Исходит ли от Ирана угроза миру: взгляд из России

02 апреля 2012
A A A


События вокруг Ирана постоянно находятся в фокусе внимания российского научного и экспертного сообщества. 26 марта в Институте Востоковедения РАН состоялась представительная научная конференция: «Иранский кризис и его последствия для глобальной безопасности и энергетики: достигнет ли цена нефти 300 долларов за баррель?» Участники мероприятия рассмотрели различные аспекты иранской ядерной программы, специфические особенности реакции на неё со стороны недоброжелателей Исламской Республики, а также возможную акцентацию российской политики на иранском направлении. В работе круглого стола приняли участие известные политологи и эксперты ИВ РАН, МГИМО(У) МИД РФ, Дипломатической академии МИД, ИСАА при МГУ, ИМЭМО, Института проблем нефти и газа РАН, Института энергетики и финансов, представители МИД и Минэнерго России, Государственной Думы, Совета Федерации, дипломатического корпуса ряда стран, а также неправительственных организаций и СМИ. Открыл заседание директор ИВ РАН, чл.-корр. РАН, д.и.н. В.В.Наумкин. В ходе прозвучавших выступлений отмечался весьма опасный характер развернувшейся истерии в связи с программой ядерных исследований в Иране, подменяющей нормальный переговорный процесс, основанный на практике современных международных отношений. Между тем, такой процесс помог бы снять все потенциальные озабоченности на этот счёт. Вместо этого избрана тактика введения и постоянного ужесточения односторонних санкций, ни в коем случае не соответствующих нормам международного права. С другой стороны, на Ближнем Востоке постоянно подогревается градус шиитско-суннитского противоборства, что ещё больше способствует росту региональной напряжённости, непосредственным образом затрагивая интересы России как православно-мусульманского государства. Создание искусственной нестабильности неприемлемо, несмотря на надежды некоторых сил этим хаосом управлять. Необходимо соответствующим образом предвидеть и оценить катастрофические последствия возможного нападения на Иран для глобальной безопасности, включая энергетическую безопасность. В ходе конференции было озвучено предложение принять адресованное органам государственной власти США и Израиля обращения относительно неприменения ими ядерного оружия против Ирана, каким бы образом не складывались бы сценарии их возможного военного противостояния с Ираном (включая значительный военный ущерб силам вторжения). Также прозвучала мысль о более активном задействовании инструментария ШОС и других организаций, ориентированных на поддержание стабильности и безопасности на евразийском континенте. Имеются и более радикальные предложения, направленные на сдерживание «горячих голов», допускающих саму мысль о возможности перерастания обычной войны в ядерную. Несмотря на кажущую слабую вероятность подобного рода сценариев, исключать их полностью, скорее всего, всё же, видимо, не стоит. Ведь стиль американской политики, согласно наблюдениям некоторых специалистов, заключается в том, чтобы в любой ситуации, пусть даже самой непростой для себя (а дела, обстоят именно так – если проанализировать, например, данные по динамике американской экономики), искать и находить пути к достижению успеха – неважно, какими средствами и какой ценой. И достичь такого успеха можно прежде всего на путях (прямой и непрямой) внешней экспансии. Рост напряжённости вокруг Ирана способствует эскалации региональных конфликтов по периметру его границ, что непосредственным образом затрагивает и интересы России. Участники конференции говорили о событиях в Сирии, актуализации проблемы «независимого Белуджистана», о росте напряжённости на Южном Кавказе между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Возникают также многочисленные угрозы глобальной энергетической безопасности. Главными факторами роста цен (не так уж и невыгодного Америке – ведь «черное золото» торгуется преимущественно в долларах; системы ценобразования цен на энергоресурсы определяются в США и Великобритании, что позволяет поддерживать доллар) на нефть является постоянная напряжённость вокруг Ормузского пролива и санкции против Ирана. Как следствие, к концу прошлого года произошел определенный спад добычи нефти в стране, однако, вскоре, он, видимо будет преодолён. Иран занимает 4-е место в списке экспортеров нефти и 2-е место по запасам природного газа в мире. Следствием санкций стали проблемы в реализации стратегии экспорта газа. Значительную часть его предполагалось переводить в сжиженную форму, однако строительство соответствующей инфраструктуры является длительным и затратным делом. Кроме того, некоторые компании под влиянием санкций либо ушли с рынка, либо свернули свою деловую активность. Однако в силу ряда технологических причин даже Европа (не говоря об остальных потребителях) не может отказаться от иранской нефти. В силу быстро растущей потребности в электроэнергии Иран заинтересован в развитии гражданских ядерных технологий. В стране проводится огромную работу по развитию альтернативных источников энергии, однако основная ставка делается на развитие мирной ядерной энергетики, и вряд ли его что-то остановит. Это насущная потребность страны, стремящейся к максимальной самообеспеченности. Однако финансовые санкции в целом не имеют достаточного эффекта, равно как и как и запрет на продажу нефтепродуктов. Иран быстро наладил собственное производство нефтепродуктов, пересмотрел внутреннюю политику, введя программу монетизации ранее субсидировавшихся цен на нефтепродукты. Это имело и позитивные последствия, такие, например, как сокращение контрабанды с последующим реэкспортом дешевых иранских нефтепродуктов а Афганистан и другие соседние страны. Основные объемы газодобычи в Иране идут на внутреннее потребление. В частности, три четверти генерации электроэнергии в стране осуществляется за счёт газа. Таким