ТНК для рывка

30 августа 2005
A A A


ВОЛЯНЮК Виталий Когда гуляешь по центральному проспекту Минска мимо золотых арок «МакДональдса» или покупаешь разлитую в Колядичах кока–колу, то как-то не задумываешься над тем, что вокруг каждого из нас раскинулись щупальца мировых спрутов. Транснациональные корпорации (ТНК), пришедшие на территорию бывшего СССР, кажутся сегодня абсолютно заурядным явлением. Вместе с тем вопросы, которые возникли перед нашей индустрией с приходом глобализации, далеко не заурядны. Российский публицист Андрей Паршев любит повторять, что зарубежные инвестиции не пойдут в российскую экономику, так как Россия — самая холодная страна в мире и здесь очень высокие издержки производства. Но реальность значительно корректирует концепцию г–на Паршева. Так, по дорогам России сегодня ездят тысячи «Фордов» и «Тойот», собранных в Ленинградской, Нижегородской и других российских областях. В то же время специалисты по авторынку прогнозируют, что иностранные автомобильные гиганты расширят свое производство на территории СНГ, поскольку рынок еще не насыщен. Немало тех, кто считает, что и Беларусь непривлекательна для иностранных капиталовложений из–за климата, высокой энергоемкости производства и «неблагоприятной бизнес–среды». Но статистика фиксирует рост зарубежных инвестиций в белорусскую экономику. Если говорить об автомобильной промышленности, то производить комплектующие для своей продукции на территории Беларуси заинтересованы такие всемирно известные корпорации, как «Вольво» или «Камминз». Известно, что мощности некоторых ТНК выше, чем мощности целых экономик отдельных стран. Мировые спруты, имеющие головные офисы где–нибудь в Америке, Швеции или Германии с размещенными там научно–исследовательскими центрами, финансовыми ресурсами и руководящими кадрами, работают практически по всему миру, как правило, не обращая внимания на факторы вроде «неблагоприятного климата». И им глубоко индифферентно, кто у власти, — монарх или спикер парламента. По сути, ТНК — это современный способ агрессивной борьбы за рынки сбыта. Не надо платить большие ввозные пошлины, если ты изготавливаешь продукцию на той же территории, где и продаешь. Можно детально изучать спрос непосредственно на месте и использовать производство в одной стране как плацдарм для экспансии своих товаров в соседние страны. Не будем забывать и о том, что зачастую использование дешевых местных ресурсов и рабочей силы повышает конкурентоспособность товаров. У ТНК есть много противников. Процесс стирания «культур–границ», спровоцированный транснационализацией капитала и производства, действительно небезболезненный, но он, как говорится, пошел и остановить его не могут ни толпы антиглобалистов, ни интеллектуалы–одиночки. Очевидно, что Беларусь, будучи также втянутой в этот процесс, должна упорно искать свое место под мировым капиталистическим солнцем. В последние годы в среде белорусских экономистов, промышленников и политиков звучат предложения трансформировать ведущие экспортно–ориентированные предприятия страны в транснациональные корпорации. Заместитель Премьер–министра Андрей Кобяков по этому поводу как–то заметил: — Наша задача — посадить дочерние производства в различных странах, чтобы они тиражировали наши технологии, а у себя оставить производство самых новых моделей, которые пока не освоили дочерние предприятия. Слова А.Кобякова продиктованы жизнью, ведь мощности белорусского «сборочного цеха» намного превосходят потребности внутреннего рынка — тракторов, МАЗов, БелАЗов выпускается в разы больше, чем необходимо стране. Разветвленная сеть расположенных по всему миру сборочных предприятий, сервисных центров и сбытовых организаций, безусловно, будет благоприятствовать экономическому развитию нашей страны. Но через какие «ворота» лучше перемещать производство? На Западе ценят простоту и надежность наших машин, но качество по высоким европейским меркам не всегда «Гут!». Поэтому покупатели в том же ЕС нередко предпочитают более качественные, хотя и более дорогие изделия. К примеру, в сентябре прошлого года в Вильнюсе был открыт сборочный завод МАЗ (для реализации машин в странах Балтии и других странах ЕС). Литовские машины оказались лучше минских собратьев: эффективная импортная тормозная система, эргономичная кабина и главное — надежный и мощный двигатель «Deutz». Однако заводские мощности, рассчитанные на производство до 800 автомобилей в год, пока задействованы только на 15 — 20%. Широкомасштабная экспансия нашего высокотехнологичного производства на Запад по объективным причинам пока малореальна. На сегодняшний день перспективным представляется путь «на восток». Вояжи представителей белорусского МИДа в страны СНГ, Китай, Индию, а также арабские государства оказываются богатыми на перспективные проекты. Здесь уже работают, и весьма успешно, «дочки» некоторых белорусских гигантов. В этом году появились новые взаимовыгодные предложения. В частности, руководство Западноказахстанской области заинтересовано в создании на своей территории СП по сборке сельхозмашин, а также сервисных центров для их обслуживания. Свое производство в Китае налаживают МАЗ и МТЗ. 2.000 грузовиков Минского автомобильного завода планирует закупить в этом году Иран. Кстати, в 2004 году в иранском городе Ношар открылось свое сборочное производство МАЗов (похоже, спрос на наши грузовики в этой стране огромный). Там же, в Иране, уже выбрана площадка для сборки тракторов «Беларус»... Здесь стоит упомянуть такой деликатный момент: некоторые страны, обладающие большим потенциалом, такие, как Иран или, например, Судан, находятся в кольце экономических санкций, инициированных США по причине несоответствия этих государств «демократическим стандартам». По политическим причинам путь западным корпорациям в эти государства заказан. Компаниям же таких стран, как Беларусь, Россия, Китай или, скажем, Бразилия, власти которых проводят независимую от Штатов внешнюю политику, данная ситуация играет на руку. Если максимально активно использовать фактор времени, то после отмены санкций можно работать на этих рынках с солидным гандикапом... Как–то один уважаемый специалист втолковывал мне, молодому журналисту: — Те, кто пытается переориентировать Беларусь строго на Запад, советуя при этом скорее разгосударствить крупное промышленное производство, либо не учитывают специфику белорусской экономики, либо имеют какие–то свои сугубо корыстные цели. Сохранение и модернизация крупного производства и завоевание рынков в первую очередь развивающихся государств — это главная задача, стоящая перед Беларусью сегодня. Шанс иметь свои ТНК, работающие в интересах страны, нельзя упустить, большое количество мелких предпринимателей не сможет компенсировать это упущение. Появление западных корпораций, предоставляющих белорусам технологии, рабочие места и налоги в казну, нужно приветствовать. Но и контроль тут нужен, ведь отдавать на откуп свое производство неразумно. Разве поспоришь? Но хотелось ответить мэтру как–нибудь умно, и я попробовал резюмировать: — Иметь товары мировых гигантов, на которых стоит отметка «Сделано в Беларуси», — это хорошо. Но и запускать производство белорусских товаров, на которых будет прикреплен лейбл других стран, — это тоже хорошо. — Ну, смотрю, ты соображаешь, — удостоился я снисходительной похвалы. А то! Жесткие реалии заставляют становиться сообразительными и экономистов, и журналистов, и потребителей, и производителей. Добро пожаловать в эпоху глобализации!
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.