ПРО: "Цена ошибки может оказаться высокой"

03 мая 2012
A A A


Глава Генштаба РФ Николай Макаров заявил, что Россия не исключает при обострении обстановки упреждающего удара по ЕвроПРО. Ранее президент Дмитрий Медведев предупредил о недопустимости принятия ошибочных решений в сфере противоракетной обороны Глава Совбеза РФ Николай Патрушев зачитал послание президента, в котором Дмитрий Медведев предупредил о недопустимости принятия ошибочных решений в сфере противоракетной обороны. "Вопросы противоракетной обороны напрямую затрагивают основы стратегической стабильности, и цена ошибочных решений может оказаться особенно высокой", - считает Медведев. В приветствии президента РФ Дмитрия Медведева участникам прошедшей в Москве международной конференции на тему "Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности" была выражена уверенность, что РФ и США могут договориться по проблеме ПРО. "Важно, чтобы ракетная оборона была адекватной возможным угрозам и не подрывала стратегическую стабильность", - подчеркивается в обращении президента. По его словам, каждая страна вправе самостоятельно выбирать методы обороны. "Однако это не должно делаться в ущерб безопасности соседей", - отметил Медведев. Он выразил убежденность, что всем вовлеченным в проблему ПРО сторонам "удастся найти формулу, которая позволила бы избежать разделение на выигравших и проигравших". "Россия открыта для продолжения диалога, - подчеркнул он. - Путь к началу практического сотрудничества в данной сфере лежит через создание четкой правовой базы, надежно гарантирующей безопасность и стабильность. И прежде всего, получение гарантий ненаправленности потенциала ПРО США и НАТО против российских сил ядерного сдерживания". Россия не согласна с мнением о том, что договориться по ПРО невозможно, заявил ранее министр обороны РФ Анатолий Сердюков. "Несмотря на все сложности, Россия и США сумели заключить Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений", - напомнил Сердюков. "Именно в этом документе ясно отражена неразрывная связь между стратегическими наступательными вооружениями и противоракетной обороной. Такой подход создает условия для равноправного партнерства России и НАТО. Выход необходимо искать совместно", - заявил российский министр. Замглавы Минобороны Анатолий Антонов заявил, что, по его мнению, конференция по вопросам ПРО позволит сузить пропасть между Россией и НАТО. "Я очень хочу рассчитывать на то, что итоги этой конференции позволят нашим переговорщикам в Министерстве иностранных дел, в Минобороны нащупать те элементы, на основе которых и могут быть достигнуты договоренности", - отметил замминистра. Он отметил, что Россия ведет постоянный диалог с Китаем по проблемам противоракетной обороны. "Американская система ПРО носит глобальный характер. Мы видим, что происходит сегодня в азиатско-тихоокеанском регионе, и, разумеется, думаем вместе с нашими китайскими друзьями, как реагировать на возможные новые вызовы и потенциальные угрозы", - сказал Антонов в кулуарах конференции. В Генштабе Вооруженных сил РФ также считают, что Россия и НАТО еще не перешли точку невозврата по вопросу противоракетной обороны. "Именно сегодня... важно не ошибиться в выборе альтернативы - возврат к конфронтации или налаживание взаимовыгодного сотрудничества", - заявил глава Генштаба Николай Макаров. "Специалистами заинтересованных сторон после согласования критериев могли бы быть совместно изучены существующие планы строительства системы европейской ПРО на предмет их влияния на потенциал стратегического сдерживания России", - отметил Макаров. По его мнению, результатом такого анализа станет совместная разработка мер доверия и контроля, обеспечивающих гарантию безопасности стратегических потенциалов сторон, а итогом этой работы могло бы стать заключение юридически обязывающей договоренности, определяющей взаимные обязательства сторон. Макаров также сообщил, что "подготовлен перечень критериев, реализация которых обеспечит уверенность в ненаправленности противоракетных программ в Европе против России". Он отметил, что такие критерии должны включать: технические параметры отдельных компонентов ПРО (скорость противоракет, их количество, дальность действия PJ1C, возможности системы управления и т.