Иран развивающийся - "рыночная экономика", иностранные инвестиции и строительство плотин

20 июня 2008
A A A


Иран: о "рыночной экономике", иностранных инвестициях и строительстве плотин Материалы иранских СМИ указывают на то, что курс приватизации национальной экономики пользуется поддержкой политического руководства страны. Как известно, еще в июле 2006 года духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи издал указ о приватизации государственной промышленности. Кроме того бывший президент Ирана, а ныне влиятельный аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани, занимающий два важнейших поста в высшей политической иерархии, с самого начала стал одним из инициаторов приватизации государственного имущества. Совсем недавно, 8 июня текущего года, новоизбранный спикер иранского парламента Али Лариджани выразил свою поддержку курсу приватизации в соответствии со статьей 44 иранской конституции для продвижения экономической активности. Если судить по его высказываниям, парламент готов оказать частному сектору необходимую поддержку. Несмотря на такое единодушие среди иранской политической элиты в отношении вопроса о приватизации государственных предприятий, в стране раздаются голоса, идущие вразрез с заявлениями высокопоставленных политических деятелей. Они утверждают, что на самом деле речь не идет о полнокровной приватизации, когда любое физическое лицо может стать обладателем акций, а о такой завуалированной форме приватизации, когда правительство путем создания полугосударственных акционерных обществ, на самом деле, продолжает удерживать их под своим контролем. Согласно заявлению секретаря комитета по приватизации Исмаила Голами, который, судя по занимаемой им должности, наверняка знает то, о чем говорит: "За три года своей работы, девятое правительство [автор подразумевает правительство М.Ахмадинежада – Н.К.Тер-Оганов] доказало, что неблагорасположено в отношении частного сектора. Оно своим действием показало, что намерено изгнать частный сектор и всячески ограничивать его". По его мнению, декларация о намерении правительства приступить к приватизации – всего лишь мираж. С одной стороны, согласно заявлению духовного лидера Ирана, наилучший путь предложения государственных акций – это биржевой путь, поэтому у правительства нет другого выхода кроме, как выставить на рынок хотя бы часть государственных предприятий. Может показаться, что высшее руководство дает зеленый свет процессу приватизации. Однако, если внимательно присмотреться к сути проблемы, то можно заметить, что правительство вовсе не намерено выпускать из своих рук контроль над акциями государственных предприятий. Об этом свидетельствует разработанный им же новый устав, согласно которому и будет происходить определение стоимости пакета акций. Как поясняет Исмаил Голами, новый устав составлен таким образом, чтобы максимально ограничить роль самой биржы в процессе ценообразования государственных акций, и вместе с тем убедить всех в том, что цены на акции установлены на бирже! На самом деле, с вводом нового устава правительство намерено оставить за собой право фиксировать и, в необходимых случаях, повышать стоимость акций. По замечанию Исмаила Голами, это еще больше затруднит деятельность частного сектора. И все это разворачивается на фоне, когда частному сектору все труднее держаться на плаву. Таким образом, складывается весьма странная картина: с одной стороны, частному сектору закрывают доступ к бирже, а с другой, как это известно, у полугосударственных организаций не хватает наличных денег для приобретения этих акций. На этом фоне бросается в глаза отсутствие крупных иностранных капиталовложений в иранскую экономику. Директор-распорядитель биржевой компании Али Рахмани объясняет это пассивностью иранской стороны, которая практически ничего не сделала для приглашения иностранного капитала в страну. В этой связи многие видят в бирже двигатель экономического развития страны. Если в Германии и Франции – странах с традиционно развитой банковской системой - банки выполняют роль своеобразного стержня экономической деятельности, то в Иране наблюдается тенденция движения в сторону биржевых рычагов управления экономикой. Нет сомнения в том, что в нормальной ситуации это могло бы стать сильным стимулом для развития рыночной экономики, остро нуждающейся в грамотных финансистах. Али Рахмани считает, что в случае превращения иранской биржы в международную, для страны откроются новые экономические перспективы. Однако в случае отсутствия иностранного капиталовложения биржа обречена на вялость. Вряд ли стоит говорить о радужных персепктивах иранской биржы. Из 245 млн долларов вошедших на иранскую биржу, всего лишь 20 млн. долларов пришлось на иностранные капиталовложения! По признанию Али Рахмани, американские экономические санкций сильно повлияли на притягательность иранской биржы. Во всяком случае, многие компании, которые желали бы видеть себя на иранской бирже, из-за сложившейся внешнеполитической ситуации вокруг иранской ядерной программы, временно отказались от своего намерения. С другой стороны, верно и то, что в Иране на сегоднящний день не существует благоприятного климата в отношении иностранного инвестора. Поэтому иностранный инвестор, который осмелится принять участие в торгах на бирже, подвергает себя сильному риску. Следовательно, чтобы привлечь его нужно возместить его риск должным образом. То есть, приобретаемые им акции должны иметь для него особую