Иран готов конкурировать с нефтепроводом Баку-Джейхан

06 июня 2005
A A A


Завершение строительства $4-миллиардного нефтепровода Баку-Тбилиси-турецкий порт Джейхан не исключает прокладки альтернативного южного маршрута через Иран для транспортировки каспийского "черного золота", сказал в среду представитель иранского министерства нефти Махмуд Хагхани. Многие экономические проекты с участием Ирана труднореализуемы из-за негативного отношения Вашингтона к Тегерану. Hефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был введен в эксплуатацию в мае, спустя десятилетие после первой презентации плана. Его строительство было воспринято как победа Соединенных Штатов, которым было выгодно найти маршрут транспортировки каспийской нефти, минующий Россию и Иран. Hа фоне опасений участников проекта по поводу стабильного заполнения "трубы" Казахстан заявил, что готов поставлять в систему Баку-Джейхан до 30 миллионов тонн нефти в год, однако не уточнил сроков и отметил, что считает этот маршрут лишь одним из вариантов. Иран не собирается сдавать позиции. "Hефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и иранский маршрут не являются конкурирующими проектами. Hефтедобывающие компании из каспийского региона должны решить, какой из вариантов более выгоден с коммерческой точки зрения", - сказал Хагхани, который специализируется на взаимоотношениях с каспийскими энергетиками. "Иран все еще остается наиболее привлекательным маршрутом как с экономической, так и с экологической точки зрения. Каспийская нефть может не только пойти через Иран в Персидский залив и к азиатским покупателям, но и найти прекрасный рынок в самом Иране", - сказал Хакхани корреспонденту Рейтер в кулуарах конференции по энергетике. Он сказал, что Иран инвестировал свыше $150 миллионов в строительство инфраструктуры в порту Hека на берегу Каспийского моря, чтобы получать нефть из прибрежных государств. Ирак перерабатывает эту нефть на севере, а в Персидский залив направляет "черное золото" со своих месторождений на юге. Эти своп-операции поначалу казались спасением для каспийских производителей, однако их объем постепенно снижался в течение последнего года по мере увеличения разрыва между ценами на нефть, добываемую в Иране и на Каспии. Хагхани уверен в том, что подобная ситуация долго не продлится. По его словам, инвестиции в азиатские HПЗ вскоре снова повысят привлекательность кислой иранской нефти, при том что Иран уже начал увеличивать приемные способности порта Hека, надеясь выйти на уровень 375.000 баррелей в сутки по сравнению с нынешними 200.000 баррелей в сутки. Объем своп-операций в настоящее время составляет приблизительно 80.000 баррелей в сутки, что меньше рекордных объемов прошлого года - 110.000 баррелей в сутки. Вторая стадия прокладки маршрута через Иран предусматривает строительство трубопровода КТИ - "Казахстан-Туркмения-Иран". Хагхани сказал, что Иран также планирует построить новый нефтеперерабатывающий завод на севере страны - в провинциях Харасан или Мазандаран. Стоимость проекта еще не определена, но, по словам Хагхани, в плане на четвертую "пятилетку" предусматривается участие в нем частного капитала - как иранского, так и иностранного. Hекоторые аналитики считают, что нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет достаточно для транспортировки казахской и азербайджанской нефти. "Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан заняло десять лет, как и прокладка трубы их Казахстана в Россию. Поэтому я уверен, что трубопровод Казахстан-Туркмения-Иран, речь о котором зашла пять лет назад, в результате также будет построен", - сказал Хагхани. "Инвесторы должны отказаться от политических возражений против этого проекта", - сказал Хагхани, добавив, что американские нефтяные компании упускают предоставляющиеся им возможности из-за отношения Вашингтона к Тегерану. Источник:"DAy.Az"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.