Новые технологии в информационной войне Индии и Пакистана

13 апреля 2006
A A A


А.А. Сажин Конец XX века стал периодом активного развития высоких технологий и значительного увеличения роли информации. Информационные технологии проникают не только в повседневную жизнь, они коренным образом меняют способы ведения войны, представляя командованию полную и качественную картину боевых действий. Новые технологии позволяют собирать, анализировать и распространять информацию о противнике для получения преимущества над ним. Однако наряду с преимуществами информационные системы несут в себе ряд серьезных недостатков. В первую очередь, они уязвимы для противника, пытающегося всеми способами обладать информационным превосходством, воздействуя на информационные системы и информационные процессы противостоящей стороны. Необходимость совершенствования потенциала информационной войны осознают не только развитые страны. В частности, Индия и Пакистан, формально относимые к развивающимся странам, свои взаимные территориальные притязания на Кашмир перенесли в плоскость информационной войны. Пакистан всерьез озабочен увеличивающимися способностями Индии по ведению информационной войны, и данный вопрос глубоко изучается военно-политическим руководством страны. Обеспокоенность Пакистана неслучайна. Индия, являющаяся второй страной мира по численности населения, все чаще заявляет о себе как быстро и динамично развивающемся региональном информационном гиганте. Создав информационный центр в Бангалоре, Индия вышла на мировой рынок как производитель программного обеспечения. Развитие информационной инфраструктуры и широкое распространение Интернета позволяют Индии вести информационные операции как в мирное, так и в военное время. На оперативном и тактическом уровне Индия создала современную систему связи и управления своими войсками, которая представляет собой целостную структуру с возможностью ведения наступательных операций. Стратегическая система управления и связи позволит автоматизировать процесс управления силами стратегического назначения, включающих МБР и другое оружие дальнего радиуса действия, и тем самым способствовать командованию в принятии решений тактического уровня. Ежегодно Индия тратит более 7,5 млрд рупий в год на космическую программу. Пять орбитальных спутников системы ИНСАТ используются для разведки, четыре — для исследований космоса. Большие капиталовложения в систему образования позволяют Индии подготавливать ежегодно 60 тысяч специалистов в области информационных технологий более чем в 150 университетах и 460 институтах. Повсеместно распространенная сеть Интернет позволяет стране вести полномасштабную хакерскую войну. Один из методов ведения информационной войны — радиоэлектронная борьба. По взглядам военно-политического руководства Индии, РЭБ представляет собой действия, предпринимаемые для вывода из строя электромагнитных приборов противостоящей стороны, в том числе радаров, и сохранение работоспособности передающих приборов своих войск. Она будет использоваться для ограничения, искажения информации или полного прекращения доступа к ней в целях создания ложной картины боя у противостоящей стороны. Однако, несмотря на определенные достижения Индии в подготовке к ведению информационной войны, существует ряд слабых мест в ее обороне, а именно: возросшая зависимость от компьютерных систем, в случае выхода которых из строя Индия не сможет вести полномасштабные боевые действия; индийские разведывательные спутники остаются уязвимыми для спутников-перехватчиков; Индия в полной мере зависима от импорта комплектующих элементов компьютерных систем, поскольку в стране они не производятся; ракетная система Индии состоит в основном из импортных компонентов или созданных по иностранным технологиям. Предполагаемая стратегия ведения информационной войны Индией отражена в таблице. Высокоскоростные линии связи, объединяющие военные корабли, самолеты и другую военную технику, а также береговые базы при помощи современных компьютеров и сетевого оборудования позволяют поддерживать взаимодействие всех вышеперечисленных систем для создания полной картины боя. Их эффективное использование позволит атаковать различные объекты и достигать несколько целей одновременно. Период Методы Предполагаемые цели/объекты Желаемый результат Мирное время Электронная коммерция Экономические цели Экономическая блокада Разрушение банковской системы Электронные СМИ Население страны Военно-политическое руководство Создание разногласий между политическим и военным руководством Информационные операции Сетевые базы данных Разрушение системы