притягательность. Для этого, как считает Али Рахмани, прежде всего, надо изменить взгляды общества в отношении иностранного инвестора. Главная причина такого слабого участия иностранного капитала на иранской бирже, по мнению Али Рахмани, состоит в отсутствии должного количества иранских торгово-финасовых представителей зарубежом. Для сравнения: Китай имеет своих представителей в 35 странах мира, что облегчает ему работу по привлечению иностранных инвестиций. И это несмотря на тот факт, что валяютные запасы Китая составляют триллион триста млрд амер. долларов. Тем не менее, Китай продолжает искать дополнительные иностранные инвестиции. По мнению Али Рахмани, это просто непонятно, почему в Иране, где доход от нефти составляет около 100 млрд. амер. долларов, считают бесполезной привлечение иностранного капитала в страну, тогда как в соседних странах ситуация диаметрально противоположная. За примером не нужно ходить далеко - возьмем, хотя бы, ОАЭ, достигшие внушительных успехов в национальной экономике благодаря привлечению иностранного капитала. Такое пренебрежение к иностранным капиталовложениям уже привела к тому, что большая часть недр Ирана до сих пор не разработана. Отсутствие иностранных инвестиций в иранскую экономику в значительной степени сдерживает строительство плотин, так необходимых не только для развития сельского хозяйства, что так актуально для Ирана, но также и для решения многих острых социальных проблем. Особенно это стали чувствовать в нынешнем году, когда небывалая засуха охватила многие районы Ирана. Как известно, с особой силой она проявилась в провинции Фарс. Но она постоянно дает о себе знать в юго-восточных районах Ирана – Систане и Белуджистане. Последствия засухи вынуждают руководство Ирана пересмотреть бюджет 2008 г. Ведь уменьшение урожая пшеницы, риса и других продуктов питания могут стать серьезной причиной социального недовольства населения. В текущем году Иран будет вынужден закупить за рубежом более 5млн тонн пшеницы (всего в Иране ежегодно потребляют 11 млн тонн пшеницы), а также 1,5 млн тонн риса (ежегодное потребление риса в Иране составляет 3 млн.200 тыс. тонн). На закупку пшеницы, риса, растительного масла и других продуктов будут использованы валютные резервы страны. По прогнозам иранских специалистов, отсутствие достаточного количества плотин и водохранилищ и в дальнейшем будет отрицательно сказываться на темпах развития сельского хозяйства. Как известно, среднегодовой показатель выпадения осадков в Иране составляет всего 250 мм, что ниже среднегодового показателя по Азии, и составляет всего одну треть среднемирового показателя. Вместе с тем, в Иране есть районы, которые постоянно страдают от наводнений и селевых потоков. Строительство плотин и водохранилищ поможет решить две острейшие проблемы Ирана: это - орошение земель и водоснабжение, а также охрана районов, подверженных сезонным паводкам и селевым потокам. Несмотря на то, что Иран достиг определенного уровня в деле строительства высотных плотин, а также водохранилищ, большая потребность страны в них не может быть удовлетворена без привлечения крупных иностранных инвестиций. "Если бы не отсутствие иностранных инвестиций, все могло быть иначе" – пишет председатель Комитета по строительству плотин и борьбы с наводнениями Мостафа Фадаифард в своей статье "Три деятка лет в сторону развития". С особенной остротой встает вопрос о строительстве плотин именно в самых засушливых провинциях Ирана. В этом отношении Систан и Белуджистан являются районами, где за последние восемь-десять лет засуха уничтожила на корню весь растительный покров обширного края, исчезла даже такая устойчивая к засухам культура как дерево "гяз". Правительством была разработана программа, согласно которой в этом крае должны были построить несколько плотин суммарным объемом в три млрд куб метров воды. Однако программа до сих пор не выполнена. Например, не завершено строительство Хайрабадской плотины. Хроническая засуха заставила большую часть местного населения переселиться на пробережье Чабахара. Такая же участь постигла и плотину Зирдан. Отсутствие инвестиций не дает возможность довести до конца строящиеся плотины. Аналогичное положение и с плотиной Кахир, расположенной в семидесяти километрах от Чабахара. Пол замыслу проектировщиков, она должна была обеспечить близлежащие районы сельхозяйственной и питевой водой. Мостафа Фадаифард признается в том, что министерство энергетики не смогло выполнить свои обещания по завершению строительства плотин в Систане и Белуджистане по причине отсутствия необходимых инвестиций. Строительство плотин и водохранилищ могло решить проблемы, связанные с хронической засухой, нехваткой питьевой воды, а также воды для орошения земель. Оно помогло бы справиться с сезонными наводнениями (ведь ежегодный экономический ущерб от капризов природы составляют несколько сот миллиардов риалов). К сведению, если бы своевременно построили в районе Чабахара плотины Зирдан и Кахир, то наверняка смогли бы предовратить уход в море 500 млн.куб метров воды, не говоря уже об огромном материальном ущербе. Отсутствие плотин и водохранилищ нанесло огромный ущерб сельскому хозяйству края, что, в конечном итоге, привело к таким негативным явлениям, как массовая безработица, торговля контрабандными товарами, торговля наркотиками, а также другим преступлениям и нарушениям закона. Н.К.Тер-Оганов Источник - Институт Ближнего Востока
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.