Враждебная суета вокруг иранского атома

07 апреля 2014
A A A


Сегодня в Вене стартовал очередной раунд переговоров «шестерки» и Ирана по ядерной программе. Речь идет о поэтапном снятии разногласий, а не о каком-то «прорыве», о чем на этот раз не говорят даже иранцы. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф спокоен: «Мы не ожидаем достигнуть договоренности в этом раунде переговоров. Мы согласились обсудить ряд вопросов». Всеобъемлющее соглашение должно быть выработано до 20 июля, в ответ к этому сроку ожидается полное снятие международных санкций в отношении Ирана. Успешное превращение «переговорного процесса» в «окончательный документ», тем не менее, остается под вопросом. США, Евросоюз, Израиль и Саудовская Аравия никак не могут отказаться от политизации иранского атома, продолжают выдвигать Тегерану дополнительные требования, не имеющие отношения к его ядерной программе. США и Европа необоснованно пытаются увязать переговоры с событиями в Сирии, кризисом на Украине, решением Крыма о воссоединении с Россией и резким ухудшением отношений Москвы с Западом. Так уж получается, что на пути Ирана, стремящегося к тому, чтобы стать первой ядерной державой без ядерного оружия, встали его многие недоброжелатели.

Старый Свет – в обозе иранофобии США

Сейчас не только американцы, но и европейцы демонстрируют явные «двойные стандарты» в своей позиции по Ирану. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон не устает предупреждать международное сообщество, что переговоры с Ираном по ядерной программе могут закончиться безрезультатно и не приведут к заключению всеобъемлющего соглашения. На каких основаниях делается столь мрачный прогноз, Эштон предпочитает замалчивать. На самом деле претензии Евросоюза к Ирану никакого отношения к иранской ядерной программе не имеют. Брюссель питает иллюзию по ослаблению исламского режима, провоцирует надуманную остроту с положением прав человека в Иране, хотел бы иметь свой офис в Тегеране для вмешательства во внутренние дела ИРИ. Ничего нового в ответ на взвешенную и прагматичную иранскую дипломатию периода Роухани Европа не предлагает. Евросоюз все более производит впечатление американской марионетки, действующей вопреки своим же интересам. Старый Свет становится на международной арене предметом насмешек.

Чего стоят, к примеру, европейские фантазии на тему легитимности избрания президентом Ирана Хасана Роухани в июне прошлого года? Накануне этого раунда переговоров Комитет по внешним связям Европейского парламента проголосовал за проект резолюции, в котором утверждается, что состоявшиеся в июне прошлого года президентские выборы в Иране проходили с нарушением того, что называется «демократическими стандартами, принятыми в Евросоюзе». Теперь этот документ будет поставлен на дебаты, а затем на голосование на пленарном заседании Европарламента сразу же после завершения переговоров в Вене. О чем голосовать, спустя почти год после выборов, которые, кстати, самим иранским обществом оцениваются как победа здравого смысла над консервативными предупреждениями?

Свободный выбор иранского народа приветствовали в десятках стран мира, новое руководство страны убедительно доказывает приверженность дипломатическому решению не только своей ядерной проблемы, но и таких региональных конфликтов на Ближнем Востоке, как в Сирии и Афганистане. В условиях, когда арабский мир по вине США и Саудовской Аравией погружен в хаос, Иран справедливо представляется единственной региональной силой, способной позитивно влиять на региональную стабильность. Однако, с европейской стороны стремятся этого не замечать, и, как и прежде, смотреть на Иран сквозь призму сохраняющейся враждебности. Не только смотреть, но и пытаться действовать.

