Государственный и Политический строй Ирана. Часть 2

08 апреля 2011
A A A


Региональные и местные органы управления. Страна разделена на 28 останов (провинций), которые подразделяются на 282 шахрестана, в свою очередь делящихся на 742 бахша. Наиболее развитыми останами являются Тегеран, Центральный, Исфахан и Восточный Азербайджан. Во главе останов стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом. МВД назначает губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Сельские районы делятся на дехистаны, объединяющие несколько деревень, во главе которых стоят дехдары (старосты). Согласно ст. 100 Конституции исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц. Система муниципальных органов власти является выборной. Впервые выборы местных органов власти были проведены в 1999. Городские Советы избирают руководителей исполнительных органов (муниципалитеты). Политические партии. В первые месяцы после падения шахского режима многие из ранее запрещенных партий стали действовать легально. Это партии, входившие в Национальный фронт, партии марксистского типа, а также партии, использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Хальк), Организация партизан-федаев (Федаяне хальк) иранского народа, Народная партия Ирана (Туде). Поддержали революцию некоторые буржуазно-демократические партии Национального фронта, члены которых вошли в состав Временного революционного правительства, партия «Движение за свободу Ирана (Нехзате азадие Иран)», лидер которой Мехди Базарган был назначен имамом Хомейни главой этого правительства. Однако вскоре некоторые из них перешли в оппозицию режиму. Наиболее серьезное сопротивление оказала партия «Моджахеддин-е хальк», поддержавшая первого президента ИРИ Абольхасана Банисадра, совершившая ряд террористических акций против высших функционеров режима. Деятельность этих партий была запрещена. Основная масса членов оппозиционных партий в настоящее время находится в эмиграции. Наиболее крупной и активной партией, продолжающей вести борьбу с исламским правительством, является «Моджахеддин-е хальк», имеющая собственные военные базы в Ираке. За рубежом действуют «Федаяне хальк» и «Пейкар». В эмиграции действуют и светские либеральные партии, в том числе группирующиеся вокруг сына последнего шаха. На полулегальном положении находится «Движение за свободу Ирана», лидером которой после смерти Базаргана является Ибрагим Язди. Члены партии, несмотря на периодические гонения, принимают активное участие в политической жизни ИРИ. Несмотря на то, что в 1981 был принят закон о партиях, его действие до окончания войны с Ираком было приостановлено. После запрета большинства партий партийная деятельность в ИРИ в течение более десяти лет была представлена, главным образом, исламскими партиями и группировками. В начале 1979 для завоевания духовенством политической власти, по инициативе Хомейни была создана Партия Исламской Республики (ПИР), в которую вошли все действовавшие исламские группировки и организации. Вооруженными силами ПИР стал Корпус стражей исламской революции. Среди духовенства не было единой точки зрения на направления внешней и внутренней политики, целью ПИР являлась выработка общей позиции. Свою задачу по созданию исламского режима власти ПИР выполнила, а так как противоречия внутри партии нарастали, в 1987 она была распущена. Группировки и партии, входившие в ее состав, возобновили свою деятельность. Политическое ядро ПИР составляло Общество борющегося духовенства (Джаме-йе руханияте мобарез), представлявшее сплоченную группировку сторонников построения исламского государства во главе с велайе факихом. Эта организация возглавляет консервативное крыло политических сил страны. В 1988 произошел раскол внутри «Общества борющегося духовенства» и из него (с согласия Хомейни) выделилось «Ассамблея борющихся улемов» (или Ассамблея борющегося духовенства (Маджма-йе руханийуне мобарез)). В организацию входили такие известные исламские политические лидеры как сын Хомейни Ахмад Хомейни, Мохаммад Мусави Хоениха, Мохаммад Хатами, Мохаммад Реза Тавассоли, Мохаммад Али Абтахи, Али Акбар Мохташеми, Мехди Кярубби. Эта организация с 1997, т.е. после выбора Мохаммада Хатами президентом ИРИ, стала олицетворять реформаторское крыло в политической жизни ИРИ. Борьба этих двух группировок иранского духовенства составляла основное содержание политической жизни ИРИ до середины 90-х годов. После роспуска ПИР, партии, входившие в нее, возобновили свою деятельность, со второй половины 90-х партийное строительство активизировалось. В 2002 МВД зарегистрировало более 200 партий и общественно-политических организаций. Крупнейшей партией реформаторского крыла является Фронт участия исламского Ирана (Джебхе мошаракяте Иране эслами), или партия Мошарекят. Организована сторонниками Хатами в 1998 г., стала ядром, образованного накануне выборов в меджлис 2000 г. Фронта 23 хордада (день избрания Хатами президентом), в который вошли 18 партий и организаций, выдвинувших общих кандидатов. Генеральным секретарем Мошарекят являлся брат Мохаммада Хатами- Мохаммад Реза Хатами. В Центральный совет партии входят члены правительства, крупные общественные деятели. Деятельность реформаторского правительства Хатами была активно поддержана партией «ОМИР – Организация моджахедов исламской революции» (Саземане моджахедине энгелабе эслами). ОМИР была сформирована сразу после революции, в период ирано-иракской войны деятельность партии была приостановлена и возобновлена после 1988. Сторонником реформ, особенно в экономике, является центристская партия «Служители созидания Ирана – Хезбе каргозаране сазандегие Иран» (Каргозаран). Партия была создана в 1996 сторонниками Рафсанджани в правительстве и меджлисе во главе с тогдашним мэром Тегерана Голам Хоссейном Карбасчи. Старейшей и наиболее крупной партией консервативных сил, ядром Общества борющегося духовенства является «Исламское Коалиционное Общество (ИКО)» (Джамийате моталефейе эслами), созданное на базе объединения трех религиозных группировок. Вошла в состав ПИР, прервав самостоятельную деятельность. После роспуска возобновила работу как самостоятельная партия. Накануне выборов в меджлис 7 созыва была создана партия нео-консервативных сил «Абадгяран» (Устроители), завоевавшая большинство мест в меджлисе. Лидер партии Голамали Ходдад Адель (лингвист, президент созданной в 1990 Академии персидского языка). В 2001 была создана партия нео-реформаторов «Иранцы за демократию» (лидеры – Казем Шоале Саади и Мохсен Сазегар), деятельность которой ограничивается публикацией статей, критикующих теократический режим, в зарубежных и электронных изданиях. Вооруженные силы. В шахский период в Иране была создана сильная и технически хорошо оснащенная армия. Во время революционного движения она не участвовала в его подавлении, но и не встала на сторону нового режима. C первых дней после свержения шахского режима lуховенство приступило к созданию альтернативных армии вооруженных сил – Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который из добровольческого соединения превратился в регулярное формирование, состоящее из сухопутных войск, ВВС, ВМС и разведывательно-диверсионных сил специального назначения «Кодс». В составе ВВС Корпуса находятся ракетные войска. Кроме того, КСИР контролирует ополчение «Басидж». В соответствии со ст.110 Конституции верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами является рахбар. Он осуществляет руководство через Генеральный штаб, который является высшим, центральным органом управления всех видов и компонентов ВС страны. Во всех органах военного управления рахбар имеет личных представителей. Министерство обороны отвечает за военное строительство, составление военного бюджета, за военные НИОКР, работу предприятий Организации оборонной промышленности (около 40 предприятий военного комплекса), закупки вооружения и т.п. Организация и структура Сил охраны правопорядка очень сложна. Общее руководство осуществляет верховный главнокомандующий вооруженными силами через министра внутренних дел, непосредственное руководство через командующего силами охраны правопорядка. Жандармерия как часть сил охраны правопорядка подчинена Министерству внутренних дел. В структуру вооруженных сил входят спецслужбы, наиболее мощной из которых является САВАМА (приемник САВАК – шахской тайной полиции). За разведывательную деятельность отвечает Министерство информации. Призывной возраст – 21 год. Внешняя политика. Ориентация на поддержку Запада, сделали Иран шахского периода форпостом влияния США в зоне Персидского залива. Установив прочные экономические отношения с СССР, Иран оставался основным противовесом усиления советского политического влияния в регионе. После революции 1979, которая проходила под антиимпериалистическими лозунгами, внешнеполитический курс резко изменился. Главными внешнеполитическими концепциями ИРИ стали: «ни Запад, ни Восток (т.е. советский блок), а ислам», экспорт исламской революции. США были объявлены «большим сатаной», СССР – «малым сатаной». Были разорваны отношения с Израилем. Захват американского посольства в Тегеране в 1979 привел к разрыву дипломатических отношений с США. Начавшаяся в 1980 война с Ираком, а затем и оккупация островов Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек осложнили отношения Ирана с арабскими странами. В 90-х внешняя политика стала более взвешенной, учитывающей прежде всего прагматические цели государства. Провозглашенная М.Хатами концепция «диалога цивилизаций» стала курсом на расширение международных связей, постепенное сокращение числа стран, которых после свержения революции Иран считал своими врагами. Отношения с СССР, которые стали налаживаться уже с середины 80-х, после распада СССР еще более расширились (имеется в виду РФ). После нейтральной позиции, занятой ИРИ в конфликтах в Кувейте (1991), Афганистане (2001) и Ираке (2003) стабилизировались связи с большинством стран. Значительно расширились отношения с Евросоюзом. Однако сохраняется противостояние с США и Израилем. США причислили Иран к «оси зла», сохранили режим эмбарго и санкций против компаний, участвующих в развитии нефтегазовой отрасли Ирана. Главной проблемой, осложняющей отношения с Израилем и США, является позиция по Палестине. Исламский режим не признает права Израиля как государства и выступает за восстановление Палестины как независимого государства, в 80 – первой половине 90-х официально поддерживал движения «Хезболла» и «Хамас». Отношения Ирана и России после исламской революции, отличавшиеся неровностью, осложнялись пребыванием советских войск в Афганистане. Иранская сторона прекратила подачу газа по газопроводу в СССР. В 1989 было подписано крупномасштабное долгосрочное Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало участие СССР в ряде долгосрочных программ, включая военную программу. После распада СССР Иран перестал быть непосредственным соседом России, сохранив общую границу по Каспию. Позиции Ирана и России в 90 – начале 2000-х по ряду внешнеполитических, особенно региональных, проблем совпадали, в частности по Таджикистану и Афганистану, по вопросу расширения НАТО на Восток. Новым направлением экономического сотрудничества стало участие России в создании атомной энергетики Ирана, являющегося членом ДНЯО. В 2001 Мохаммад Хатами и В.В.Путин подписали в Москве новый Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ сроком на 10 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Иран активно участвует в работе международных и региональных организаций. Иран в постсоветский период. Распад СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций западных государств, особенно США. Соединенные Штаты стали придерживаться стратегии сдерживания Ирана. США также воспрепятствовали тому, чтобы экспорт нефти и газа из стран Центральной Азии и Закавказья направлялся через иранскую территорию. Отношения с арабскими государствами Ближнего Востока и Персидского залива остаются напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основная причина трений заключалась в негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержке воинствующих мусульманских группировок среди арабов. Попытки Ирана укрепить отношения с государствами Персидского залива были подорваны возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами из-за суверенитета над островами Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек.
Источник: Время Востока

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.