п.), места размещения этих средств, способность осуществить перехват различных типов баллистических ракет па разгонном, среднем и конечном участках траектории полета. Ранее старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев в интервью "Голосу России" подчеркнул, что гарантии ненаправленность ЕвроПРО против России должны обязательно быть дополнены военно-техническими критериями. По словам Макарова, в основе понимания позиции России по ПРО лежит принцип равной и неделимой безопасности. Еще одним краеугольным принципом российского подхода в отношении системы является неразрывная связь стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. Глава Генштаба заявил, что совместные центры предупреждения и управления в российской версии системы ПРО обеспечивают эффективный контроль за соответствием противоракетных потенциалов сторон целям защиты от ракетного нападения третьих стран. При этом, Макаров подчеркнул, что "только лишь обмен информацией ... не устраняет российской озабоченности". "Российский вариант исключает влияние средств ПРО НАТО на потенциал наших стратегических ядерных сил. В американском - зона досягаемости средств ПРО Альянса по-прежнему накрывает траектории полета российских межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок", - отметил начальник российского Генштаба. Он добавил, что в связи с этим Россия планирует оснастить свои баллистические ракеты высокоэффективными средствами преодоления систем ПРО. Генштаб ВС РФ не исключает при обострении обстановки упреждающего удара по ЕвроПРО, что создаст угрозу странам, на территории которых будут размещены элементы западной ПРО. "Если США и НАТО считают возможным при обеспечении собственной безопасности не обращать внимание на безопасность своих соседей, нам не остается ничего другого, как принимать адекватные ответные меры", - заявил Макаров. По вопросам ЕвроПРО можно договориться, и жизненно необходимо сделать это своевременно, - отметил Макаров. "Стабильность в данном вопросе может быть восстановлена лишь двумя способами - либо Россия получит твердые юридически обязывающие гарантии ненаправленности европейской системы ПРО против российских стратегических ядерных сил, либо нам придется себя защищать и принимать ответные меры военно-технического характера", - заявил он. Он отметил, что Россия не намерена ограничивать технические характеристики ПРО США и НАТО. "Мы не говорим о введении каких-либо ограничений на технические характеристики средств ПРО. Условие только одно - зоны возможного перехвата современных и перспективных огневых средств ПРО не должны пересекать границу России", - сказал он. НАТО не стремиться подорвать стабильность в регионе Помощник министра обороны США Мадлен Кридон заявила об американских планах развертывания глобальной системы противоракетной обороны к 2021 году. "Мы считаем, что, наверное, до 2021 года нам все это удастся создать", - заявила она. Представитель Пентагона констатировала, что "угроза распространения ракетного оружия продолжает возрастать". "Нас беспокоят планы Ирана и Северной Кореи, - отметила она. - Обе страны прямо или косвенно ведут разработку межконтинентальных баллистических ракет, в том числе работая над ракетами-носителями". При этом Кридон заверила, что американские системы не нацелены против стратегических сил России и Китая. "Не в наших интересах подрывать стратегическую стабильность", - сказала она. Между тем, заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу заявил, что ПРО будет способно перехватывать "несовершенные" баллистические ракеты. "У нас ...не будет потенциала нейтрализовать российские силы сдерживания", - заявил он. Вершбоу подчеркнул, что если НАТО будет защищать Европу от баллистических ракет за пределами Евроатлантической зоны ответственности, "это не означает территорию России". "Наши объекты в Румынии и в Польше совершенно не предназначены для защиты от российских МБР, помимо этого российские МБР обладают очень большой скоростью, и они очень совершенны для того, чтобы быть перехвачены натовскими ракетами", - подчеркнул заместитель генсека НАТО. "Сегодня утром в своем послании президент РФ предупредил, что цена ошибки может быть здесь достаточно высока, - продолжил Вершбоу. - Для России и НАТО было бы ошибкой не сотрудничать по вопросам ПРО". В этой связи замгенсека НАТО призвал "начинать этот процесс именно в этом году", пока Москва и Брюссель только начинают создавать свои системы. "Мы хотим, что Россия и НАТО превратились в полноценных партнеров в области противоракетной обороны. Сотрудничество между нашими соответствующими системами укрепит стратегическую стабильность и повысит доверие в достижении общих целей", - сказал Вершбоу. "Одно из наших предложений вытекает из инициативы президента РФ Дмитрия Медведева