Иран vs Голливуд

Кадр из фильма "Развод Надера и Симин"

20 марта 2013
A A A


Кино становится не только одним из популярных видов искусства, но и эстетически и интеллектуально завуалированным инструментом, способным посылать необходимые сигналы обществу, воздействуя на массовое сознание. С помощью кино лоббируются политические интересы, порождаются иллюзии и внедряются ложные стереотипы. Неспроста, львиная доля мирового кинопроката принадлежит сегодня Голливуду. Этой зверской машине, которая путем демонстрации красивой, полной «свободы» жизни своих киногероев навязывает миру ценности потребления, лишенные духовности и смысла. Серьезную идеологическую конкуренцию западной «фабрике грёз» сегодня по праву, составляет кинематограф Ирана.    «Золотая пальма» исламской революции 
Из всех искусств для нас важнейшим является кино (В.И. Ленин)

Крах шахского режима – это не только дверь в новый Иран, имеющий императив на возрождение духовно-нравственых основ, но и второе рождение иранского кинематографа. Шагнув навстречу переменам, по стопам исламской революции, в Иране видят необходимость к созданию новых идеалов в области культуры и кино. К тому же, иранское кино до 1979 года не имело особого успеха на международном уровне – серое и безликое, не имеющее собственного направления, оно безуспешно создает жалкие пародии на Голливуд. 

Так, в стране появляются факультеты и киношколы, где молодое поколение осваивает азы киномастерства. В какой-то степени, строгая цензура в стране на западный продукт, повлияла на формирование оригинальности мышления новоиспеченных режиссеров. Наконец, лицо иранского кинематографа начинает обретать собственные этнические черты, воспитываясь в патриотичном духе, оно берет за основу быт и культурные особенности страны. 

Появляется целая плеяда талантливых режиссеров. В 1997 году фильм Аббаса Кия-Ростами «Вкус черешни» получает «Золотую пальму» на Каннском фестивале, а фильм «Дети неба» Маджида Маджиди на том же фестивале берет номинацию «лучший зарубежный фильм». Именно тогда был заложен первый камень в фундамент современного иранского кинематографа. 

Ложка дегтя с Запада
Хочешь уничтожить народ, разврати его женщин (пословица)

Сегодня Иран становится излюбленной мишенью для прозападной, либеральной атаки в самых разных сферах, включая и кино. В прошлом году иранский мир сотрясла кинокартина начинающего режиссера Кианы Фируз. Фильм "Обстоятельство" повествует об однополой любви двух иранских школьниц, которые столкнувшись с критикой и непониманием иранского общества, находят утешение в подпольных клубах, связывая свою жизнь с наркотиками и алкоголем. Сама картина пестрит провокационной символикой – откровенные сцены происходят на фоне призыва на утреннюю молитву, девушки поднимают бокалы "За свободный Голливуд", и мечтают уехать в Дубаи – "В Дубае возможно все" мечтательно произносит одна из героинь фильма. Эта промежуточная фраза из уст подвыпившей школьницы несет слишком серьезный посыл, чтобы его не заметить.

Таким образом, Иран пытаются противопоставить другой мусульманской стране, живущей по законам шариата, как бы указывая на то, что исламский мир, в принципе не имеет ничего против проявления такого рода любви, а суровые законы Ирана просто перегибают палку. 

Сама Киана – уроженка Тегерана, и является активисткой движения по борьбе за однополую любовь. Испытав на себе все "тяготы" иранского режима, она уезжает в Великобританию, где находит понимание и, что немаловажно, спонсоров для съемок будущего фильма.    Жесткий и тоталитарный, по западным меркам Иран, для массового сознания предстает осью зла, деспотично угнетающий права женщин, а само главное - право на любовь (пусть и в столь нетрадиционной форме). Играть на гуманистических чувствах зрителя – излюбленная манера запада. 

Другое кино
Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. («Андрей Рублев», Тарковский)

Иран не претендует на роль сладкоголосого рупора, вещающего на весь мир о своей непогрешимости. О проблемах здесь говорить умеют, и делают это достаточно тонко и деликатно, в том числе на уровне кино. В год выхода той злополучной картиной Кианы Фируз, в Иране снимают фильм "Развод Надера и Симин", который мог стать продолжением темы о неблагополучной социальной атмосфере иранского общества. Но благодаря мастерству режиссера Асгара Фархади, он избежал этой участи, и более того, стал первым иранским фильмом, получившим "Оскар". Тема развода иранской четы, хоть и является здесь основной, но на передний план выходят психологические портреты, характеры и судьбы героев. Это становится ключом к пониманию процессов и законов, существующих в иранском обществе. Сюжет социальной драмы мягко и ненавязчиво открывает перед зрителем совершенно иной мир. Это так не похоже на грубую пропаганду запада.

В Иране не раз смогли продемонстрировать, что кино – это не только коммерческий продукт. На родине исламской революции была снята целая серия фильмов, посвященная сопротивлению, борьбе палестинского и ливанского народа против оккупации Израиля. («Голубые глаза Захры», «Чужие», «Канарейка», «Хиам» и другие) 

Здесь под запретом пошлые попсовые голливудские картины, но всегда приветствуется интеллектуальное, нравственное кино, аппелирующее к развитию духовых ценностей в человеке. В персидских кинотеатрах регулярно показывают картины Андрея Тарковского, чье творчество было признано мусульманскими богословами абсолютно приемлемым для иранского общества. 
Ксения Сафиуллина
Источник: IslamNews

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.