Успешное возвращение Ирана в Европу

29 января 2016
A A A


Иранская тема вновь занимает первые полосы ведущих европейских изданий. Но впервые за много лет материалы носят позитивный характер и наполнены благожелательным отношением к Исламской республике и ее президенту. Не все еще гладко в отношениях, не все препоны для широкого экономического сотрудничества устранены, однако уже сейчас понятно – первое европейское турне Хасана Роухани прошло крайне успешно.

Во главе с Хасаном Роухани в Европу из Ирана отправилась делегация, включающая более ста бизнесменов и правительственных чиновников, среди которых министр нефти страны. Впервые более чем за 10 лет высшее руководство Исламской Республики посещает европейские столицы, чтобы заключить многомиллиардные сделки. «Тегеран превращается в золотое дно для Европы, становится драйвером банковской системы Старого Света», − пишет одно из авторитетных изданий, и здесь оно недалеко от истины. Всего иранский президент посетил две страны – Италию и Францию − экономика которых во многом является системообразующей для «Старого Света».

И в каждой из них планируется заключение серьезных сделок, позволяющих европейской экономике вернуться на иранский рынок, а Ирану – реализовать планы собственного развития. Здесь – явная дорога с двусторонним движением, поскольку не только Иран готов идти на сотрудничество с Европой, но и европейские политики и бизнесмены, не в меньшей мере, чем иранцы, ожидают налаживания и расширения двусторонних политических и многообещающих экономических связей на этапе, который, по иронии судьбы, совпал с разразившимся в мире финансовым кризисом.

В Италии собеседниками Роухани и сопровождающих его лиц стали премьер-министр Маттео Ренци и представители крупнейших компаний, за которыми – многомиллиардные обороты и огромные возможности. Трубопроводная Saipem, поставщик для металлургической промышленности Danieli, занимающаяся водной инфраструктурой Condotte. Строительная фирма Coet уже предложили иранской стороне пакет сделок на сумму свыше пяти миллиардов евро, однако – это, как уверяют в Риме, только начало, поскольку по выражению одного из европейских чиновников, «в очередь к Тегерану выстроились такие гиганты, как Eni, Enel Ferrovie dello Stato, судостроительная Gavio и Fincantieri».

Особое значение имеет в этом контексте встреча иранского президента Хасана Роухани с Папой Римским Франциском. В ходе этой встречи Роухани попросил Папу молиться за него, что, на наш взгляд, вполне четко преследует следующую задачу - послать европейцам сигнал о серьезности намерений Тегерана на развитие отношений с неисламским миром.

Словом, у Хасана Роухани были все основания заявлять в интервью корреспондентам газеты Corriere della Sera накануне визита в Рим: «Я счастлив, что мой первый визит за рубеж после подписания ядерного договора будет совершен в Италию, потому что это страна, с которой Иран давно поддерживает прекрасные отношения в сфере экономики, культуры и политики. На протяжении определенного периода Италия была нашим ведущим торговым партнером. По международным и политическим вопросам итальянские лидеры всегда взвешенно относились к Ирану. В новых условиях Италия может стать для нас одним из самых важных партнеров. Мы относимся к вашей стране, как другу в Европе. Надеюсь, что моя поездка откроет новую фазу в наших отношениях».

Франция: новый этап и гигантский контракт

Не менее успешным стало пребывание иранского президента во Франции. Стороны уже объявили о подписании ряда крупных торговых контрактов, в частности – на поставки в Иран 114 самолетов концерном Airbus и создании совместного предприятия по производству автомобилей между французской компанией Peugeot-Citroеn и иранской фирмой Khodro. Кроме того, в Париже был подписан протокол соглашения о начале «нового этапа сотрудничества» в сфере железнодорожного транспорта.

Примечательно, что штаб-квартире Peugeot Citroën заявляют о намерении ежегодно собирать в Иране 200 тысяч автомобилей. Начиная уже с этого года на заводе Iran Khordo в Тегеране совместно с французским производителем будут собираться модели Peugeot 208, 2008 и 301 начиная со второго квартала 2017 года и инвестиции в размере 400 миллионов евро в течение пяти лет. В коммюнике компании, кстати, подчеркивается, что французский автомобилестроитель намерен экспортировать автомобили, собранные в Иране, в другие страны Ближнего Востока – по сути, повторение ситуации 2008-2009 годов, когда Иран был одним из основных экспортеров лицензионных автомобилей в регионе.