управления и связи Разрушение системы обеспечения Военное время Пропаганда посредством электронных СМИ Население страны Военно-политическое руководство Разжигание национальных противоречий Наступательные информационные операции Сетевые базы данных Разрушение компьютерных систем управления стратегическим вооружением и сетей связи Электронная коммерция Экономически важные цели Парализация экономики и банковско-финансовой системы При наличии такой технической и программной базы Индия способна применять против Пакистана следующие способы ведения информационной войны: генерация электромагнитных импульсов (ЭМИ) неядерными средствами для вывода из строя системы связи и управления Пакистана; проникновение в пакистанские компьютерные сети для получения ценной разведывательной информации; хакерская деятельность в мирное время для выявления уязвимых мест в компьютерных сетях; применение логических бомб, то есть компьютерных вирусов отложенного действия; использование биотехнологий для уничтожения компьютерных чипов и проводниковых материалов, что приведет к выводу компьютерной системы из строя. Таким образом, информационная война может оказаться более разрушительной, нежели она представляется сейчас, а относительно низкая стоимость ее ведения значительно расширяет поле ее применения. Военно-политическое руководство Индии прекрасно понимает преимущества новых информационных систем, знает, как применять и использовать их при ведении полномасштабной информационной войны против Пакистана. Что касается военно-политического руководства Пакистана, то оно не до конца осознает существующую угрозу и необходимость подготовки и ведения информационной войны. Именно поэтому до сих пор не выделяются средства на разработку и модернизацию технического и программного обеспечения, развитие информационных технологий. Недостаточность собственных возможностей по ведению информационной войны вынуждает Пакистан приобретать импортные технологии, что делает страну зависимой от них и более уязвимой как в мирное, так и в военное время. По оценкам руководства Пакистана, уже ведется иностранная экспансия в СМИ и экономику страны. Из-за нехватки знаний о методах ведения информационной войны, низкой компьютерной грамотности специалистов, недостаточного уровня компьютерной безопасности, возросшей зависимости от иностранного программного и технического обеспечения, а также отсутствия государственной политики в области информационной безопасности хакеры без труда способны проникнуть в банковскую и военную компьютерные системы Пакистана и нанести им значительный урон. Пакистанские специалисты указывают на следующие слабо защищенные от информационных атак объекты в гражданском секторе: телекоммуникационную систему; транспортную систему; нефтяные и газовые корпорации из-за их зависимости от международных организаций и их систем связи; банковскую, финансовые системы и биржу; электронные СМИ. В военном секторе: стратегическую и тактическую системы связи; военные информационные каналы; радары и системы управления вооружением; вооружение, управляемое компьютерными системами; системы глобального позиционирования; спутниковые системы. Несмотря на это, нельзя сказать, что Пакистан бездействует. Так, пакистанские хакеры успешно взламывают индийские сайты с мастерством, тревожащим экспертов по безопасности. В 2000 году ими было взломано более 40 индийских сайтов, в частности сайты индийского Национального исследовательского центра штата Гуджарат, Индийского технологического университета в Мадрасе, компании Glaxo Wellcome и других организаций и коммерческих компаний. Такое выяснение отношений между враждующими странами или группировками посредством хакерства стало довольно популярным. Для эффективного реагирования на информационную угрозу Пакистану, по мнению специалистов, необходимо принять концепцию информационной безопасности как национальную оборонную стратегию, одновременно с этим используя имеющиеся достижения в данной области для развития наступательной стратегии информационной войны. Пока же пакистанские законы, регулирующие сферу информационной войны, являются устаревшими и не соответствуют реалиям информационной эпохи. Возможно, создание какого-либо форума специалистов на государственном уровне ускорило бы процесс выработки концепции. По взглядам военно-политического руководства Пакистана, для того чтобы увеличить оборонный потенциал страны, необходимо: начать разработку собственных технологий и программного обеспечения вместо закупки иностранного; контролировать импорт всей электротехники для того, чтобы не допустить ввоза в страну вредоносных