О новых проектах транспортировки СПГ

23 апреля 2004
A A A


Проект строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) на территории Ямала для его последующей транспортировки по Северному морскому пути был разработан под патронажем администрации округа несколько лет назад. Естественно, что проект не может быть реализован без соответствующего правительственного постановления и одобрения «Газпрома». Лицензией на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения с запасами около 1,9 трлн куб.м. владеет «Русиа Петролеум». Акционерами компании являются ТНК-ВР (62,42%), «Интеррос» (25,82%) и Комитет по управлению госимуществом администрации Иркутской области (11,24%). Стратегическое значение Ковыктинского месторождения состоит в возможности экспорта газа в Китай и Южную Корею. В начале 2004 года «Газпром» внезапно предъявил ряд претензий главному акционеру Ковыкту Виктору Вексельбергу, обвинив его в противодействии правительственной стратегии газификации регионов Восточной Сибири. Комитет «Газпрома» по развитию производства и транспортировки жидкого и сжиженного газа под руководством вице-президента концерна Александра Ананенкова занимается проблемой с июня 2003 года. Среди проектов, которые изучает газпромовское руководство не только ямальский завод, но и аналогичные проекты в Мурманской и Архангельской области. До сих пор, сообщили в пресс-службе «Газпрома», «внимательно изучаются и оцениваются перспективы всех трех проектов. Решение может быть принято не ранее конца 2005 года». «Для того, чтобы проекты СПГ начали реализовываться, – говорит эксперт Российского газового общества Юрий Невежин, – нужны огромные инвестиции в производство, а их у «Газпрома» сейчас нет; нужны специальные транспортные суда ледового класса, нужен гарантированный рынок сбыта – прежде всего американский. Нужны свободные мощности газодобычи, а их нет – добыча падает, а новые – с таким трудом осваиваемые месторождения могут лишь компенсировать предстоящее падение добычи на освоенных месторождениях». Наконец, и это главное, нужно желание – для поиска альтернативных путей и новых возможностей экспорта газа. «Газпром» же привык к европейскому рынку и привязан к своей трубе. Даже громкие баталии вокруг Ковыктинского месторождения вызваны прежде всего с тем, что газовый монополист хочет привязать его к своему европейскому экспорту. Реализация проекта СПГ означает прежде всего вызов «газпромовской» монополии на экспорт. Сжиженный газ может экспортировать кто угодно и куда угодно. Иран, например, совместно с французской Total занят сейчас строительством завода СПГ в Южном Парсе (Иран) для экспорта сжиженного газа в Китай. Завод еще строится, корабли только заказаны, но переговоры об экспорте иранского газа на перспективный рынок Восточной Азии в самом разгаре. Специфика газовой отрасли такова, что эффективность инвестиций в тот или иной проект определяется через 5, а то и 10 лет. В 2009 году вступит в строй газопровод проекта Nabucco (Навуходоносор), в котором участвуют бывшие газпромовские партнеры. По этому проекту иранский газ по турецким трубам пойдет в вотчину российского монополиста -- Центральную Европы. Мощность газопровода составит 30 млрд куб. м в год. Кроме того в последнее время прозвучали фантастические идеи – направить иранский и туркменский газ через Армению и Грузию, снабжавшуюся российским газом по дну Черного моря на Украину и далее – по уже проложенному Газпромом пути – в Европу. В сочетании с последними выступлениями армянской оппозиции и давним желанием Госдепартамента США столкнуть Россию и Иран идеи проложить газовый коридор через дружественную Украину, наотрез отказывающуюся отдавать «Газпрому» свою трубопроводную систему, но активизировавшую переговоры с западными газовыми компаниями, эти идеи не кажутся столь уж фантастичными. Мощность этого потока может составить 60 млрд. куб. м. На этот же период, по данным специалистов АВК придется пик выплат «Газпрома» по внешним заимствованиям. Кроме того, в этот же период времени концерну придется вкладывать максимум средств в освоение «тяжелых», как говорят специалисты, т.е. очень дорогих по стоимости освоения месторождений на Ямале. В связи с появлением проектов по транзиту иранского и туркменского газа в Европу в обход «Газпрома» и играми господина Лукашенко с российской трубой, финские судостроители решили застолбить себе выгодный контракт. Они полагали, что «Газпрому» тоже пора заняться поиском и реализацией альтернативных путей экспорта. Расчет финских бизнесменов был точен. Они не учли единственного – в представлении руководства «Газпрома» СПГ отождествляется с теми, кто хочет обойтись без газовой монополии. RusEnergy. 22.04.2004
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.