Особо нужно остановиться на контракте с Airbus, который западная пресса назвала «гигантским». По словам источника в компании Iran Air, поставки 114 пассажирских лайнеров Airbus, в том числе таких моделей, как A380, A350, A340 и самолетов семейства A320, завершатся к 2020 году. Поставлять самолеты будут тремя или четырьмя партиями, и поставка первой партии из 10 самолетов запланирована на март нынешнего года. Примечательны здесь два обстоятельства. Прежде всего, вопреки всем антииранским заявлениям Вашингтона, США также рассчитывают получить долю на авиационном рынке Ирана. В середине января президент Обама подписал меморандум, снимающий запрет на экспорт гражданских самолетов в Иран. А кроме того, к иранскому рынку присматриваются и канадская авиастроительная Bombardier, и бразильская Embraer. Так что, 114 лайнеров Airbus вполне могут стать «первой ласточкой», предвестницей борьбы авиакомпаний с мировым именем за иранский рынок.

«Благодаря соглашению по ядерной программе от 14 июля 2015 года, мы можем открыть новую главу», – заявил французский премьер-министр Манюэль Вальс. – «Вы знаете, что Франция с большим удовлетворением восприняла вступление в действие этого соглашения, о котором было объявлено 16 января».

Преодолимые препятствия

Естественно, что столь важное событие – успешная поездка Хасана Роухани в ведущие европейские столицы – не могла не вызвать противодействия антииранских сил, еще достаточно влиятельных в Евросоюзе. Так, иранский президент еще находился в Париже, как в СМИ начала гулять «утка» о том, что Франция, якобы, обратились к ЕС с просьбой о введении новых санкций против Ирана из-за проведения ракетных тестов. Причем, источником заявлений стало, кто бы сомневался, американское агентство Associated Press. Сославшееся, для правдоподобия, на неких «высокопоставленных европейских чиновников».

Фальшивку американских газетчиков тут же опровергли их европейские коллеги. Reuters сообщает со ссылкой на европейских дипломатов, что Париж не обращался с такой просьбой к Брюсселю. По данным источников агентства, на встрече глав МИДа, где якобы обсуждалась эта тема, французский министр иностранных дел Лоран Фабиус даже не присутствовал.

Впрочем, подобная «утка» - лишь доказательство того, что антииранское лобби в Старом Свете попытается максимально осложнить новый этап в отношениях Тегерана и Европы. Но разве кто-то в этом сомневался? Другое дело – насколько успешными будут эти попытки. И надо признать, что шансов у них немного. Иран как воздух нужен европейской экономике. Европа сегодня видит Иран, во-первых, как активного участника ближневосточного регулирования. Во-вторых, как делового партнера, сотрудничество с которым может стать своеобразным «лекарством» от экономического кризиса. И это – консолидированная позиция всей здравомыслящей Европы, поскольку схожих взглядов придерживается и Берлин.

Достаточно напомнить, что буквально на днях министр иностранных дел ФРГ Франк Вальтер Штайнмайер заявил, что «Германия считает участие Ирана необходимым для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке». «Нам нужен Иран для утихомиривания конфликтов и восстановления в этом подверженном кризисе регионе. И я надеюсь, что Иран готов к этому», - сказал министр. Его точку зрения разделяет и крупный немецкий капитал. Не случайно, именно вице-канцлер, министр экономики Германии Зигмар Габриэль стал в 2015 году первым западным политиком, посетившим Иран после заключения соглашения между Тегераном и «шестеркой» международных посредников. Сопровождавший его глава Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Эрик Швайцер заявил тогда, что немецкие компании должны и готовы стать европейскими лидерами по возвращению на иранские рынки. И именно эта линия проводится сейчас Берлином, вопреки сопротивлению тех же США.

******

Словом, препятствия, которые сегодня существуют в отношениях Ирана и Европы – вполне преодолимы. И преодоление их, судя по всему, произойдет в самом ближайшем будущем. Многие комментаторы задают сегодня вопрос – чего было больше в европейском турне Хасана Роухани – экономики и политики. И того, и другого было более чем достаточно. Но еще больше было здравого смысла и прагматизма, который начинает преобладать в Европе во взглядах на отношения с Тегераном. Взглядов не с точки зрения США или Израиля, а с точки зрения собственно европейских интересов. И в этом – пожалуй, главный итог визита иранского президента в европейские столицы.

Редакционная статья Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.