программ и техники; проверить всю стоящую на вооружении технику для выявления ее слабых сторон; защитить важные правительственные и военные сайты, базы данных и центры связи от физического и электромагнитного воздействия; создать государственный орган, отвечающий за национальную информационную безопасность; арендовать большее количество спутниковых каналов для адекватного реагирования на информационные угрозы; реорганизовать электронные СМИ для их подготовки к ведению информационной войны; создать отвечающую современным требованиям систему компьютерной безопасности; построить в ближайшие пять–десять лет систему ПВО. Только после создания эффективной системы защиты от информационной войны Пакистан планирует: создать национальный институт хакеров для поиска уязвимых мест в информационных системах Индии; начать перехват спутниковых сигналов противника; скрыто внедрять микробы, разрушающие кремний, в индийские системы связи; приступить к конструированию и выводу на орбиту разведывательных спутников. До этого времени — использовать беспилотные летающие аппараты в разведывательных целях; распространять дезинформацию и подрывные видеоматериалы, созданные при помощи компьютерных технологий. Таким образом, можно предположить, что стратегия Пакистана по ведению информационной войны будет следующей: принятие наступательной и оборонительной концепций; защита собственных важных гражданских и военных информационных объектов (теле- и радиокоммуникации, системы связи) от потенциальных сетевых атак, развертывание антихакерской деятельности, распространение дезинформации, определение и подавление источника атак противостоящей стороны. Не исключено, что в ближайшее время Пакистан развернет новую информационную кампанию против Индии. Однако, принимая во внимание возможности страны по ведению информационной войны, ясно, что Пакистан пока не сможет проводить широкомасштабные наступательные операции с использованием новейших информационных технологий. Тем не менее электронные СМИ будут активно использоваться как эффективное средство пропаганды. Большая роль отводится визуальным и аудиовизуальным, а не печатным материалам, записанным на поле боя и впоследствии смонтированным при помощи компьютерных технологий, поскольку уровень грамотности населения низок как в Индии, так и в Пакистане. Другими наступательными действиями информационной войны будут сетевые атаки, TCP синхронизация, DoS атаки, распространение сетевых червей и троянов, макро, стеле и полиморфных вирусов. Основными тезисами, распространяемыми в электронных СМИ, предположительно будут: важность джихада, пропаганда духа национализма и важности единства нации. Для полномасштабного проведения антииндийских информационных операций с использованием электронных СМИ руководство Пакистана планирует установить высокоскоростные линии связи между важными информационными объектами, в том числе между штабами армий и редакциями СМИ. Это позволит оперативно информировать население о развитии ситуации и подавлять невыгодные слухи. Большая роль в ведении информационной войны отводится гражданским организациям. Предполагается, что через них будет проводиться работа с представителями СМИ, чтобы не допустить утечки военной информации, представляющей интерес для противника. При этом необходимо учитывать то, что в настоящее время Пакистан не имеет завершенной концепции ведения информационной войны, поэтому не может представлять реальной угрозы для мирового информационного пространства. Напротив, Индия является достаточно развитой в технологическом плане страной в Азии. Логично предположить, что, имея широкие возможности по использованию передового технического и программного обеспечения, Индия применит их в интересах полномасштабной информационной войны против Пакистана. Данные возможности Индии позволяют разрушить или вывести из строя информационные системы, информационные процессы и компьютерные системы связи Пакистана. При этом количество уязвимых мест в защите Пакистана будет увеличиваться пропорционально росту импорта компьютерных систем и технологий. Поэтому военно-политическое руководство Пакистана всерьез обеспокоено информационной безопасностью страны, особенно в военной сфере. Уже сейчас принимаются такие меры по защите военных информационных систем, как многобитное шифрование паролей, установка брандмауэров и антивирусов на наиболее важные компьютерные объекты. Процесс информационной защиты только начался, и Пакистану много предстоит сделать, чтобы обезопасить себя от возможной информационной угрозы со стороны Индии.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.