Ситуация в Египте (март 2006г.)

16 апреля 2006
A A A


В.В.Куделев Ряд важных событий произошел в Египте в марте на фоне обострения противостояния властей этой страны и главной оппозиционный силы - организации "Братья-мусульмане". 8 марта египетские власти приостановили выпуск газеты "Братьев", а также арестовали двух представителей руководства организации. Ранее массовые аресты "Братьев" были проведены осенью 2005 года в период парламентских выборов. Тогда несмотря на аресты исламистам удалось добиться значительного успеха, впервые завоевав 88 депутатских мандатов в 454-местном парламенте. 9 марта, несмотря на особые отношения между "Братьями" и США, духовный лидер организации Мохаммед Мехди Акеф подверг критике американскую политику в области противодействия распространению оружия массового поражения (ОМП), назвав ее "двуличной". В качестве подтверждения этого обвинения он указал на разные подходы американской администрации к иранскому ядерному досье и к вопросу об обладании Израилем ядерного оружия. Он предсказал провал "западного проекта агрессии против мусульманского мира и его подчинения". 26 марта египетские следственные органы впервые обвинили связанную с "Аль-Каидой" исламистскую группировку "Ат-Таухид валь-Джихад" в том, что именно она стояла за терактами в Табе (октябрь 2004г.) и Шарм-эш-Шейхе (июль 2005г.), в которых в общей сложности погибли до 100 человек. Первоначально египетская официальная пропаганда утверждала, что теракты совершены группой бедуинов, которая якобы не имела никаких связей с другими исламистскими группировками. Со своей стороны ответственность за теракты взяли на себя аж четыре группировки, однако только "Ат-Таухид" привела ряд подробностей, по которым можно было судить об ее "авторстве". В начале марта египетские власти объявили, что Катар выдал Египту одного из четырнадцати египтян, обвинявшихся в причастности к теракту против французских и американских туристов в апреле 2005 года. По данным египетских спецслужб, работавший в Катаре некий Тамер Юсри Ясин выполнял функции финансиста террористической группы. Все 14 человек, включая двух женщин, предстали 9 марта перед Верховным судом безопасности государства по обвинению в терроризме. Уже 11 марта Доха опровергла информацию, согласно которой Катар выдал Египту упоминавшегося выше Ясина. В течение марта Египет неоднократно пытался убедить мировое сообщество в необходимости продолжать оказание помощи палестинской администрации, указывая, что отказ от помощи может привести только к одному - росту терроризма. Одновременно Египет дал понять США, что переговоры относительно соглашения о свободных обменах между двумя странами не начнутся до тех пор, пока Вашингтон не перестанет оговаривать подписание соглашения различными политическими условиями, и в частности, касающимися демократизации египетского общества. "Торговые отношения не должны увязываться с другими обстоятельствами, включая политические", - заявил министр торговли АРЕ Рашид Мохаммед Рашид. Еще одна "дипломатическая" новость связана с призывом президента АРЕ Хосни Мубарака созвать в Шарм-эш-Шейхе неформальную встречу глав арабских государств с целью обсудить наиболее актуальные проблемы региональной безопасности. В марте был опубликован окончательный доклад специальной комиссии о причинах катастрофы 3 января 2004 года авиалайнера "Боинг-737" частной египетской авиакомпании "Флэш эрлайнс", в результате чего погибли 148 человек, в том числе 134 француза. В составе комиссии вместе работали представители Египта и Франции, и они не смогли представить единую версию происшедшего в отчете, занявшем 1300 страниц. Французские специалисты были вынуждены оформить свои замечания отдельным приложением. Египетские эксперты утверждают, что на борту самолета через три минуты после вылета из Шар-эш-Шейха произошло некое "событие" без уточнения его природы, которое при отключенном автопилоте "отвлекло" экипаж, и, "возможно, повлекло за собой потерю пространственной ориентировки пилота". Среди возможных причин, "отвлекших" пилота (кстати, ранее он служил в ВВС АРЕ и пользовался репутацией аса), они называют потенциальные неисправности четырех устройств самолета. По очевидной причине - боязнь испугать потенциальных туристов - они исключили возможность "внешнего воздействия", то есть теракта. Со своей стороны французы утверждают, что самолет "был управляем в течение всего времени полета", прерванного при падении лайнера в Красное море. Однако по неизвестной причине произошла "пространственная дезориентация пилота, что привело к виражу самолета вправо". В целом понятно, что