по созданию двух центров, где и российские, и натовские офицеры работали бы сообща 24 часа в сутки", - отметил Вершбоу. Один совместный центр мог бы аккумулировать данные от натовских и российских средств слежения с тем, чтобы "создать общую картину возможных угроз пусков со стороны третьих стран". "Эта информация могла бы передаваться во второй центр - центр по планированию операций. Там российские и натовские офицеры создавали бы планы по перехвату ракет, которые могли бы быть использованы против наших стран", - отметил Вершбоу. Между тем, по словам Вершбоу, Россия и НАТО при таком сценарии проводили бы "пуски против ракет под разным командованием - каждый под своим", но у них было бы налажено сотрудничество по каждому этапу перехвата. "Это значительно повысило бы эффективность нашего совместного потенциала в области ПРО", - подчеркнул замгенсека НАТО. Россия требует гарантий Реализация концепции ПРО несет прямую угрозу стратегическим ядерным силам РФ в любом регионе страны, заявил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Валерий Герасимов. "Информационная составляющая ПРО в Европе представляет совокупность трех компонентов: наземные радиолокационные станции /РЛС/ предупреждения о ракетном нападении, специализированные РЛС передового базирования и система космических сенсоров", - уточнил он. "Все эти средства сегодня сосредоточиваются вокруг российской территории и способны обеспечить непрерывный контроль практически всей территории РФ", - подчеркнул Герасимов. При этом, по словам генерал-полковника, "точность получаемой информации такова, что гарантирует не только фиксацию факта старта ракеты, но и возможность эффективного наведения противаракет на цель". "При наращивании потенциала до возможностей перехвата стратегических ракет с дальностью до 11 тыс. километров - то есть четвертый этап развертывания системы ПРО - при таких параметрах зоны поражения перехват будет возможен", - добавил высокопоставленный военный. Говоря об объектах евроПРО в Румынии, Герасимов заявил, что "при достижении характеристик системы, запланированных на четвертый этап, база в Румынии потенциально будет способна осуществлять перехват российских ракет, дислоцированных в европейской части страны". Герасимов также указал на угрозу для российских сил ядерного сдерживания размещение элементов ПРО на кораблях в морях, прилегающих к российским границам. "Географические районы размещения и технические характеристики планируемых средств ПРО как раз дают веские основания для подобных опасений, особенно если иметь в виду современные перспективные уровни оснащенности вооруженных сил США высокоточным оружием", - указал ранее глава Совбеза РФ Николай Патрушев. "В своем нынешнем виде европейская система противоракетной обороны может быть направлена исключительно против России, потому что никаких других ракет в зоне досягаемости этой системы просто не существует", - подтвердил в интервью "Голосу России" вице-президент Академии геополитических исследований Константин Сивков. Патрушев также отметил, что отказ США дать Москве юридические гарантии ненаправленности против РФ системы глобальной противоракетной обороны ставит под сомнение реальные цели этой системы. "Все разговоры о гарантиях неизменно сводятся к уклончивым рассуждениям, что, мол, давайте начнем практическое сотрудничество, которое само по себе станет лучшей гарантией. Мы считаем, что таким способом серьезные проблемы не решаются", - сказал он. "В любом деле партнеры изначально учитывают взаимные интересы, оговаривают условия сотрудничества, а уже затем приступают к практическим действиям. Отказ обсуждать такие условия лишь укрепляет мысль о том, что реальная цель противоракетного проекта может отличаться от заявленной", - заявил секретарь СБ РФ. "Нужны юридически обязывающие гарантии ненаправленности системы ПРО в Европе против российских стратегических ядерных сил, подкрепленные объективными критериями в отношении, в частности, количества и географии развертывания ракет-перехватчиков, их скорости и дальности, возможностей радиолокационных станций и других информационных средств по обнаружению баллистических ракет и наведению на них противоракет", - заявил он. Патрушев отметил, что "ни в одном государстве, к которому имеются вопросы с точки зрения ракетного распространения, нет межконтинентальных баллистических ракет, как нет и весомых доказательств того, что они появятся в ближайшей перспективе". Создание совместной ПРО России и НАТО было бы оптимальным решением проблемы, считает