В последние месяцы дипломатические отношения между Ираном и Россией выросли на новый уровень, поскольку высокопоставленные официальные лица двух стран курсируют между Тегераном и Москвой для проведения переговоров и изучения путей дальнейшего расширения двустороннего экономического и политического сотрудничества.
Ирано-российские отношения имеют большое значение, особенно учитывая текущую геополитическую ситуацию в регионе и в мире.
Посол России в Иране Алексей Юрьевич Дедов заявил в эксклюзивном интервью IRNA, что Москва полна решимости и дальше укреплять свои связи с Тегераном, поскольку он настаивает на том, что экономическое сотрудничество между двумя государствами находится на неудовлетворительном уровне.
Ссылаясь на соглашение о долгосрочном партнерстве, о котором ведутся переговоры между Ираном и Россией, Дедов считает, что сделка создаст прочную основу для двух стран для расширения своих связей во всех областях.
Дипломат также приветствует недавнее соглашение между Ираном и Саудовской Аравией о восстановлении дипломатических отношений, заявив, что соглашение улучшит ситуацию на Ближнем Востоке и за его пределами.
Он также приветствует усилия Ирана и России по переходу на местные или региональные валюты в своих торговых связях и сказал, что процесс дедолларизации будет распространяться на многие другие страны в будущем.
В своем интервью IRNA Дедов также объяснил позицию России в отношении мирного плана, который мог бы урегулировать споры между страной и Украиной.
Ниже приводится полный текст интервью Дедова ИРНА:
В качестве недавно назначенного посла России в Иране, как бы вы оценили ключевые цели растущего сотрудничества между Тегераном и Москвой, когда две страны вступили в новый этап двусторонних отношений?
Хорошо. Должен сказать, что сегодня динамика отношений и сотрудничества между Россией и Ираном неплохая. Сотрудничество развивается по многим направлениям. Во-первых, есть тесные контакты между нашими руководителями и другими высокопоставленными лицами. Вы знаете, что только в этом году у Президента России Владимира Путина и Президента Ирана Эбрагима Раиси состоялось три телефонных разговора. Идет очень хороший обмен между главами советов безопасности двух стран. Как вы, наверное, помните, в ноябре Иран посетил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, а в феврале Москву посетил его иранский коллега Али Шамхани. Обмены между нашими министрами иностранных дел также были на хорошем уровне. Например, последний визит вашего министра иностранных дел Хосейна Амира Абдоллахиана в Россию был в конце марта. На парламентском уровне российская парламентская делегация во главе с главой группы Дружбы в Госдуме Владимиром Васильевым побывала в Иране в конце прошлого года, а в конце января спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин нанес очередной визит в Тегеран. И мы надеемся, что спикер иранского парламента Мохаммад Багер Галибаф посетит Россию.
По экономике, двусторонней торговле и экономическому обмену показатели неплохие. Например, рост торговых связей составил 40% в 2021 году и 20% в прошлом году, когда наш товарооборот достиг почти 5 миллиардов долларов или чуть меньше. На самом деле, если быть точным, это было 4,86 миллиарда долларов. Безусловно, ведущую роль в этом процессе играет Российско-Иранская межправительственная комиссия. Комиссию возглавляет с нашей стороны заместитель премьер-министра Александр Новак, а с иранской стороны - министр нефти Джавад Оуджи. Весьма плодотворный раунд переговоров Комиссии прошел в конце октября и начале ноября в российском городе Грозном.
Среди совместных проектов двух стран самым заметным является, конечно же, строительство второго и третьего блоков Бушерской атомной электростанции на юге Ирана.
Если взять культуру и образование, то мы увеличили количество стипендий, предоставляемых иранским студентам и исследователям, до 300. Российские музыканты участвовали в музыкальном фестивале «Фаджр» в конце прошлого года, а Иран был представлен на музыкальном мероприятии в Санкт-Петербурге.
Что касается спорта, то в Исфахане состоялся футбольный матч между командами "Зенит" Санкт-Петербург и «Сепахан», за которым последовали другие матчи между командами двух стран. Итак, вы видите, что расширение связей между Ираном и Россией носит многоаспектный характер.
Что касается приоритетов в двусторонних связях, то, думаю, нам следует и впредь развивать сотрудничество по всем направлениям. Конечно, я согласен с мнением наших иранских партнеров, которые говорят, что удовлетворены уровнем политического сотрудничества между двумя странами. Тем не менее, они призывают нас и официальных лиц в Иране уделять больше внимания экономическим связям, и необходимо проделать дополнительную работу для дальнейшего улучшения направления связей между двумя странами. Годовой товарооборот в 5 миллиардов долларов, конечно, мал, а потенциал наших стран намного выше.
