Иран предложил России дружить трубами

21 апреля 2014
A A A


На фоне украинских событий в России не слишком заметно прошла информация, которая, возможно, в другое время вызвала бы гораздо больший интерес. Речь идет о заявлении министра промышленности и торговли Республики Иран Мохаммеда Резы Нематзаде. Суть заявления — Иран готов к существенным поставкам своего природного газа в Европу, однако при этом уважает интересы России и собирается строить свою газовую политику с учетом ее интересов, не создавая ненужную конкуренцию российскому газу.

Технически реализация проекта поставки иранского газа выглядит как постройка газопровода в сторону Турции, с территории которой газ и будет поставляться в страны Европы.

Иран с доказанными запасами газа 30 трлн куб. м является второй страной в мире по этому показателю после России. На долю Ирана приходится почти 18%  мировых запасов. Однако в качестве газового игрока его позиции выглядят несопоставимо слабее: иранский экспорт составляет всего лишь 1% общемирового, а иранская добыча — всего лишь 5% общемировой.

У Ирана есть две ключевые проблемы, не позволяющие ему в полной мере использовать свои природные ресурсы. Это географическое положение и международная политическая обстановка вокруг страны. Горная местность и геологическая сложность маршрутов поставки газа по земле дополняется узким местом всех стран Персидского залива — Ормузским проливом. Политическая обстановка вокруг Ирана тоже не выглядит благоприятной, вследствие чего страна перманентно пребывает в режиме санкций и ограничений.

Нужно отметить, что у Ирана есть и сугубо внутренние проблемы. Доля газа в иранском энергобалансе составляет 50%, однако устаревшее оборудование газовых электростанций работает с гораздо меньшей эффективностью, чем современное, вследствие чего очень большая доля газа сжигается впустую. Модернизация тепловых электростанций, работающих на газе, может позволить иранцам и существенно повысить энергоэффективность, и сберечь ценный энергоноситель.

Естественно, что Иран обеспокоен существующим положением дел и намерен реализовывать весьма обширную программу, включающую в себя развитие как добывающей отрасли, так и всех сопутствующих направлений — энергетики, переработки, транспортной инфраструктуры, экспорта. Но проблемы все равно остаются серьезными.

Похоже, что отмена последнего пакета санкций и существенное улучшение отношений с США и Западом в целом создали предпосылки, чтобы Иран в короткие сроки и практически рывком попытался решить очень большой пласт накопившихся задач.

Однако для этого ему нужны ресурсы, в первую очередь финансовые. Их можно взять в долг, можно открыть свою экономику для инвесторов, можно заработать. Судя по всему, ставка делается на последнее. Экспорт газа должен дать необходимые для модернизационных программ финансовые ресурсы, а это значит, что в ближайшие годы Иран постарается увеличить его, попытавшись завоевать позиции на новых рынках.

Европейский рынок становится в этом случае очень привлекательным в качестве первоочередной цели, однако как раз на этом направлении есть две проблемы. Первая — это, безусловно, обстановка на Ближнем Востоке с учетом того, что одной из задач "арабской весны" было создание пояса нестабильности между тремя крупными экономическими «субконтинентами» — Европейским союзом, Россией и Таможенным союзом — и создающимся единым экономическим пространством Ближнего и Среднего Востока.

Вторая проблема Ирана на европейском газовом рынке — нежелание конкурировать с Россией. Иран не питает иллюзий относительно независимости европейцев от США. Параноидальные попытки нанести вред российско-европейским отношениям в ущерб интересам Европы со стороны европолитиков выглядят, безусловно, сущим идиотизмом, но это та данность, с которой приходится работать. В такой обстановке логичнее не конкурировать с Россией на европейском рынке, а сотрудничать, так как, сталкивая поставщиков газа между собой, Европа рассчитывает на их борьбу друг с другом, а не с собой, позволяя европейцам диктовать свои условия и цены. На это и рассчитан Третий энергопакет, ставящий поставщиков газа в весьма невыгодные условия. Отсюда и аккуратное замечание министра Нематзаде: «Европейский рынок для нас цель, но мы не хотим ненужной и бессмысленной конкуренции с Россией. Нам еще жить вместе».

Из этих слов следует весьма любопытный вывод: Иран полагает, что проведение совместной и скоординированной политики на европейском рынке не просто желательно, а настоятельно необходимо. Если это так, то неизбежным следствием сказанного должно стать создание некоего координирующего органа, а впоследствии совместного концерна по продаже иранского газа в Европе.

Третий энергопакет, требующий разделять добычу, транспортировку и торговлю газом, серьезно бьет по интересам России, реализующей сейчас проекты своих «Потоков». Несмотря на то что они были запущены до принятия Третьего энергопакета, европейцы настаивают, чтобы Россия подчинилась его требованиям. Классика жанра: право европейцы применяют только к себе, для остальных есть условия. Допуск Ирана к трубе «Южного потока» позволит России формально соблюсти условия энергопакета и в то же время не допустить ненужной для себя конкуренции.

Такой подход позволит соблюсти и интересы России в Турции: иранский газ может стать проблемой для нас в этой стране. Однако если Турция станет транзитной страной для его газа в направлении Европы, это также позволит согласовывать политику обеих стран, наращивая при этом свои поставки,  но не нанося друг другу ущерб.

В случае если опыт сотрудничества окажется полезным, его можно будет распространить и на восточное направление — на поставки газа в Китай. Очевидно, что география маршрута лежит через Туркмению, Узбекистан, Казахстан — те страны, в которых у России имеются прочные или, по крайней мере, уверенные позиции. И здесь совместная политика с Ираном позволит не наносить друг другу ущерб. Кроме того, восточные проекты России и Ирана дадут возможность подключить к ним еще одного очень крупного потенциального газового игрока — Туркмению, за газ которой Соединенные Штаты ведут упорную борьбу с Китаем.

Противостоять всем этим проблемам лучше совместно,  и намек Ирана на повышение уровня сотрудничества выглядит более чем разумным.

 

Эль Мюрид, политический аналитик, востоковед
Источник: ИТАР-ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.