«Если мы сами уничтожили свой авиапром, зачем иранцев винить?»

14 апреля 2011
A A A


Глава гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани на днях высказался о самолетах «Ту» - дескать, правильно отказались от них, раз даже президент России свой «борт» раскритиковал. Заявление, тем не менее, довольно неожиданное – Иран десятилетиями эксплуатировал технику советско-российского производства. Хотя… Чему удивляться после выпадов руководства РФ в адрес Ирана?.. А как в Иране относятся к России? Насколько правдива получаемая нами через СМИ информация об этой стране? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал казанский вертолётчик, работавший в Иране. Для начала всё-таки кое-что по сути высказываний иранского чиновника. Глава гражданской авиации Реза Нахджавани заявил, что недавняя критика президентом России Дмитрием Медведевым самолётов российского производства - ещё одно подтверждение правильности решения Ирана о выведении из авиапарка страны самолетов «Туполев» с февраля этого года (напомним, после ряда катастроф Иран отказался от эксплуатации Ту-154). Нахджавани многозначительно отметил, что в гражданской авиации страны произошли изменения, которые получили одобрение инспекторов международной организации гражданской авиации. К числу важных реформ относится отказ от использования самолётов марки «Туполев» в связи с техническими неисправностями у них, которые приводят к катастрофам. При этом чиновник напомнил, что на днях российский президент подверг резкой критике самолет Ту-214. «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать высказывания главы иранской гражданской авиации директора казанского филиала ОАО «Туполев» Эдуарда Соркина. Он был краток, но довольно эмоционален: «Что ж, пусть «Боинги» покупают… А кто знает, что произошло с президентским Ту-214?! Медведев одними намеками говорил, ничего конкретного. Есть политика и есть техника. Вот мы техникой занимаемся, и могу сказать, что нормальные самолёты делаем, не хуже «Боингов», но - в таких условиях, что не дай Бог... Иранцы много летали на Ту-154 – самом надежном самолёте в своем классе. Это всем известно, это статистика. И по технике к нам никогда вопросов не было. Но самолеты-то уже старые. Да и… Разве вы не видите, что кругом происходит?!» Другие официальные органы, к которым «БИЗНЕС Online» обращалась за разъяснениями, при всей своей заинтересованности в объективном освещении вопроса, комментировать ситуацию отказались. Напомним, что ещё два года назад Иран намеревался закупить сотню Ту-204, Ту-214 и Ту-334, а потом и вовсе наладить у себя их лицензионное производство. Эти машины должны были заменить старые иранские Airbus, Boeing и Ту-154. «Тушек» в Иране по некоторым данным было до двух десятков, причём многие из них были закуплены изрядно подержанными в СНГ. Но сегодня непонятно, будут ли «Ту» и у самой России… Нашей авиатехники в Иране всегда было немало, а особым почтением в этой стране пользуются вертолёты семейства Ми-17. Вертолётчику Сергею Степанову (сегодня он - ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ им. Туполева) довелось обучать лётному мастерству пилотов иранских Ми-171. Для этого в 2001 году его командировали в Иран. - Сергей Яковлевич, какое представление у вас было об Иране перед поездкой? - В Шереметьево при посадке в иранский самолет наши переводчицы сразу повязали платочки (в их контракте было прописано, что одежда должна соответствовать местным нормам, от мужчин такого не требовали), все как-то сразу подобрались, притихли. Ну, всё, думаю, начинается ... - Я так понимаю, мнение это скоро изменилось… - Достаточно было увидеть Тегеран. Я в своё время облетал всю Москву, так вот, Тегеран нисколько не меньше, только расположен в горах и несравненно чище, хотя в городе тоже настоящий строительный бум. К природе там относятся крайне бережно, тщательно ухаживают за травой, деревьями, даже в горах! Ещё бы, ведь естественная зелень только в прибрежной зоне. У Каспийского моря - буйная растительность, живность, птиц просто миллиарды. Урожай там снимают несколько раз в год. Летишь над сельскохозяйственными угодьями, пастбищами - везде идеальный порядок. И очень красивые прибрежные города. Дальше - горная гряда, через