"Новый шелковый путь" без Ирана?

27 апреля 2012
A A A


США энергично пропагандируют свою инициативу под названием "Новый Шелковый путь". Его главная особенность состоит в том, что он должен изощриться и - обойти Иран. То есть, предлагается проложить новый транспортный коридор из Центральной Азии - в Южную, исключая "страну-изгой". Вопреки географии, логистике, здравому смыслу. Великий Шелковый Путь никогда не был единой магистралью. В его систему входило много ветвей караванных дорог, которые проходили через империи и мелкие государства, пересекали реки и степи, преодолевали перевалы в горные хребты, обходили пустыни и водные преграды. Рушились империи, распадались государства, менялась торговая и политическая обстановка в мире, и, как следствие, претерпевали изменения маршруты Шелкового пути. Караванная торговля была связана не только с высокой прибылью, но и с огромным риском. Однако и государства, и кочевники объективно были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций. Правители земель получали доходы от таможенных пошлин, взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не потерять эти доходы, правители стран Азии принимали строгие законы, охранявшие купцов. Караванная торговля требовала сложного обслуживания. Существовали специальные купцы или даже компании, которые брали на себя перевозку товара, то есть, организацию транспорта. То есть, Шелковый путь был не просто дорогой, а серьезным "бизнес-проектом", деятельностью, предмет которой заключался в организации и регулировании процессов продвижения товаров к потребителям, а также в создании инфраструктуры товародвижения. Сейчас все это принято называть логистикой, интерес современного мира к которой чрезвычайно высок. На недавней конференции в Душанбе, где рассматривались проблемы регионального экономического сотрудничества, связанные с Афганистаном, Соединенные Штаты пропагандировали свою инициативу под названием "Новый Шелковый путь". Особенность этого "пути" состоит в том, что он должен исключить Иран, т.е. новый транспортный коридор из Центральной Азии - в Южную должен пройти в обход "страны-изгоя". Помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Роберт Блейк выступил против реализации планов строительства железнодорожной магистрали из Кашгара (Китай) в Герат (Афганистан) и далее в Иран. Конкретнее сказать, идея объединить Китай, Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Иран в рамках одного регионального проекта никак "не греет" американцев. Дело в том, что в этом проекте ведущая роль отводится Ирану, который для Вашингтона - как кость в горле. На пресс-конференции у Блейка поинтересовались, как вообще возможно рассматривать интеграционные проекты в регионе между Центральной и Южной Азией без участия иранцев, ведь в Афганистане железнодорожной сети пока нет. Последовал ответ, замечательный своей аргументацией: "Позвольте мне сказать, что, в соответствии с американскими санкциями в отношении Ирана, США призывают все страны региона избегать торгового и прочего взаимодействия с правительством Ирана, дабы заставить Иран сотрудничать с международным сообществом и развеять опасения последнего в связи со своей ядерной программой. Мы полагаем, что здесь существует ряд очень хороших альтернатив. Так, например, трубопровод Туркменистан-Афганистан-Индия является очень хорошей альтернативой ряду других предлагаемых трубопроводов, и мы активно выступаем за этот проект, проект ТАПИ. Думаю, очень важно, что работа над ним начинает продвигаться и пользуется поддержкой всех четырех стран-участниц". Какая связь газопровода с железной дорогой и каким образом это может позволить Китаю, Киргизии и Таджикистану получить доступ в страны Южной Азии и к грузовым портам в Индийском океане, остается загадкой американской дипломатии. На восточном направлении, в том числе и в политике по отношению к Ирану, Белый дом с пугающей частотой садится в лужу. Скажем, ростом своего влияния в регионе Иран обязан, как это ни парадоксально звучит, Соединенным Штатам. Убрав Ирак с политической арены Ближнего Востока, американская администрация устранила основного врага ИРИ в арабском мире и создала вакуум, который теперь заполняет собой Иран. Более 10 лет американцы пытаются усмирить Афганистан, при этом полностью игнорируя иранский опыт борьбы с движением Талибан. Теперь же предлагают Центральной Азии новый Шелковый путь по газопроводу, основным "достоинством" которого будет то, что он обойдет территорию Ирана. А то, что богатую газом Туркмению и нуждающуюся в голубом топливе Индию разделяют сотни километров неуправляемого и разделенного на десятки вооруженных анклавов Афганистана, "востоковедов" из Вашингтона не смущает. На одном из заседаний этой афганской конференции - в