности, предпочитая не идти на обострение отношений с Парижем, как из опасений навредить своим двусторонним отношениям с Францией, так и из региональных соображений, не желая выступать открыто против поддержавших президента Франсуа Олланда Саудовской Аравии и Израиля.

Дело в том, что особую признательность Франции за срыв подписания соглашения с Ираном выражает Израиль. Тель-Авив выступает против любого соглашения с Тегераном, поскольку считает ядерную деятельность Ирана угрозой своему существованию, хотя и здесь очевидно, что израильское руководство в большей степени руководствуется соображениями сохранения международной изоляции Тегерана.

И Саудовская Аравия крайне насторожено относится к активизации ирано-западного диалога. Эр-Рияд опасается того, что с закрытием иранского ядерного досье откроются двери для нормализации отношений с США и Евросоюзом, будут отменены санкции, и Иран получит нормальные условия для развития своей экономики, потенциал которой несравненно выше, чем у монархии. Саудиты желали бы видеть Исламскую Республику как можно более слабой.  В целом, и Великобритания, и Германия понимают это ничуть не хуже других стран, но предпочитают не ссориться и с Израилем, и с монархиями Персидского залива, в основном из-за своих экономических интересов в этих странах.

А какова позиция России на переговорах, как она, например, отреагировала на предложения Франции?

Россия последние поправки Франции не поддерживает, как и не одобряет внесения любых принципиальных предложений в последний момент перед подписанием документа. Наше внешнеполитическое ведомство отмечает конкретный характер и логичность последних иранских предложений, которые работают на достижение приемлемого для всех сторон результата. Принципиально позиция Москвы не меняется уже в течение нескольких лет и базируется на признании права Ирана на обогащение урана, как части его неотъемлемых прав в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, при обязательной постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющий международный контроль. Если такая договоренность будет достигнута, тогда Россия предлагает снять все санкции и в полном объеме.

Что может помешать сейчас в наибольшей степени подписанию промежуточного соглашения?

Непримиримая позиция Франции, вялое отношение США к переговорам и отсутствие единого, согласованного подхода среди европейских участников диалога в целом. Не убедительной в этой связи выглядит роль Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Её функционал на переговорах вызывает много вопросов, как, впрочем, и статус Евросоюза в этом диалоге в целом. Ведь в группу 5 + 1 входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и, по их согласию, Германия. Причем здесь ЕС и, тем более, его представитель по иностранным делам?

Для Ирана полная приостановка работ по обогащению урана − это красная черта, которую Тегеран не перейдет ни при каких условиях. Иран объявил, что продолжит процесс обогащения урана, но готов обсуждать с международными посредниками способы и место его обогащения. Таким образом, предъявление Ирану чрезмерных требований не просто осложняет процесс переговоров, но и чревато опасностью их срыва. Иран никогда не откажется от обогащения урана и может выйти из переговорного процесса, если США ужесточат санкции. Не стоит забывать, что, если не будут отменены санкции в отношении Ирана, то любые договоренности лишаются для Тегерана смысла.

Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.