Евросоюз предлагает иранцам открыть свой офис в Тегеране. Председатель парламентской комиссии по безопасности и внешней политике парламента ИРИ Алаэддин Боруджерди выразил несогласие с возможностью Алаэддин Боруджердипоявления в Иране представительства Евросоюза. У иранских парламентариев нет желания сотрудничать с европейскими коллегами, вмешивающимися в чужие внутренние дела. В Тегеране киевского майдана не будет, диктовать и приказывать, как жить иранцам, Европа не сможет. Эштон зря не услышала иранское предупреждение о недопустимости устраивать провокационные шоу в среде иранской сомнительной оппозиции, во главе которой стоят обиженные политики, также близкие к европейским ценностям, как и украинские радикалы-националисты. Европе следовало бы быть разборчивее в своем рвении угодить Вашингтону. Реальный политический вес ЕС на международной арене в эти дни тает буквально на глазах, зря западные участники «шестерки» стали рисовать на своих баннерах в Вене «3 + 1», имея в виду США, Великобританию, Францию и не имеющую статуса постоянного члена Совбеза ООН Германию. Иранское руководство не сомневается в том, что с Россией и Китаем Западу по-прежнему придется считаться. Это действительно так, если Запад, конечно, желает успешного завершения переговоров. Сейчас на это счет появились серьезные сомнения, прежде всего, настораживает двусмысленная позиция неуверенного в себе американского президента.

Обама - в плену сомнительных концепций

Белому дому удалось предотвратить принятие Конгрессом новых санкций в отношении Ирана, и Обама против того, чтобы этот вопрос был поставлен вновь. Вашингтон пока придерживается своего решения дать согласие на то, чтобы Иран имел небольшую программу обогащения урана при условии контроля и с абсолютным запретом на использование обогащенного урана в военных целях. Политики США понимают, что ведущиеся с Ираном переговоры − единственный путь решения его ядерной проблемы, однако в Америке есть свои параметры ядерного соглашения с Ираном, которые могут быть приемлемы для США, но не устроят иранскую сторону. Разработанная бывшим сотрудником администрации Робертом Эйнгорном концепция «Предотвращение ядерного Ирана», как говорят, стала настольной книгой Обамы. Этому можно верить. Обаму американцы считают самым слабым лидером страны за последние сто лет, а его непоследовательность в отношении Ирана говорит об отсутствии у него четкой личной позиции. Руководитель США выстраивает иранскую политику «по учебникам», ядерная грамотность которых у специалистов вызывает усмешку.

Главный критерий − увеличение «времени прорыва», т.е. срока, который потребуется Ирану в случае, если руководство страны вдруг решит сделать бомбу. Американцы хотели бы иметь 6-12 месяцев, а сейчас, якобы, по условиям предварительного соглашения, «время прорыва» составляет всего 2-3 месяца. То, что иранцы не намерены создавать ядерное оружие, в расчет не принимается. Американцы не отказались от заблуждения в том, что Иран стремится «быстро и незаметно создать ядерное оружие». Соединенные Штаты, оценивая траекторию ядерной программы Ирана, еще в конце 2012 года прогнозировали, что Иран может достичь критического потенциала в своих исследованиях к середине 2014 года. «Критический потенциал» американскими экспертами определяется как точка, в которой Иран будет в состоянии произвести достаточное количество оружейного урана (или плутония) для производства одной или нескольких бомб. «Часы тикают. Мы не собираемся позволить Ирану постоянно участвовать в переговорах, которые никуда не ведут», − отмечал на заключительном этапе президентских дебатов в 2012 году Обама. Сейчас, когда переговоры выходят на финишную прямую, Обама опять обвиняет Тегеран. В этой же концепции предусмотрено, что договор с Ираном должен включать автоматические жесткие санкции СБ ООН и США за любое нарушение оговоренных ограничений. При подписании договора Конгресс США должен заранее дать президенту разрешение на применение военной силы в случае нарушения Ираном его условий. Налицо нежелание закрывать ядерное досье Ирана мирными договоренностями, «военная опция» остается на столе Обамы, которому в Иране совершенно обоснованно не доверяют.

В докладе «Стратегия США по нераспространению ядерного оружия в условиях изменений на Ближнем Востоке» авторы предлагают рецепты дальнейших действий в отношении Ирана. Их общая направленность − сочетание односторонних западных экономических санкций и специальных операций. Дипломатия может быть только ретушью, корректирующей для восприятия мировой общественностью и другими участниками переговоров по иранской ядерной программе неизбежные дефекты в политике США в отношении Ирана. А еще, и это, пожалуй, главное, демонстрация заинтересованности в переговорах «шестерки» с ИРИ для Вашингтона важна для маскировки его двойной игры в отношении Ирана.