Когда можно ожидать заключения и ратификации долгосрочного двустороннего соглашения между Ираном и Россией? Не могли бы вы объяснить важные особенности этого соглашения и различные аспекты, которые оно охватывает?
Что ж, над этим соглашением ведется достаточно интенсивная работа. Процесс курируется руководителями и министрами иностранных дел России и Ирана. Конечно, я не стал бы раскрывать точное содержание этих документов, пока они не будут подписаны и доработаны. Однако могу сказать, что это будет очень и очень солидное соглашение, которое охватывает практически все аспекты сотрудничества между Ираном и Россией. Мы исходим из того, что такие договоренности должны придать долгосрочную и дополнительную динамику развитию сотрудничества между двумя странами, которое, как я уже сказал, многогранно. Это будет очень всеобъемлющий и солидный документ, который послужит долгосрочным перспективам сотрудничества между двумя странами.
Каково ваше мнение о недавних заявлениях в Тегеране помощника президента России Игоря Левитина о возможности многосторонних экономических контрактов в регионе наряду с существующими двусторонними отношениями между Тегераном и Москвой? Какие области, по вашему мнению, могло бы охватывать предлагаемое многостороннее сотрудничество и какие страны региона потенциально могли бы внести свой вклад в эти взаимовыгодные начинания?
Хорошо. В начале апреля г-н Левитин посетил Тегеран и имел очень хорошие и содержательные встречи, в том числе с вице-президентом Мохаммадом Мохбером, секретарем Высшего совета национальной безопасности г-ном Али Шамхани, министром транспорта г-ном Базрпашем, а также встречи в иранском парламенте. Они были очень конструктивными и очень содержательными. И главной темой стал Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC). Как известно, он ведет из России, из района Балтийского моря, из Петербурга в Индию, через территорию Ирана. Есть три маршрута: западный маршрут, расположенный вдоль западной стороны Каспийского моря, прямой маршрут, проходящий через Каспийское море, и восточный маршрут. Разумеется, все три маршрута проходят через территорию Ирана до порта Бендер-Аббас и оттуда морем в Индию. Но в настоящее время основное внимание в INSTC уделяется максимально эффективному использованию западного маршрута, и ключом к этому является строительство железной дороги из азербайджанской Астары в иранскую Астару и продолжение ее до города Решт на севере Ирана. Решт уже связан железной дорогой с Казвином и с более широкой сетью железных дорог в Иране. Таким образом, строительство железной дороги Астара-Решт позволит перевозить грузы из Петербурга в Бендер-Аббас по железной дороге, что сэкономит массу времени.
Как Москва воспринимает последние события в региональной динамике, в частности, касающиеся соглашения между Ираном и Саудовской Аравией и нормализации отношений между странами региона и Сирией? Есть ли потенциал для трехстороннего сотрудничества между Ираном, Россией и Саудовской Аравией и как в этом контексте может быть выработана содержательная повестка дня?
Мы приветствуем решение о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. И мы считаем фактом, что это решение значительно улучшит всю региональную ситуацию на Ближнем Востоке и даже в мире в целом. Мы поддерживали процесс восстановления связей между двумя странами. У нас были контакты с нашими иранскими и саудовскими друзьями, чтобы побудить их сблизить свои позиции.
Что касается Сирии, то эти тенденции нормализации, на наш взгляд, позитивны. Вы знаете, что Саудовская Аравия пригласила президента Сирии Башара Асада на заседание саммита Лиги арабских государств. Россия всегда выступала за возвращение Сирии, так сказать, в арабскую семью, потому что это очень способствовало бы стабильности на Ближнем Востоке в целом.
Что касается трехстороннего сотрудничества между Ираном, Саудовской Аравией и Россией, давайте посмотрим, как будут развиваться отношения и этот процесс нормализации между Ираном и Саудовской Аравией и какие конкретные проекты они будут реализовывать. На самом деле, когда сотрудничество между двумя странами перейдет в практическую стадию, мы увидим, где Россия может подключиться, чтобы сделать эти проекты более эффективными.
Китайское посредничество в недавнем ирано-саудовском соглашении привлекло внимание Запада, поскольку является признаком растущего влияния Китая на Ближнем Востоке. Какова позиция России по этому поводу и как ближневосточная политика Москвы может адаптироваться к этим зарождающимся региональным тенденциям?
Ну, конечно, мы приветствуем важную роль Китая в нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Мы отслеживали первичные договоренности, достигнутые между секретарями советов безопасности Ирана и Саудовской Аравии на их встрече в начале марта в Пекине, а также последующую встречу в Китае двух министров иностранных дел г-на Амирабдоллахяна и г-на бин Фархана. Это позитивное развитие, и мы приветствуем его. Западные страны разочарованы нормализацией, поскольку считали прежний статус-кво в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией благоприятным для их политических целей. На самом деле их удовлетворяло противостояние между Ираном и Саудовской Аравией и разочаровало то, что такое противостояние подошло к концу.
