Древний иранский праздник Шаб-е ЯЛДА - время победы сил Добра и Света

21 декабря 2012
A A A


Шаб-е Ялда (перс. یلدا‎), Шаб-е Челле (перс. شب چله‎) — древний иранский праздник, первоначально отмечавшийся самой длинной ночью года, то есть накануне зимнего солнцестояния. История Ялды связана с культом Митры. Считается, что это ночь рождения Митры, персидского бога света и правды. На утро самой длинной ночи в году Митра родился от своей девственной матери. После реформы иранского календаря в 1925 году, которая привязала сезоннные мероприятия к дням календаря, Ялда отмечается в ночь и первый день десятого месяца (Дей). С учётом ежегодных сдвигов праздник может прийтись на день раньше или позже зимнего солнцестояния. После падения империи Сасанидов и распространения ислама значение этого праздника упало, Ялда стал семейным зороастрийским праздником. Использование свежих фруктов среди зимы напоминает древние обычаи просьбы божеств о защите озимых. В конце XIII века иранский поэт Саади писал в своем Бустане: «Настоящее утро не придёт, пока не закончится ночь Ялда». Ночь Ялда была официально внесена в список национальных сокровищ Ирана на специальной церемонии в 2008 году. Шаб-э ялда – один из древнейших иранских праздников, который восходит корнями к зороастрийскому Ирану, празднованию рождения Бога Солнца Митры, и приходится он на самую длинную ночь в году ( с 21 на 22 декабря). По иранскому календарю ночь зимнего солнцестояния – это ночь с 30 азара , последнего иранского месяца, на 1 дея, первого зимнего месяца, и поэтому шаб-е ялда в Иране знаменует собой начало зимы. «Шаб-е ялда» означает «ночь рождения». Месяц Дей на который приходится 1й день зимы в «Авесте» и других письменных памятниках на языке пехлеви происходит из корня «да» («дать», «сотворить»). Во времена Бируни месяц «Дей» еще называли «хвармах», «хоршидмах» - т.е. месяц солнца. С учетом того, что «хоррамруз», первый день «деймаха», наступает после самой продолжительной ночи года, то считалось, что связь этого месяца с солнцем основана на истинных началах. Ибо в этом месяце солнце возрождается. Именно с этого дня солнце вступает в новый цикл своего развития, жизнь сельских жителей, связанная с природой обновляется. Тот факт, что праздник сохранился до наших дней можно объяснить целым рядом причин. В древности темное время суток ассоциировалось с господством темных сил, и поэтому ночь зимнего солнцестояния считалась крайне неблагоприятным временем, когда силы зла наиболее опасны. Однако, уже тогда люди подметили, что после этой, самой длинной ночи в году, день начинает прибавляться. А раз в традиционном понимании день означает торжество сил добра, то ночью, после которой день начинает прибавляться, а ночь укорачиваться, силы добра побеждают силы зла. Помимо мифологической, существовала и практическая составляющая сохранения праздника Шаб-е Ялда. Заключалась она в том, что канун праздника приходился на конец сбора ярового урожая, после которого у всех оседлых народов следовал праздник. И конечно, за сохранение этого древнейшего праздника мы обязаны иранскому народу, который крайне бережно относится к своим многовековым традициям. Обычным занятием иранцев в этот праздник является излюбленное гадание по сборнику стихов Хафиза. Традиционным кушаньем «шаб-е ялда» являются свежие фрукты и сухофрукты, аджиль: поджаренные соленые фисташки, фундук, грецкие орехи, миндаль, семечки тыквы и дыни, горох. Этот факт говорит о внимании и уважении крестьян к запасам на продолжительную предстоящую зиму, в течение которой никто не может получить что-либо у природы. На столе обязательны гранаты, арбузы и дыни, так как по поверью считается, что они принесут здоровье. Главное место на столе в ночь «Ялда» отводится арбузу. Другие фрукты могут отсутствовать, но арбуз должен быть обязательно. Считается, что употребление этого фрукта в пищу этой ночью может оградить от болезней на весь год. Спать расходятся лишь с первыми лучами солнца. По сути, идея праздника – символическая победа света над тьмой, ведь после ночи Ялды дни постепенно удлиняются. По древним поверьям в этот день в жесткой схватке сходятся добрый дух бога Ахуры Мазды и силы тьмы в лице Ахримана. Ночь Ялда восходит корнями к празднованию рождения Бога Солнца Митры. По иранскому календарю ночь зимнего солнцестояния – это ночь с 30 азара, последнего осеннего месяца, на 1 дея, первого зимнего месяца, и поэтому Ночь Йалда в Иране знаменует собой начало зимы. Месяц дей в «Авесте» и других письменных памятниках на языке пехлеви происходит из корня «да» («дать», «сотворить»). Во времена Бируни месяц «Дей» еще называли «хормах», «хоршидмах» - т.е. месяц солнца. С учетом того, что «хоррамруз», первый день «деймаха», наступает после самой продолжительной ночи года, то считалось, что связь этого месяца с солнцем основана на истинных началах. Ибо в этом месяце солнце возрождается. Именно с этого дня солнце вступает в новый цикл своего развития, жизнь сельских жителей, связанная с природой обновляется. Кроме того, заслуживает внимания схожесть этого праздника с Рождеством Христовым. Историки считают, что хотя Рождество – это христианский праздник, он уходит корнями в древнюю Персию и праздник Мехр (Митраизм) и поэтому во многом сходится с иранским праздником Ночи Ялда. Примечателен тот факт, что Ночь Ялда отмечают представители всех народностей, проживающих в Иране: персы, азербайджанцы, курды, луры, белуджи, арабы, туркмены, считающие его подходящим случаем для укрепления дружбы, выражения доброты. Жители различных районов Ирана придают этому празднику особое значение. В северо-восточной провинции Хорасан Разави люди не спят до глубокой ночи и пытаются провести праздник наилучшим образом. Для того, чтобы достойно встретить самый холодный день года, они позволяют себе наилучшие фрукты и сладости. В другой северо-восточной провинции Южный Хорасан семьи жениха и невесты делают специальные подарки новобрачным. В провинции Исфаган с давних времен были распространены различные традиции, которые сохранились и до сегодняшних дней. Исфаганцы в старину считали, что зима делится на две части: большое и малое «челле». Большое «челле» начинается с 1 дея до 10 бахмана, а большое - с 10 бахмана до 30 числа этого месяца. Они собираются у старших членов семьи и расстилают специальную скатерть, на которое особое место опять занимает арбуз. В другом древнем городе Ирана – Керманшахе люди отмечают ночь Ялда особенно торжественно. Старшие рассказывают сказки о вечной любви Ширин и Фархада, о Рустаме и Сухрабе, Хусейне Курде Шабестари, читают прекраснейшие стихи и в частности гадают по сборнику стихов великого Хафиза. И хотя особенности городской жизни отдалили иранцев от некоторых старых традиций и привели к некоторым изменениям, праздник Ялда отмечается с большим энтузиазмом.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.