Для США переговоры по ядерной программе ИРИ, как показывают американская дипломатия и практические действия Белого дома, – это лишь прикрытие. Вашингтон использует гуманную и в принципе поддерживаемую мировым сообществом, в том числе и Россией, цель не допустить появления ядерного оружия еще в одном государстве нашей планеты, на роль которого Белый дом назначил Иран, в своих интересах. В этой связи правомерен вывод о том, что ядерный вопрос Ирана вышел за пределы правовых и технических дискуссий и превратился для США и их союзников в сугубо политизированное досье, закрыть которое Запад стремится с явной геополитической пользой для себя в регионе. Речь идет, как минимум, о смене политического курса руководства Ирана, а в самом желаемом для американцев варианте, о замене исламского режима на прозападное государственное устройство. Такие же цели преследует и региональные противники Ирана на Ближнем Востоке, в числе которых Израиль и Саудовская Аравия.

Саудовская Аравия и Израиль – альянс обреченных

Чем ближе становится успешное завершение переговоров с Ираном, тем громче раздаются голоса о совместных приготовлениях Израиля и Саудовской Аравии к нападению на Иран. Спецслужбы Израиля и Саудовской Аравии, не дожидаясь результатов переговоров, совместно разрабатывают планы возможной атаки на Иран. Саудовская Аравия соглашается предоставить свое воздушное пространство и военно-воздушные базы в распоряжение Израиля, если премьер-министр Нетаньяху примет решение о войне с Тегераном. Альянс создается на почве общей ненависти правящих элит обеих стран к Исламской Республике. Тель-Авив задействовал все свои ресурсы еврейского лоббирования и пропаганды в США, Эр-Рияд направляет свои финансовые ресурсы на подкуп европейцев, в частности, Франции, заключив с ней военную сделку и заставив ее стать на пути мирного соглашения шести держав с Ираном.

Нынешнее руководство Израиля считает, что главная угроза безопасности еврейскому государству исходит от Ирана. По мере урегулирования иранской ядерной проблемы и выхода Исламской Республики из международной изоляции и односторонних санкций Запада, как прогнозируют в Тель-Авиве, Тегеран будет усиливаться, а эта угроза нарастать. Уже в обозримом будущем Иран может в военном и экономическом отношении стать сопоставимым с Израилем, в дальнейшей перспективе с учетом колоссальных потенциальных человеческих, сырьевых и промышленных ресурсов Тегеран в состоянии занять позицию региональной сверхдержавы. Таков общий контекст израильского подхода ко всем вопросам, имеющим прямое или даже косвенное отношение к иранскому режиму.

В ходе недавней поездки Обамы в Эр-Рияд усилия США прекратить антииранскую истерию королевской семьи и успокоить саудитов не увенчались успехом. Монархия требует от Вашингтона отказаться от «плохой» сделки с Ираном. С Тегераном, кстати, у Саудовской Аравии назревает энергетическая война, прогнозируемая в преддверии отмены нефтяного эмбарго США и Евросоюза против ИРИ. Возвращение Ирана на свои энергетические рынки напрямую затрагивает Саудовскую Аравию, которую США использовали в качестве штрейкбрехера и заставили вопреки решениям ОПЕК заменить в ряде стран иранскую нефть. Большую часть иранских квот перехватило Королевство, и теперь Тегеран намерен ставить перед ОПЕК вопрос о возвращении к привычному порядку. Эр-Рияд обязан согласиться со справедливыми требованиями Ирана, и ему придется сокращать свою собственную добычу, минимум на треть. В сложившейся ситуации Саудовской Аравии выгоднее тормозить отмену нефтяного эмбарго против Ирана, а значит добиваться срыва успешного завершения переговоров по иранской ядерной программе. Саудовцы в борьбе с Ираном готовы на крайние меры, в том числе и на террор чужими руками, точнее, с использованием Пакистана.

