Успехи и неудачи приватизационной реформы в Иране

07 августа 2006
A A A


А.М. Вартанян В современных оценках иранских экономистов по поводу практической реализации приватизационной реформы превалирует скептический подход: отсутствие эффективного механизма выполнения поставленных задач приводит к серьезному блокированию данной реформы. Одним из основных тормозов приватизации в Иране является прослойка руководителей-управленцев, контролирующих крупные государственные предприятия. Они всячески препятствуют практическому переходу крупных и успешных госпредприятий, особенно относящихся к отраслям стратегического значения (металлургия, нефтехимия), в руки частного предпринимательства. Соответственно, реальная приватизация в Иране в подавляющем большинстве случаев затрагивает откровенно убыточные и обанкротившиеся объекты - их восстановление требует значительных инвестиций, нехватка которых сегодня остро ощущается в стране. Таким образом, несмотря на приоритетность приватизационной реформы, поставленной во главу угла экономической стратегии иранского правительства во главе с президентом М. Ахмадинежадом, реальная ситуация в этой сфере складывается иначе. Налицо факт серьезного сопротивления, оказываемого руководителями и директорами государственных предприятий процессам приватизации. По мнению местных экспертов, эта группа действует достаточно скоординировано. Обладая мощными рычагами влияния и лоббирования в иранских министерствах и ведомствах, она не допускает практической реализации поставленных правительством задач. Одним из примеров такого лоббирования является недавнее заключение между правительством и рядом государственных компаний крупных контрактов на суммы, варьируемые от одного до нескольких миллиардов долларов США. Таким образом, руководители госпредприятий имеют прямой выход на правительственные структуры, действуя в обход муниципальных и местных властей. В частности, мэр Тегерана М. Галибаф недавно выступил с критикой в адрес правительства по поводу передачи под контроль государственных предприятий и фондов целого блока проектов, связанных с модернизацией столичного метрополитена. Эта сделка была осуществлена без какого-либо предварительного согласования с тегеранской мэрией. В целом, считают иранские экономисты, несмотря на декларированные цели, правительство ИРИ не обладает пока достаточной степенью политической воли, чтобы осуществлять передачу государственных предприятий в частные руки. Скорее наоборот, ставятся искусственные барьеры, препятствующие этому естественному процессу. Обращает на себя внимания факт повсеместной критики правительства за проведение приватизационной реформы. Ею недовольны как находящиеся в оппозиции иранские реформаторы, так и контролирующие власть консерваторы. Видные представители реформаторского крыла обвиняют правительство в отсутствии серьезного настроя в осуществлении приватизации, отходе от заявленных обещаний и дезинформации в СМИ по поводу истинных масштабов и темпов реформы. Консерваторы также недовольны шагами правительства в этой области, они полагают, что эти шаги «противоречат принципам и кодексу поведения политиков». Примечательно, что с жесткой критикой в адрес министерства финансов и министерства промышленности ИРИ выступил председатель Торгово-промышленной палаты ИРИ А. Хамуши, который сам является представителем олигархических финансово-промышленных группировок и серьезно заинтересован в скорейшей передаче инициативы в частные руки. В основном, критика А. Хамуши касалась пакета из 11 межправительственных соглашений в области торгово-экономического сотрудничества, заключенных недавно между Ираном с Венесуэлой. Как отмечает глава иранской ТПП, ни в одном из этих документов не фигурировали представители бизнеса. Более того, они даже не принимали участия в переговорном процессе. А. Хамуши привел примечательный пример: по его информации, крупные государственные компании откровенно вмешиваются в деятельность частного бизнеса, стремясь поставить эту сферу под свой плотный контроль. Дело временами доходит до навязываемого бизнесу присутствия представителей госкомпаний на деловых переговорах, семинарах и встречах высокого уровня, в том числе вмешательства в протокольную организацию данных мероприятий. Столь жесткая критика правительства со стороны влиятельного политика и управленца, занимающего важный государственный пост, не может остаться без серьезных последствий. Характерно, что А. Хамуши невозможно упрекнуть в предвзятости: он не относится к реформаторскому крылу и на него нельзя нацепить ярлык этакого «оппозиционера». В частности, по мысли иранских экспертов, критику А. Хамуши нельзя назвать «попыткой вернуться к власти» (он и так состоит при власти). В то же время, считают эксперты, его нельзя обвинить в «преднамеренной лжи» либо предвзятости: на протяжении длительного времени этот профессионал возглавляет один из наиболее мощных и эффективно действующих экономических центров Ирана – Торгово-промышленную палату. Кроме того, критика А. Хамуши не была оголтелой: он последовательно и по пунктам обозначил весь набор претензий к деятельности правительства в сфере приватизации. В любом случае, по мнению аналитиков, усилившееся за последние месяцы недовольство со стороны влиятельных представителей иранского истеблишмента по поводу модальностей проведения приватизационной реформы должно привести к качественным изменениям. По крайней мере, правительство должно прислушиваться к критике и стремиться устранять преграды на пути участия представителей деловых кругов в крупных национальных проектах, планах и программах по линии муниципальных и местных властей, а также проектах иранского правительства, реализуемых за рубежом по договоренностям с государствами-партнерами. В целом, несмотря на существующие сложности в структурной перестройке иранского госсектора, приватизационная реформа стала необратимой. Объективные факторы развития иранской экономики диктуют необходимость скорейшего осуществления процесса приватизации. Этот процесс напрямую увязан с перспективами поэтапного втягивания иранской экономики в систему глобальной экономической взаимозависимости. Формирование искусственных барьеров на пути приватизационной реформы может привести в среднесрочном плане к весьма серьезным последствиям, в том числе к заметному усилению неэффективности экономической системы Ирана, падению основных макроэкономических показателей, росту инфляции. Последние годы убедительно демонстрируют неэффективность и убыточность государственного сектора иранской экономики. В соответствии с итогами инспекционной проверки, осуществленной Государственной аудиторской организацией в 2004–2005 гг., из 1705 государственных предприятий было выявлено 583 убыточных (их суммарные ежегодные убытки составляют почти 1,5 млрд долл. США). В этой связи растущая роль частного сектора в обеспечении стабильного развития иранской экономики в перспективе становится определяющей. Следовательно, главным залогом преодоления возможных проблем будет ускоренная приватизация низкоэффективного госсектора, который на сегодня контролирует до 80% экономики, включая государственные монополии в форме исламских фондов, контролирующих до 25% экономических активов и подконтрольных напрямую высшему руководству ИРИ.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.