Ковры с «цитатой»

20 апреля 2012
A A A


«Изысканность искусства Ирана» царит в художественном музее Мир иранского искусства брестчане открыли для себя три года назад, когда художественный музей пригласил их на первую выставку с таким же названием. Коллекция шедевров ковроткачества и собрание восхитительных гравюр дали нам яркое представление о родине Фирдоуси и Омара Хайяма. На этот раз посольство Исламской Республики Иран в РБ решило удивить белорусов иным форматом. Сердцевиной нынешней выставки стали настенные ковры-картины. Обрамленные массивными роскошными рамами, они удивительным образом превратили экспозиционное пространство в нечто среднее между картинной галереей и уютным теплым домом. …Уже первая восточная штучка, размещенная в начале осмотра, вызвала удивление. Так это же совсем славянский натюрморт – самовар и чайник! Приглядевшись, замечаешь складки бархатной занавеси с персидским узором, то есть разновидность тонкого ковра. Надо же, ковер в ковре! Рядом – сюжетная картинка с подобной «цитатой»: хозяйка дома выметает соринки из ковра, устилающего крылечко ее жилища. Почти каждая тканая миниатюра проработкой деталей и игрой красок словно бросает вызов живописным полотнам. Только здесь эффект достоверности зависит от числа сделанных узелков на единицу площади. Ведь в чем состоит принцип ручного ковроткачества? К продольным нитям (они называются основой) привязываются цветные. После каждого ряда узелков проводится нить поперечная - уток. А лицевая поверхность изделия получается после ровного состригания цветных нитей. Так вот, чем больше сделано узелков, тем тоньше получается рисунок и нежнее - колористические переходы. Например, когда жены кочевников ткут непритязательные изделия, то прекрасно обходятся 50 тысячами узелков на квадратный метр. На нашей выставке есть ворсистый натюрморт из Тебриза размером 61 см х 48 см с изображением букета сирени. «Осязательность» цветущих веток создали 143 472 узелка. И такая плотность ворса - не предел. На некоторых произведениях мы можем видеть такой художественно-технологический прием, как разноуровневая стрижка ворса. В результате получается рельефная поверхность. Вот один из цветочных натюрмортов. Из лежащей на боку корзинки выпали охапка роз и гроздья винограда. Лепестки, ягоды, прутья корзинки - объемны и выступают из плоскости. Тем, кто заинтересовался историей иранского ковроткачества, предлагается подборка информации. Вы узнаете, что не раз это утонченное искусство было на грани исчезновения. Такое случалось всегда, когда начинались войны или Иран попадал под власть других народов. Но подобно бессмертной птице Феникс древнее ремесло возрождалось в прежней силе. Сейчас Иран является крупнейшим в мире производителем ковров, и именно персидские напольные и настенные покрытия остаются эталоном настоящего восточного изделия. И первыми их ценителями являются сами коренные жители. Они говорят о себе, что появляются на свет на коврах, живут на них, растят детей. Но к нам приехали не только картины «с нежной шерсткой». В соседнем зале разместились графические работы, созданные по мотивам выдающегося памятника персидской литературы «Шахнаме». Роскошные красавицы возлежат среди изобильных садов… Такими художник Ходжатолла Шакиба видит женских персонажей народного эпоса. По-своему интересна фотоэкспозиция «Иран сегодня», которая предваряет знакомство с выставкой. Жители страны, древняя и современная архитектура, античные предметы, дошедшие до нашего времени, образцы народных промыслов… Выставка не только расширяет наше представление об Иране, но и вызывает желание когда-нибудь увидеть эту страну наяву. Экспозиция будет работать до 30 апреля.
Источник: VB.BY

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.