которую пробито много тоннелей. И что меня поразило - на всех горных дорогах есть освещение! И все дороги, конечно, очень хорошие, но – платные. Впрочем, цена чисто символическая, а государственному транспорту издержки компенсируют. Вода в Тегеран поступает из горного водохранилища, куда она собирается, в том числе, и по вырубленным в скалах протокам для тающего снега и льда. Вода - чистейшая и очень вкусная, никакой хлорки, пили без всякого кипячения, просто из крана. - Какой там уровень жизни? - Иранцы - люди работящие. Средняя зарплата в стране - 300 долларов, но лётный состав, конечно, получал раза в три-четыре больше. При этом цены на все намного ниже, чем в России. Интересно, что в Иране разрешено многоженство, но ни у одного из моих знакомых иранцев не было больше одной жены. Во-первых, это нетипично для страны. А, во-вторых, для этого надо быть зажиточным человеком: хочешь завести ещё одну жену, должен доказать, что твоя годовая зарплата не менее 20 тысяч долларов. А какие девушки там красивые! Кстати, женщины очень политически активны и настроены весьма решительно и революционно. В семье, как правило, трое-четверо детей, которых иранцы очень любят. Один раз директор авиакомпании, в которой мы работали, устроил ознакомительный полёт для жен и детей лётного состава - чтобы знали, чем их мужья и отцы занимаются. Девочки и мальчики были в восторге. За три месяца, что я был в Иране, видел только троих побирающихся, да и то двое из них были афганцы. Было заметно, что и для прохожих это непривычное зрелище. Попрошайничать и подавать милостыню категорически запрещено. Для тех же, кто хочет помочь бедным, на улицах установлено что-то вроде почтовых ящиков в виде сложенных бело-синих ладоней - опускай любую сумму. А если подашь нищему - до двадцати палок. Пятьдесят получишь за употребление алкоголя, за наркотики - семьдесят, полагается кара и за сквернословие, и за неправильное отношение к женщинам. Наказание приводится в исполнение в четверг на лобном месте, и бьют как положено. К слову, спиртного вообще нигде не продают, только слабенькое, типа кваса, пиво. А вот безалкогольных напитков - сколько угодно. Прямо при вас сделают сок из дыни, арбуза, граната, банана, винограда - из чего угодно. - А как там при таких строгих нравах, с развлечениями? - Работа там кипит днём, а после шести вечера, когда спадает жара, такое ощущение, что весь Тегеран выходит на улицы, в бесчисленные кафе, магазины. И так приблизительно до полуночи, когда улицы быстро пустеют. В выходные обязательно семьями выбираются в горы или в парки, которых там множество. В горы приезжают компаниями, делают шашлыки, играют в волейбол. Почти в каждом дворе - футбольная площадка. И в выходные (четверг-пятница) летишь над городом, и видно, что повсюду гоняют мяч. Эти люди просто помешаны на футболе! Частная жизнь - особый разговор. Я, конечно, не понял всех тонкостей, но вот такой пример. Как-то мы остановились на втором этаже гостиницы, напротив которой был обычный для Ирана коттедж, и мы иногда невольно наблюдали жизнь этой семьи. Так вот, когда они заезжают в свой двор, всё - и никаких платочков, и загорают, и музыка весёлая звучит. Такое ощущение, что самая обычная светская страна. Я был в одном таком коттедже - построено бесподобно! - На улицах спокойно? - Наверное, нельзя сказать, что преступности нет вообще, но, видимо, всё это жестоко карается. Сколько мы в позднее время ходили - никто ни разу не пристал. Города обслуживают полицейские, а сельскую местность - жандармерия. В прибрежных городах у полицейских очень красивая, похожая на морскую, форма. Полицейские и жандармы - подтянутые, опрятные, симпатичные. Очень красиво и продуманно оборудованы посты. Говорят, в радиусе пары километров от них годами вообще ничего криминального не происходит - все знают, что реакция последует незамедлительно. - Как ведут себя иранцы в быту? - Это просто вызывает большое уважение. У нас ведь, если ты начальник, можешь и не поздороваться, и нахамить. Там такое невозможно: обязательно поздороваются за руку, обнимутся, пожелают доброго здоровья. Перед выполнением любого дела говорят: «Спасибо Всевышнему, что позволил нам начать день, всем спасибо, всем здоровья». У нас водителю не дай