Пакистан – темная лошадка под седлом Эр-Рияда

На успехи Ирана в урегулировании ядерной проблемы Саудовская Аравия отвечает прямым вызовом международному сообществу. Эр-Рияд прибегнул к шантажу, угрожая получить ядерное оружие из Пакистана. Парадокс в том, что в то время, когда «шестерка», уполномоченная ООН, договаривается о гарантиях отказа Ирана от обладания оружием массового уничтожения, саудовцы вспоминают о своих ядерных амбициях. Саудовская Аравия намерена сделать все возможное, чтобы не отставать от Ирана. В ее планах − строительство 16 коммерческих ядерных реакторов до 2030 года и стремление наладить полный цикл обогащения урана. Необходимые технологии могут быть закуплены в Пакистане. Речь идет о возможности превращения ирано-саудовского регионального соперничества в конфликт глобального характера в самом опасном варианте – «ядерной гонке», в которую втягивается и Пакистан.

О Пакистане принято вспоминать в основном в связи с его дестабилизирующей ролью в Афганистане, где политика Исламабада всегда финансово поддерживалась Саудовской Аравией и неизменно направлялась против Ирана. Афганистан времен талибов был прямым вызовом безопасности ИРИ, отнявшим у Тегерана колоссальные ресурсы и потребовавшим прямого вмешательства во внутриафганский конфликт на стороне Северного альянса. Сейчас саудовцы хотели бы реанимировать ирано-пакистанскую конфронтацию. Ставка делается на конфликт между суннитами и шиитами. В Пакистане повседневным явлением становятся антишиитские операции местных экстремистов, убивших в 2013 году более 600 шиитов. Граница с Пакистаном становится для Ирана настоящей линией фронта, совсем недавно пять сотрудников иранской пограничной полиции были взяты в заложники суннитской террористической группировкой «Джейш аль-Адль», поддерживаемой Саудовской Аравией. Министр внутренних дел Ирана Абдольреза Рахмани Фазли заявил, что Тегеран «считает своим правом вмешаться и создать новую сферу безопасности для своей защиты».

Результатом влияния Эр-Рияда на Исламабад стало решение пакистанского руководства отказаться от реализации проекта по поставкам иранского газа в Пакистан. Министр нефти и природных ресурсов Пакистана Шахид Хакан Аббаси привел абсурдное объяснение: «поскольку международные санкции продолжаются, практические работы в рамках проекта проводиться не будут». По его словам, даже если газопровод будет построен, Пакистан не сможет закупать иранский газ до отмены или ослабления санкций. В то время, когда европейские и азиатские энергетические компании планируют возобновление сотрудничества с Ираном в ожидании скорой отмены санкций, остро нуждающийся в иранском газе Пакистан сомневается в успешном завершении ядерных переговоров. То, что Иран практически уже завершил строительство своего участка газопровода, Исламабад не смущает. Саудовцы щедро оплатили услугу, сделав заказ на сумму в 1,5 млрд. долларов для поставок устаревшего пакистанского оружия в Сирию.

***************

Принципиальная позиция Москвы по разрешению ядерной проблемы Ирана, которая известна партнерам и не меняется уже в течение нескольких лет, не подвержена конъектурным соображениям. Российский подход базируется на признании права Ирана на обогащение урана как части его неотъемлемых прав в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия при обязательной постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющий международный контроль. Если такая договоренность будет достигнута, тогда Россия предлагает снять все санкции и в полном объеме.

Напомним, что наличие санкций ООН является препятствием для вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества, усиление влияния которой отвечает интересам мира и стабильности в Центральной Азии. Выход из международной изоляции Ирана увеличит влияние Тегерана на Ближнем Востоке, что для России, имеющей прочные партнерские отношения с Ираном, будет скорее выгодным. Россия выступает против санкций еще и потому, что экономическая и торговая блокада всегда были атрибутами подготовки к войне, а возможное закрытие иранского ядерного досье с помощью военной силы до сих пор в США и Израиле с повестки дня не снято.

 

Редакционная статья Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.