«В России действуют противники развития отношений с Ираном»

03 апреля 2017
A A A


Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Долгов рассуждает о том, что принесут России заключенные российско-иранские соглашения и зачем нам иранская нефть …

 Сотрудничество России и Ирана по программе «нефть в обмен на товары» может начаться уже в 2017 году, сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак журналистам в кулуарах международного форума «Арктика - территория диалога».

 «Сейчас внесены изменения в соответствующий контракт, которые уточнили отдельные моменты. Сейчас проходят процедуры внутригосударственного согласования, после того как это закончится, это вступит в силу и начнется реализация конкретных договоренностей. Я считаю, что в этом году у нас есть все возможности, чтобы начать сотрудничество», - сказал Новак, отвечая на вопрос, в какой стадии проработки находится программа «нефть в обмен на товары».

 В начале марта глава Минэнерго РФ говорил, что объем закупок нефти в Иране в рамках сделки «нефть в обмен на товары» может составить 100 тысяч баррелей в сутки, а за год - порядка 5 миллионов тонн. А торговый представитель России в Иране Андрей Луганский говорил, что в рамках этой программы Россия может поставлять Ирану товаров на 45 миллиардов долларов в год.

 Российско-иранские переговоры и программу «нефть в обмен на товары» прокомментировал в интервью «Русской народной линии» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов.

 Я не согласен с мнением, что мы повторяем путь Советского Союза, заключавшего соглашения с Африкой, и наступаем на старые грабли. СССР проводил совершенно конкретную политику продвижения своей идеологии и государственно-политических интересов во все регионы мира. Советский Союз был второй державой в мире. В Африке мы проводили конкретные проекты, быть может, в какой-то степени в ущерб экономическим интересам. Но у великой державы должны быть приоритеты - не конкретно экономическо-финансовые выгоды, а глобальные политические интересы. Поэтому советская политика была совершенно правильной. Однако после распада СССР Россия ушла почти из всех регионов, в том числе из Африки.

 Переговоры Владимира Путина с Хасаном Роухани - это важный этап в развитии российско-иранских отношений, касающийся экономической сферы (нефтегазовых проектов) и политической сферы (конкретизация позиции по сирийскому конфликту).

 Многие эксперты говорят, что странно и непонятно, почему Россия, нефтедобывающая страна, будет развивать проекты по добычи нефти в нефтегазовом проекте Ирана? Будет задействовано несколько крупных российских компаний. Была информация, что в Иране будут проводиться как разработки, так и работы по нефтедобыче. В Россию будет поступать иранская нефть. В экономике есть такие проекты, как покупка нефти и дальнейшая ее перепродажа. Принесут ли они экономический эффект? Многие эксперты говорят, что это неэффективно и нам не нужно, поскольку мы сами добываем нефть.

 Насколько нам известно, иранская нефть более доступна и дешевле, чем российская, так как наши нефтяные запасы находятся в труднодоступных регионах страны. Ныне идет дискуссия по поводу развития проектов добычи полезных ископаемых в Арктике, что еще более затратно и труднодоступно. Поэтому я думаю, что в российско-иранских соглашениях заключена экономическая выгода.

 Я не считаю, что Россия руководствуется только политическими целями и занимается гуманитарной помощью. Иран - это динамично развивающаяся страна и региональный центр силы, с которым у России давние контакты.

 Некоторые эксперты полагают, что российско-иранская встреча показала, что в международных отношениях политика важнее экономики. На эту тему можно долго дискутировать. В России многие политологи, эксперты, руководители говорят о том, что у нас хорошо развивались экономические отношения с Турцией, хотя остаются разногласия в политике по сирийскому кризису. На мой взгляд, невозможно разделить политику и экономику, поскольку есть политические интересы и перспективы, которые на первый взгляд противоречат конкретным сиюминутным экономическим интересам, но зато в перспективе дадут гораздо больший эффект. Что показали наши отношения с Турцией.

 Эрдоган действовал в плане перспективы на развитие отношений с Россией для того, чтобы как-то компенсировать свое противостояние и ухудшение отношений с Западом. Он занимался продвижением своего влияния в мусульманские регионы России - Крым, Татарстан и другие республики.

 Я неоднократно бывал в Казани, где чувствуется сильное влияние Турции. Многие говорят, что это нужно в Татарстане развивать, что в этом нет неоосманизма, хотя он там присутствует. Политические и экономические интересы сопутствуют, взаимно влияют друг на друга, что проявляется в российской политике по отношению к Ирану. И нельзя ни в коем случае подходить к развитию отношений России с любой страной из чисто экономических и сиюминутных интересов. Что, к сожалению, бывало у нас.

 Сейчас Россия развивает отношения с Ираном. И возникает вопрос, как российско-иранская дружба отразится на отношениях с США и Израилем? В нашем институте бывали представители Израиля, которые откровенно говорили, что Иран для них является противником. Израильтяне опасаются иранской угрозы.

 Ныне американский президент Трамп больше поддерживает Израиль, чем Барак Обама. И нужно находить консенсус российской дипломатии в отношениях с Ираном, США и Израилем. На мой взгляд, эти заключенные контракты с Ираном сыграют свою роль.

 К сожалению, в России действует множество противников развития отношений с Ираном. Ранее заключенные договора с Ираном выполнялись с переменным успехом. Поэтому подписанные соглашения не гарантируют, что всё будет гладко. «Нефть в обмен на товары» - это расхожая фраза. Заключенные соглашения взаимовыгодны. Нужно конкретизировать, какие виды товаров могут идти, какова будет сама технология соглашения.

 Нужно изучить номенклатуру товаров. Но если российско-иранские соглашения будут работать, то принесут пользу российской экономике и промышленности, производящей высокотехнологичные товары для Ирана. Высокая технологичность товаров требует высокой технологии производства, что может стать импульсом для ее развития в России.

 Российско-иранские соглашения заключены на практической основе, но будут ли они действовать в рамках достигнутых договоренностей, покажет будущее. Ведь в России, повторю, действуют противники развития отношений с Ираном.

 Подробнее: http://ruskline.ru

 

Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.