секретарь Совбеза. "Оптимальным решением могла бы стать совместная разработка такой концепции архитектуры евроПРО, которая укрепляла бы безопасность всех без исключения стран континента, была адекватной вероятным угрозам и не подрывала бы стратегическую стабильность", - сказал он. В ноябре 2010 года в Лиссабоне на саммите НАТО Дмитрий Медведев заявил о готовности России участвовать в создании системы ПРО в Европе и предложил так называемый секторальный подход, который предусматривал, что каждая из сторон /Россия и НАТО/ будет осуществлять защиту от возможного ракетного нападения на определенном участке евроатлантической территории. Этот подход был отвергнут странами НАТО. Позднее Россия предложила модернизированный вариант. Он предусматривал размещение ударных средств ПРО НАТО таким образом, чтобы радиус их действия не затрагивал территорию России, соответственно, радиус действия российских ударных средств ПРО при данном варианте не выходил бы за пределы территории РФ. Этот вариант также не устроил страны НАТО. В свою очередь, Североатлантический альянс предлагает строить России две независимые системы ПРО, каждая из которых будет прикрывать свою территорию во всех направлениях. Таким образом, по линии соприкосновения территорий стран НАТО и России эти системы будут направлены навстречу друг другу. В настоящее время Альянс не видит в этом проблемы. Его представители указывают, что обе системы будут действовать в тесном взаимодействии. Россию такой подход не устраивает, поскольку, в итоге, у ее границ могут оказаться противоракетные системы, способные перехватывать российские баллистические ракеты. Озабоченность России вызывает также нежелание Альянса ограничить технические возможности системы ПРО перехватом баллистических ракет средней и меньшей дальности. На первом этапе создания системы ПРО в Европе, который, согласно плану, должен завершиться в этом году, предусматривается размещение в Европе уже созданных и доказавших свою эффективность систем противоракетной обороны, включая системы морского базирования Aegis. В этот формат включается и мобильная радарная система обнаружения AN/TPY-2 в Турции. Вторая фаза закончится к 2015 году. После необходимого тестирования планируется разместить более мощную модификацию перехватчика SM-3 (Блок IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры, необходимые для расширения защищаемого района от ракетных угроз ближнего и среднего радиуса действия. Третья фаза, которая должна завершиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованного SM-3 (Блок IIA). В октябре 2011 года генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что система ПРО альянса достигнет степени полной операционной готовности именно в 2018 году. Как отметил заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов, третий этап развертывания элементов ЕвроПРО поставит под угрозу эффективность применения российских стратегических ядерных сил (СЯС) и потребует адекватной реакции России. Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 году. Она предполагает размещение SM-3 (Блок IIB) с тем, чтобы лучше противодействовать ракетным угрозам среднего и дальнего радиуса и возможным будущим межконтинентальным баллистическим ракетным угрозам США. 23 ноября 2011 года в специальном телеобращении президент РФ Дмитрий Медведев предупредил, что в ответ на продолжение реализации планов США по созданию системы ПРО в Европе Россия может предпринять ряд жестких мер, в том числе по наращиванию своего стратегического потенциала и развертыванию на западе и юге страны современных ударных систем вооружений, которые смогли бы обеспечить огневое поражение европейского компонента ПРО США. Для участников конференции будет организована поездка на один из объектов противоракетной обороны РФ, который расположен недалеко от поселка Софрино в Подмосковье. В ходе работы конференции будут созданы специальные рабочие группы. Одна из них будет заниматься определением ракетных угроз современности, другая - оценкой развития ситуации в случае развертывания ПРО в Европе. В этой связи, Минобороны РФ впервые представит компьютерную модель того, как средства американской системы ПРО в Европе, в том числе новые объекты в Турции, Польше и Румынии, могут повлиять на российские силы ядерного сдерживания. По итогам конференции никаких официальных документов принято не будет. По материалам ИТАР-ТАСС, "Интерфакс", РИА Новости
Светлана Калмыкова, Анастасия Корсакова
Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.