египетские специалисты всеми силами искали технический фактор в происшедшем, косвенно выгораживая своего соотечественника-пилота, а французские - человеческий. Не проводя никаких аналогий, здесь хочется напомнить о другой очень страной катастрофе, происшедшей в 1994 году в Марокко. Тогда разбился самолет типа АТР-42, погибли 44 человека. По одной из версий, в том случае командир корабля, зараженный исламистской идеологией, сам отключил автопилот и "пригнул штурвал до пола", чтобы выразить таким образом протест против присутствия в кресле второго пилота первой (и пока последней) марокканской женщины, получившей диплом летчика. У несчастной просто не хватило сил справиться с обезумевшим коллегой. В марте вновь "отличились" представители официального ислама, время от времени пытающиеся прослыть более ортодоксальными, нежели даже исламисты. Один из наиболее влиятельных египетских богословов муфтий Али Гомаа издал фетву (религиозное предписание), запретившую выставление человеческих статуй в домах. Против этой фетвы немедленно выступили как "Братья-мусульмане", так и представители художественной интеллигенции. Первые назвали эту фетву "смешной" и призванной отвлечь египтян от их повседневных проблем, вторые назвали предписание "бомбой замедленного действия", осколки которой могут затронуть даже "археологию эпохи фараонов". Известный египетский писатель Гамаль аль-Гитани назвал появление фетвы "катастрофой", поскольку отныне любой фанатик может на законных основаниях войти в тот или иной храм эпохи фараонов и устроить там погром. Автора фетвы он назвал "муфтием терроризма". В свою очередь официальный представитель "Братьев" Эссам аль-Ариан заявил:"Людей очень беспокоит коррупция. Чего они ждут - так это фетвы против присутствия во главе государства уже в течение 25-ти лет одного и того же человека, а не фетвы против статуй". Первый месяц весны в очередной раз подтвердил остроту демографической проблемы в Египте. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2006г.численность населения страны составила 73,67 млн человек, из которых около 2 млн проживают вне АРЕ. В одном только Каире сосредоточены 11,1 проц.египтян. В марте министр нефти АРЕ Самех Фахми объявил о намерении своей страны удвоить в ближайшие пять лет экспортные поставки природного газа. Это будет сделано путем увеличения мощностей двух заводов по сжижению газа и повышению поставок в Арабский газопровод. В настоящее время Египет экспортирует 17 млрд куб.метров газа в год, а производит - 55,2 млрд куб.метров. Еще одна экономическая новость - в Иерусалиме объявлено о намерении Израиля и Египта восстановить автобусное сообщение между Каиром и Тель-Авивом, прерванное 10 лет назад из-за нерентабельности маршрута. Обслуживание этого рейса осуществляла израильская компания "Эгед" с 1981 по 1996гг. В марте Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) "Оборонительные системы" приступила к выполнению второй фазы контракта с Египтом на модернизацию зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125 "Печора" в вариант "Печора-2М". Об этом на салоне ФИДАЕ-2006 (Чили) сообщил заместитель генерального директора предприятия Владимир Церазов. По его словам, контракт на вторую фазу работ, предусматривающий модернизацию следующих 10 дивизионов по 4 пусковых установки в каждом был подписан в 2005 году. По первой фазе контракта, предусматривающей поставку также 10 дивизионов, выполнена половина объема работ. К концу 2006 года по первой фазе поставки будут выполнены полностью. Рамочный контракт предусматривал последовательную трехэтапную модернизацию в общей сложности 30 дивизионов. Контракт с Египтом на модернизацию ЗРС С-125 "Печора" в вариант "Печора-2М" стал пилотным проектом "Оборонительных систем" на мировом рынке. Фактически речь идет о совместной с Египтом контрактации НИОКР и ОКР. "В результате была создана уникальная система, которую можно рассматривать как комплекс нового поколения. Кроме того, Египту поставлен уникальный комплекс радиотехнической защиты. В реальных стрельбах по работающему излучающему антенному посту отвлекатели прекрасно сработали", - отметил В.Церазов. Именно с большим объемом ОКР и НИОКР связано некоторое отставание программы модернизации от графика. Она потребовала вложения гораздо больших средств, чем планировалось изначально. Кроме того, по ряду комплектующих узлов стоимость увеличилась в разы. Свою негативную роль сыграла также инфляция. Все это привело к удорожанию работ, что потребовало соответствующих согласований с египетской стороной.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.