образом, Иран не обладает достаточным экспортным ресурсом, способным конкурировать Газпрому на европейских рынках. Напротив, Иран является партнёром России на мировых газовых рынках – с учётом того, что российских поставщиков пытаются «загнать в угол» как в Европе, так и в Азии. В этом контексте можно подумать о заключении картельных договорённостей с Ираном. Общие интересы в сфере добычи и транспортировки газа необходимо развивать (как совместно, так и с третьими странами, например с Туркменистаном), и здесь можно также вспомнить о перспективной газовой ости Иран – Пакистан – Индия, интерес к участию в строительстве которой проявляли в своё время российские структуры. Конечно, здесь существуют многочисленные риски этнополитического и иного характера – ведь в случае развития событий по неблагоприятному сценарию Центральная Азия тоже окажется под ударом. Это, кстати, уже сейчас является предметом серьёзной обеспокоенности стран, вложивших серьёзные средства в топливно-энергетическую отрасль региона – прежде всего со стороны Китая. Участники конференции также предметно рассмотрели странности в подходах так называемого «международного сообщества» к конкретным аспектам ядерной программы Ирана. Так, инспектора МАГАТЭ почему-то уделяют внимание объектам, не имеющим к ней непосредственного отношения, что наводит на мысль о политически мотивированном характере их действий. Между тем, если вести речь о вопросах сугубо практических, то определенное беспокойство связано лишь с проблемой низкообогащённого урана. Но и её можно решить вполне цивилизованным способом, построив на территории Ирана завод по производству низкообогащенного урана для Бушерской АЭС. Что касается ракетной программы, то на сегодняшний день Иран не имеет средств доставки своих гипотетических ядерных «боезарядов». Ракетный удар Ирана по Израилю является практически полным абсурдом, – почти абсурд, а вот соответствующая акция в обратном направлении вполне возможна, несмотря на то, что есть и «трезвые головы» – в том числе среди противников Ирана. Но в США и Израиле есть серьёзные силы, заинтересованные в поддержании нестабильности. Нагнетаемая истерия по поводу неизбежной якобы войны является частью информационно-пропагандистского давления на Иран. США никогда не начинали военной кампании до тех пор, пока информационная кампания не приносила свои плоды, в результате которых ими обеспечивался либо достаточно широкий круг союзников, либо дружественный нейтралитет со стороны большинства других государств. По мнению некоторых участников конференции, главной задачей иранских властей является создание промышленной инфраструктуры для наработки ядерного оружия, иными словами – основы, которая позволит это сделать в течение нескольких месяцев при наличии соответствующего политического решения. Но это возможно, видимо, только через 5-7 лет, в течение которых могут произойти значительные изменения. Так, консолидация власти в Иране по итогам выборов 2013 года вполне может внести некоторые акценты всего переговорную позицию. Иранский кризис рассматривался участниками конференции с самых разных ракурсов. Одним из них является нарастающее соперничество между США и Китаем. Если по общему уровню развития Китай вплотную приблизился к США, то по уровню потребления уже их обогнал. Рост потребности Китая в нефти и газе является важным фактором повышения уровня конфликтности вокруг Персидского залива. Сейчас сложно прогнозировать, готовы ли США решить с Китаем «иранский вопрос». С одной стороны, пока точек соприкосновения не просматривается, и в Пекине уже делали заявления по поводу того, что не будут колебаться, защищая Иран. В марте китайская газета «Женьминь Жибао» опубликовала резкую статью в адрес США. В то же время совершенно очевидно, что Китай не способен защитить Иран военными средствами. Китай с декабря 2011 начал резко уменьшать импорт нефти из Ирана, параллельно налаживая контакты в энергетической сфере с Саудовской Аравией. Ситуацию значительно напрягает тот факт, что если экономически значение США падает, то в военно-политическом отношении они продолжают наращивать свою мощь. Достаточно вспомнить, что 95 процентов военных баз принадлежат США, военный бюджет которых постоянно растет, параллельно увеличению госдолга. В ходе конференции были приведены интересные данные относительно деятельности посла нынешнего посла США в Москве Майкла Макфола, который специализируется также по иранской проблематике. По мнению Генерального директора Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероники Крашенинниковой, одной из задач господина Макфола является внесение максимального диссонанса в российско-иранские отношения в ущерб интереса обеих сторон. Соответственно, внешнеполитический курс России на иранском направлении не должен сводиться к исполнению функций «троянского коня», склоняющего Тегеран (а также Дамаск) к «компромиссам», ведущим в конечном итоге к разрушению этих стран и переносу волны дестабилизации непосредственно на южные рубежи нашей страны. Объединение всех здоровых сил, несогласных с американской экспансией, жизненно необходимо. В ходе конференции была также проанализирована внутриполитическая ситуация в Иране, сложившаяся после недавних парламентских выборов. Интересен тот факт, что на этих выборах конкурировали между собой не так называемые «консерваторы» и «реформаторы», а, скорее, «консерваторы» разных групп и направлений. Пришли на выборы и политики, связанные с так называемым «зеленым» движением, акции которого, направленные на бойкот выборов, не имели практически никакого успеха. Мнения и оценки, высказанные в ходе круглого стола, представляют несомненный интерес, в том числе и в контексте выработки конкретных форм российско-иранского взаимодействия по различным направлениям.
Андрей Арешев, <i>для Iran.ru</i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.