ходе выступления президента Ирана - делегация США демонстративно вышла из зала. Как объяснил помощник госсекретаря, его делегация не хотела выслушивать критику в адрес американской администрации и ее союзников, в отношении политики в Афганистане. "Мы решили покинуть зал в знак протеста против этих беспочвенных обвинений, так как у нас, очевидно, не было бы возможности ответить на них", - добавил Блейк. Почему не было возможности ответить, помощник Хилари Клинтон по делам Центральной и Южной Азии не пояснил. Может, потому, что не уверены в аргументах? Стоило бы послушать Ахмадинежада - афганская тема для его правительства одна из самых больных. Только борьба с транзитом наркотиков от "соседей" отбирает из бюджета страны $800 млн ежегодно. Можно напомнить и о том, что именно Иран долгие годы поддерживал Северную коалицию в борьбе с талибами, препятствуя распространению их влияния на страны региона, в том числе и на Таджикистан. Для России Иран, с его исламской формой управления государством, не представляет опасности. Имевшие место в начале 1990-х годов прогнозы об опасности иранской экспансии в бывшие советские республики Южного Кавказа и Центральной Азии оказались ошибочными. Идеологическая твердость и неуступчивость религиозного руководства государства, стремление стать региональным лидером и доказать преимущества иранской модели управления государством в мусульманских странах не создают для России и ее союзников проблем национальной безопасности. Во всяком случае свой Шелковый путь Россия открыла при самом активном участии Ирана и через его территорию. В Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года было подписано межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре "Север - Юг" между Россией, Ираном и Индией. Страной-депозитарием соглашения выбран Иран. Руководящим органом проекта "Север - Юг" является координационный совет , председательство в котором осуществляется странами-участницами в порядке ежегодной ротации. В настоящее время к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия Казахстан, Оман, Сирия. Подали заявки на присоединение Турция и Украина. Интерес многих стран к МТК не случаен, его сухопутный мост протяженностью около 4,5 тыс. км - от Балтики до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе - соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии. Основные преимущества коридора перед другими маршрутами (в частности перед морским путем через Суэцкий канал) в том, что он в два с лишним раза сокращает путь грузов. При этом стоимость перевозки существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути. Есть три маршрута следования грузов из России и Центральной Азии по коридору "Север-Юг", и все они ведут в Иран. Транскаспийский - через порты Астрахань, Оля и Махачкала. Подвоз и вывоз грузов в порты осуществляется российскими железными дорогами. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, имеющие выход на сеть российских железных дорог, завершили в 2011 году строительство своих участков единой железнодорожной ветки с прямым выходом на Иран по пограничному переходу Теджен – Серахс. Есть еще и западная ветвь коридора МТК: направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана с выходом в Иран через пограничную станцию Астара. Сейчас иранской стороной осуществляется строительство железнодорожной линии Казвин - Решт - порт Энзели с ответвлением на Астару до границы с Азербайджаном. Кроме того, в Иране ведется строительство железнодорожной линии Бафк – Захедан, которая обеспечит прямое сообщение между Ираном и Пакистаном. Это позволит обеспечить выход коридора "Север - Юг" на страны Южной Азии без дополнительной перевалки грузов в портах Ирана, расположенных на берегу Персидского залива. По экспертной оценке, товарный рынок МТК "Север – Юг" оценивается в 25-26 млн. тонн грузов к 2015 году. И Иран в эти перспективы вносит заметный вклад. Сейчас совокупные мощности четырех основных иранских портов превышают в полтора-два раза объединенные мощности Туркмении, Казахстана, России и Азербайджана. В Тегеране надеются, что президентство Владимира Путина выведет отношения их страны с Москвой на более доверительный уровень. Конечно, перед лицом угрозы вероятного военного столкновения с США иранцы хотели бы заручиться определенными гарантиями со стороны России. Иран не исключает возможности выйти на более высокий уровень интеграции с Россией и ее партнерами и, возможно, стать участником Евразийского союза, логистике которого будет весьма кстати проходящий через иранскую территорию международный транзитный коридор "Север-Юг".
Николай Кольчугин,, <i>эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока</i>
Источник: ИнфоРос

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.