бог ошибиться на дороге, сразу со всех сторон сплошной мат. А там обычна такая ситуация. По площади идёт поток машин, а вам позарез нужно развернуться. Опускаете стекло, поднимаете руку, киваете, все машины останавливаются и дают вам развернуться. Представить себе такое на наших дорогах невозможно! Обслуживание в торговле - на высочайшем уровне. Если вы зашли в магазин, то продавец воспринимает это так, что вы зашли лично к нему, и он сделает всё, чтобы удовлетворить ваши запросы. Будете спокойно себе сидеть за чашечкой чая, а он все лавки обегает (если у самого нужной вещи нет), но найдет то, что вам нужно. При этом и в помине нет назойливости. Всех бы наших продавцов туда на стажировку… И обязательно надо торговаться - так принято и вызывает уважение. И вот ещё что. Хотя на государственном уровне в Иран запрещено въезжать израильтянам, своих евреев там очень много (немало владеют магазинами или работают в них), и никто их не бьёт. А какие магазины сладостей! Заходишь, тебя обязательно угощают новинкой, которую делают в этом магазине. Попробовать - святое дело, иначе будет большая обида. Сладости - просто фантастика! А готовят-то из тех же продуктов, что есть и у нас. Почему в Татарстане ничего такого не делают? Кроме чак-чака и похвалиться-то нечем. Забавно, но в меню ресторанов вы не найдете плова, хотя, если попросите, подадут. Дело в том, что таким умолчанием борются с ожирением нации. Медики Ирана пришли к выводу, что больше всего полнеют те, кто ест плов. Так что он у них не в моде. - Как относятся к России? - Очень хорошо, но не так нараспашку, как нам бы того хотелось. Есть, конечно, спорные моменты, но точек взаимодействия очень много. И в любом случае, в эту древнейшую страну нельзя лезть со своим уставом. Мы многого не понимаем. Вот там в кабине каждого вертолёта обязательно есть изображение Хомейни. Устал пилот, раз руку на изображение - и ему легчает. У нас над этим похихикали бы… В мавзолей, где лежат Хомейни с сыном, приходят семьями и в этом святом месте ведут себя несравненно свободнее, чем нам позволено на Красной площади: в беседочках пьют чай, кофе, дети играют и так далее. - Чему учили их вертолётчиков? - Была программа подготовки правого и левого леётчиков: маршрутные, горные, морские полёты, полёты на выполнение пожарных работ. Порядка 280 часов - очень интенсивная работа. Если быть точным, то это было не обучение, а переобучение. Иранские коллеги имели по четыре-пять тысяч часов налёта на американских «Белл». - Выбор нашей техники был осознанным или из-за дешевизны, санкций и так далее? - Ничего подобного! У иранцев надо поучиться отношению к технике. Они ничего просто так не купят - сначала досконально изучат, потом соберут консилиум, обсудят. Ми-171 предварительно изучили вдоль и поперек. Особенно их интересовало, как эти машины летают в горах. Но когда мы им показали, как Ми-171 висит над четырёхкилометровой горой, да ещё и спасательные работы выполняет, для них это было откровением - до нас там никто такого не делал. Между тем, в Иране собирали по лицензии американские вертолеты. А культура авиазаводов – только позавидовать! И каждый вертолёт обязательно проходил через освящение бараньей кровью. - Как оцените иранцев как пилотов? - Бесстрашные и летают с удовольствием. По уровню подготовки ниже нас, но в горах ориентируются великолепно, причём по памяти. Отношение к лётчикам в стране невероятно уважительное. Вот такое хорошее воспоминание. Раз выполняли с одним из их лучших пилотов тренировочный полёт. Пролетаем над селением. Он говорит: «Мои папа и мама здесь живут». А как раз было запланировано упражнение по посадке. Приземлились неподалеку от его дома. Как ему было приятно: он, простой деревенский парень, стал лётчиком и прилетел к родному дому. А уж о восторге родителей и односельчан и говорить нечего… Я категорически не согласен с политикой нашего государства в отношении Ирана, с которым мы десятилетиями жили в дружбе. Это очень красивые и интеллигентные люди. И что они по отношению к нам ещё могут чувствовать?.. Самолёты? А что обижаться? Если мы сами уничтожили свою авиационную промышленность, зачем иранцев винить?
Источник: Бизнес Online

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.