В последнее время мы все чаще слышим о дедолларизации или усилиях по снижению роли доллара США в региональной и международной торговле. России также удалось снизить роль доллара США в экономических отношениях с некоторыми партнерами, в том числе с Китаем и Индией. Насколько серьезны эти усилия и как вы видите дальнейшее развитие процесса?
Ну, как вы знаете, наша экономика, как и экономика Ирана, находится под санкциями. Так что в таких условиях попытаться дедолларизировать нашу внешнюю торговлю, я думаю, вполне логичное решение. Мы должны учитывать трудности, с которыми страны сталкиваются в долларовых операциях из-за санкций. Это касается не только России и Ирана, но и наших торговых партнеров. Мы фактически учитываем политическую ситуацию, поскольку считаем, что процесс дедолларизации будет продолжаться и расширяться. Это ослабит позиции Соединенных Штатов, как единственного держателя инструмента для расчетов по международным платежам. Мы думаем, что этот процесс будет расширяться. Даже президент Франции недавно заявил, что Европа должна уменьшить свою зависимость от доллара.
Утверждается, что соглашение между Ираном и Россией о запуске официальных систем обмена финансовыми сообщениями (SEPAM и SPFS), достигнутое в феврале 2023 года, может расшириться и охватить аналогичные системы в странах Евразии. Не могли бы вы уточнить это?
Что ж, процесс развивается, и это очень позитивный процесс. В настоящее время мы уделяем приоритетное внимание финансово-банковскому сотрудничеству с Ираном, учитывая нашу общую направленность на обеспечение устойчивости двусторонних платежно-расчетных систем без учета посредников из других стран. Работа по созданию устойчивой платежно-расчетной системы продолжается через соответствующие государственные органы, и мы серьезно надеемся, что она принесет практические результаты.
Эксперты и общественность, похоже, считают, что Россия не играет активной роли в последних событиях на Южном Кавказе, несмотря на эскалацию напряженности в регионе. Предприняла ли Россия какие-либо меры или рассматривает какой-либо план по восстановлению мира в регионе?
Ну, я должен сказать, что мы являемся активными участниками процесса нормализации на Южном Кавказе. Отметим этот формат 3+3, в который входят Армения, Азербайджан и Грузия. Это, так сказать, тройка, а Россия, Иран и Турция образуют другую тройку. Надеемся, что встреча в таком формате наконец-то состоится в обозримом будущем. Теперь настала очередь Тегерана провести встречу, и мы надеемся, что она приведет к практическим результатам. Конечно, мы также принимаем непосредственное участие в усилиях по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.
Позиция, занятая западными правительствами в отношении мирных планов, предложенных для Украины, кажется непоследовательной, поскольку они редко их приветствовали. Почему это? А как вы видите будущее войны на Украине? Видно ли неизбежное решение или нам следует готовиться к затяжному конфликту? Более того, как можно достичь жизнеспособного решения и как Россия видит потенциального посредника и мирный план по урегулированию конфликта в Украине? Что мирный план должен принести Украине?
Ну, во-первых, я должен отметить, что пока мы не видим подходящих условий для перехода этого процесса в стадию достижения мира. Деструктивная линия, принятая Коллективным Западом во главе с Вашингтоном, остается неизменной. Цель, которую преследует Запад, — использовать Украину для навязывания России стратегического поражения на поле боя. Они хотят отменить Россию, так сказать, из-за независимой политики, проводимой нашей страной, которая основана на принципах международного права. Мы видим и слышим из Киева, Вашингтона и Брюсселя заявления о том, что эта военная акция не должна прекращаться и Украина не должна идти на переговоры. Мы предлагали такие переговоры, но Запад и Украина не захотели слушать. Что же касается принципов любого мирного плана, то они должны быть сформулированы нами. Первым условием будет прекращение боевых действий со стороны украинских вооруженных сил и прекращение поставок западного оружия на Украину. Также это вывод международных наемников с территории Украины и гарантирование нейтрального и внеблокового статуса Украины, а также отказ Украины от вступления в НАТО и Евросоюз, и подтверждение безъядерного статуса Украины, и признание Киевом и мировым сообществом новых территориальных реалий. А тем временем Украина должна быть демилитаризована и денацифицирована, права русскоязычных и меньшинств в стране должны быть защищены, санкции должны быть отменены. Это, ну, вполне приемлемые условия и ничего лишнего, я думаю, в этом нет. Они вполне разумны!
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий