Иран-США: майские хроники необъявленной войны

07 июня 2013
A A A


Еще совсем недавно Белый дом и лично Обама уверяли весь мир в том, что главное для них – это мирный, взвешенный и конструктивный диалог с Тегераном. Еще недавно американская администрация пыталась уверить всех, что единственное препятствие к прямому диалогу – это «неуступчивость» руководства Исламской республики по ряду вопросов. А вот они, администрация США, к диалогу готовы хоть завтра, без предварительных условий, открыто и искренне во благо мира во всем мире и во благо иранского народа, изнывающего, с одной стороны, под гнетом санкций, а с другой – под прессом тоталитарного режима. И вдруг – как прорвало. Практически одновременно последовало ужесточение существующих санкций и введение новых, американская Фемида, оправившись от бостонского нокаута, поставила точку в деле о заговоре против саудовского посла, а на Иран обрушилась новая волна обвинений… 

Впрочем, внезапность здесь кажущаяся, и говорить о ней могут лишь те, кто по наивности своей продолжают верить в то, что США стремятся к мирному урегулированию разногласий с Тегераном. Основной тезис критиков принятого несколько дней назад нового пакета санкций – их несвоевременность. Дескать, нужно было, как минимум, дождаться итогов президентских выборов в Иране, прозондировать позицию новой президентской команды, а уж потом – решать, что делать дальше. «Тем более», - продолжают эти критики, - «наметились определенные сдвиги и в позиции Рахбара, который прямо ставит перед иранскими переговорщиками задачу снятия санкций путем достаточно серьезных компромиссных предложений по иранской ядерной программе». 

Новый виток калечащих санкций 

Наивность этих критиков обусловлена непониманием одной очевидной и фундаментальной вещи. Администрация США не заинтересована в компромиссе по иранскому атому. Нынешней правящей элите в Вашингтоне нужно одно – смена режима в Тегеране. Все шаги США направлены только на это. США и их союзники ведут необъявленную войну против Исламской Республики, и именно ход этой войны определяет логику действий Вашингтона. Ближайшая аналогия с тем, что происходит в американо-иранских отношениях – это та самая, пресловутая «Большая Игра, которая закончится только тогда, когда все умрут». Желательно – чтобы умершие были на иранской стороне. 

Столь же очевидно, что режим калечащих санкций – это один из инструментов необъявленной войны. Потому и изменения в нем весьма слабо увязаны и с иранской ядерной программой, и с президентскими выборами в Исламской Республике. Эта слабая связь столь заметна, что о новом пакете западные медиа дают откровенно урезанную информацию. Общественность пытаются уверить, что речь идет только о санкциях в отношении иранской национальной валюты, риала. Согласно новому указу, подписанному Обамой,  предусмотрены санкции в отношении иностранных финансовых учреждений, которые сознательно занимаются операциями по покупке и продаже иранской валюты, либо хранят на счетах за рубежом крупные суммы в иранских риалах. Как сообщил один из представителей администрации США, идея заключается в том, чтобы иранскую валюту «фактически невозможно было использовать за пределами Ирана». Все это, по мнению Белого дома, является частью усилий, призванных оказать на правительства Ирана «сильное финансовое давление». 

Вскользь, без акцента, упоминаются и то, что новый пакет санкций предусматривает меры против автомобильной промышленности Ирана, уровень производства в которой предыдущими санкционными пакетами удалось обвалить почти на 40%, оставив без работы 126 тысяч иранцев. Разумеется, эти 126 тысяч работников иранского автопрома и члены их семей пострадали во имя «высшей справедливости», ведь по заявлениям того же представителя администрации «так или иначе автомобильная промышленность дает правительству возможность финансировать свои программы, в том числе – свою противоправную ядерную программу». 

Но и это не все. Западные медиа откровенно скрывают, что новый пакет санкций гораздо более обширен и затрагивает практически все отрасли, в которых Ирану удалось достичь роста экономических показателей за последние годы: 

Санкции в энергетической сфере. На этот раз они направлены на всю деятельность иранских фирм и сотрудничающих с ними иностранных компаний, так или иначе связанных с разведкой, освоением месторождений, добычей природного газа и работам по его сжижению. Санкции для морского грузооборота, которые затрагивают перевозку грузов судами, ходящими под флагом Исламской Республики Иран. Фактически, будет блокирована деятельность таких государственных компаний как «Иранская национальная компания танкерного флота» и «Судоходные линии Ирана». Санкции для судостроительной промышленности, накладывающие запрет на мероприятия по строительству и ремонту судов, поставку Ирану турбин и силовых установок для гражданского морского флота, предоставления технической помощи и услуг по обучению персонала, техническому обслуживанию или переоборудованию иранских судов. Санкции на поставку в Иран цветных металлов, сплавов алюминия, меди, вольфрама, никеля и так далее (всего 87 наименований). Санкции на любые операции с Ираном, связанные с серебром, золотом и драгоценными камнями. Санкции на поставку в Иран программного обеспечения. Санкции в сфере страхования

Если кто-то и после данного перечня продолжает верить, что США действительно стремятся к диалогу с Ираном, рассчитывают на новый виток переговорного процесса после президентских выборов – то остается только позавидовать чистой и незамутненной вере этих людей в добропорядочность американских намерений. 

25 – и Фемида ягодка опять 

Ведя хронику необъявленной войны последнего месяца, нужно сказать и еще о двух событиях: вынесенном американской Фемидой приговоре Мансуру Арбабсиару и раскрытой Министерством информации Ирана разведывательно-диверсионной организации. Сначала о деле Мансура Арбабсиара, который стал жертвой необъявленной войны против Ирана в самих США. Напомню, что 14 октября 2011 года Генеральный прокурор США Эрик Холдер обнародовал факты нового и глобального злоумышления против США. Оказывается, сотрудники специального подразделения «Аль-Кодс» Корпуса стражей исламской революции Ирана готовили покушение на посла Саудовской Аравии в США Аделя аль-Джубейра. В заявлении Холдера сообщалось, что один из обвиняемых, натурализованный гражданин США с иранским паспортом Мансур Арбабсиар, был арестован в сентябре 2011 в Нью-Йорке.  

Согласно заявлению Холдера, 56-летний Мансур Арбабсиар, натурализовавшийся гражданин США иранского происхождения, торговец подержанными автомобилями (видимо из-за его профессиональной деятельности операция по его изобличению получила название «Шевроле»), нанял для исполнения теракта против саудовского посла профессиональных киллеров из мексиканского наркокартеля «Лос-Зетас». К счастью для Аделя аль-Джубейра, киллеры оказались сотрудниками американских спецслужб, а сам заказ был частью оперативной игры американских спецслужб. Но злоумышленный Арбабсиар послом не ограничился. За полтора миллиона долларов он предлагал «Лос-Зетас» устроить подрыв израильского посольства в Вашингтоне, а также посольств Саудовской Аравии и Израиля в Аргентине. В обмен на это торговец подержанными автомобилями обещал «Лос-Зетас» счастье в виде многотонных грузов опиума с Ближнего Востока в Мексику. 

Вся история была шита белыми нитками и абсолютно никакого доверия у экспертов не вызвала: «Если внимательно присмотреться к утверждениям США, то можно увидеть несоответствия, главным из которых является заявленный отход «Аль-Кодс» от привычной и разумной подготовки к операциям. Если собрать воедино все разногласия со стороны большинства людей, знакомых с подвигами «Аль-Кодс», то проблема состоит в том, что это подразделение всегда предпринимает тщательные, обдуманные шаги, чтобы гарантировать, что его действия останутся тайными (т. е. их нельзя будет связать с Ираном) и будут успешными. Именно поэтому крайне маловероятно, что заявленный заговор имел какую-либо официальную связь с этим подразделением». 

Абсурдность истории стала окончательно понятной после того, как пресса представила данные о том, кем был на самом деле Арбабсиар. «Судите сами, может ли быть «агентом 007» человек, о котором достоверно известно следующее: 

1. Арбабсиар имел у жителей Корпус Кристи (штат Техас) репутацию человека «до смешного рассеянного и забывчивого».

2. Поставленный ему диагноз «рассеянный склероз», возможно, был вызван ножевым ранением, нанесенным ему грабителями в 1982 году.

3.  Он постоянно терял свой мобильный телефон.

4.  Он постоянно забывал, куда положил свои ключи.

5. Он постоянно забывал свой портфель с документами в самых разных местах, то в закусочных, то в магазинах.

6. Его бывший партнер по бизнесу утверждает, что он был «на редкость неорганизованным».

7. Будучи совладельцем бизнеса по продаже подержанных автомобилей, он постоянно умудрялся терять документы на эти автомобили.

8. Будучи вдали от строгих требований шариата и исповедуемого им шиизма, он пристрастился к алкоголю до такой степени, что среди приятелей имел прозвище «Джек», в честь самого любимого им напитка — виски «Jack Daniels».

9. Арбабсиар не только любил выпить, но и был падок до проституток. Напившись, он устраивал им скандалы, за что его неоднократно выбрасывали из увеселительных заведений.

10. Все создаваемые им бизнес-проекты постоянно лопались и разорялись, заставляя его столь же постоянно балансировать на грани банкротства. 

Незадолго до того, как Арбабсиар подался в «международные террористы», очередная созданная им фирма разорилась, и он не смог выплачивать ипотечный кредит. Вдобавок ко всему, его бросила вторая жена. Все эти события вызвали обострение уже имевшегося у него психического расстройства, поставив его на грань безумия». Какой к иблисам заговор, иранская резидентура, диверсии на территории США? Слабоумный алкоголик, живший в мире своих иллюзий и рассказывающий об этих иллюзиях агентам ФБР. Но на безрыбье и Арбабсиар диверсантом станет, а потому – 25 лет за «умысел на совершение террористического акта». Ибо – политическая целесообразность превыше закона. Плюс – откровенный цинизм, достаточно вспомнить комментарий Хилари Клинтон, сделанный сразу после ареста Арбабсиара: «С помощью этих крайне веских аргументов, которые были обнаружены сегодня, появились дополнительные рычаги для отношений с Ираном». Именно так – «дополнительные рычаги». И не суть важно, сколько людских судеб ляжет под гусеницы управляемого этими рычагами бульдозера необъявленной войны – 126 тысяч иранских работников автопрома и членов их семей или один слабоумный Арбабсиар. 

Но – что позволено Юпитеру, то не позволено Тегерану. Когда Министерством информации была выявлена разведывательно-диверсионная организация и арестовано двенадцать ее участников, то западные СМИ без промедления объявили, что никакой такой организации  не было, что кровавая иранская госбезопасность арестовала демократических оппозиционеров, вся вина которых заключалась в том, что они критически относились к правящему режиму. Добавлю, что настолько критически, что готовили серию взрывов на избирательных участках 14 июня в Тегеране, Ардебиле и провинции Систан-Белуджистан. Принципиальное отличие данного дела от «дела Арбабсиара» заключается в том, что если в американском случае все обвинение строится на показаниях самого обвиняемого и подставленных ему агентов ФБР, то в «деле 12» более чем достаточно прямых улик: изъяты несколько уже готов взрывных устройств, оружие и средства связи. 

Впрочем, сколь ни убедительны были бы эти прямые улики, западные медиа никогда не признают истинную суть дела «12-ти». Есть в нем, знаете ли, очень скользкий момент: сотрудничество разведки Израиля с действующими в иранском Белуджистане недобитыми активистами «Джундаллы», связь которых с «исламскими экстремистами», Талибаном и Аль-Каидой считается на Западе вполне доказанной. А если прибавить, что двое из арестованных – активные члены «Моджахедин-э Хальк», буквально пару месяцев назад исключенных США из списка террористических организаций, то история приобретает весьма неприятный для Запада оборот. Ведь расследование этой истории позволит ответить на целый ряд вопросов. О том, кто, во-первых, является спонсором пресловутого «исламского терроризма» (к которому Ислам никакого отношения не имеет), во-вторых, о том, кто разжигает суннито-шиитское противостояние, и, в-третьих, для чего в действительности потребовался американской политической элите делистинг Моджахедов-е Хальк. 

**************** 

В начале статьи говорилось о внезапности, точнее о том, что внезапность санкций и обвинений – кажущаяся. Помимо прочего, в новой волне обвинений против Ирана, в принятом пакете санкций есть еще два аспекта, тесно увязанные с Сирией и Россией. Поражение так называемой «вооруженной сирийской оппозиции» становится для Запада обескураживающей реальностью. Не менее неприятным обстоятельством является и то, что одной из причин такого поражения антисирийской коалиции стало тесное сотрудничество и согласованные шаги российской и иранской дипломатии в отношении сирийского кризиса. 

В тоже время, ввязавшись в борьбу против Асада, администрация Белого дома инициировала целый ряд процессов, которые по значимости вполне сопоставимы с разгромом и оккупацией Ирака. Собственно, запущен новый виток «турбулентности», в орбите которого оказываются  теперь уже Ливан, Иордания, монархии Залива, да и Турция, поскольку достаточно очевидно, что в нынешние волнения – это такой своеобразный «звонок» Эрдогану, помимо прочего решившему дистанцироваться от участия в антисирийской коалиции. 

Немаловажно для Запада и антисирийской коалиции и то, что же делать дальше с легионом иностранных боевиков, воюющих сегодня против Асада. Одно дело – перемалывать их в вялотекущей гражданской войне в Сирии, заставляя сражаться за геополитические интересы США, Запада и монархий Залива. Совсем другое – принять их на «своей территории» после того, как Асад победит. Отсюда – достаточно очевидное решение: расколоть возникший российско-иранский союз, не допустить участие Ирана в сирийском урегулировании, затянуть сирийский кризис на как можно более длительный срок. И – пропагандой в сочетании с беспрецедентными санкциями вывести Иран из игры. Действительно, как может принимать участие в мирном диалоге страна, обвиняемая в «поддержке международного терроризма»? Как может участвовать в восстановлении Сирии и Леванта государство, наглухо обложенное экономическими санкциями? 

Сегодня США заявляют, что участие Ирана в Сирии деструктивно, что приглашать его к участию в мирной конференции нецелесообразно и даже вредно. Медиа истерят о том, что без вооруженной поддержки Ирана и России режим Асада не устоял бы, и Сирия уже давно встала бы на путь демократических преобразований. Неистовый Маккейн, тот самый, который в ходе избирательной кампании в США  призывал к физической ликвидации российских ядерщиков, три недели назад нелегально встретившись в Сирии с «полевыми командирами» пообещал им тяжелое вооружение, и ныне в Конгрессе стенает о том, что «вооруженные АК-47 сирийские бойцы за свободу не могут противостоять танкам Асада». Ничего не напоминает? Афганистан 1980-1981, администрация Рейгана и дебаты в Конгрессе о поставках оружиях моджахедам? 

Хроника необъявленной войны против Ирана имеет железную внутреннюю логику: нанести поражение Исламской республике на «сирийской глубине», сменить режим в Тегеране, перекроить карту Ближнего Востока… Ну а там, глядишь, вниманию аналитиков будут предложены и свежие хроники российско-американской необъявленной войны.

Икрам Нур Шабири, Специально для Иран.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.