Ситуация в Иране: ноябрь 2005 г.

14 декабря 2005
A A A


А.М. Вартанян Внутриполитическая ситуация в Иране в ноябре оставалась в целом стабильной и достаточно предсказуемой. Наиболее пристальное внимание как местными, так и зарубежными экспертами уделялось новым кадровым назначениям в руководящем звене ИРИ и некоторым аспектам социально-экономического курса президента М. Ахмадинежада. Во главе угла кадровой политики администрации М. Ахмадинежада стоял вопрос об утверждении иранским парламентом кандидатур на четыре министерских портфеля, которые оставались вакантными с августа, когда меджлис выразил вотум недоверия четырем из двадцати двух предложенных президентом кандидатур для введения их в состав нового кабинета министров. В соответствии с иранским законодательством, в трехмесячный период времени после даты отклонения данных кандидатур (24 августа) президент ИРИ должен повторно предложить парламенту рассмотреть номинантов на министерские посты. В письме на имя председателя парламента Г.А. Хаддад-Аделя от 2 ноября иранский президент внес в парламент следующие кандидатуры: Садега Махсули — на должность министра нефти, Махмуда Фаршиди — на должность министра образования, Парвиза Каземи — на должность министра социального обеспечения, Мохаммада Наземи Ардакани — на должность министра кооперации (в августе-октябре был назначен исполняющим обязанности министра кооперации). 9 ноября, то есть спустя неделю, выделенную парламентариям на дискуссии и ознакомление с программами кандидатов, они утвердили в должности трех из четырех кандидатов, предложенных президентом, за исключением претендента на один из ключевых постов в иранском кабинете — министра нефти. Накануне парламентского голосования, 8 ноября, многие депутаты обратились с призывом к М. Ахмадинежаду исключить эту кандидатуру из списка претендентов, чтобы избежать повторного наложения вето на президентское предложение и таким образом предотвратить возникновение кризисной ситуации в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти. Реагируя на призывы парламентариев, 9 ноября С. Махсули в личном обращении на имя президента ИРИ объявил о самоотводе и отказался претендовать на министерский пост. В этом письме С. Махсули, мотивируя свое решение, поблагодарил президента за оказанное доверие и заявил, что в связи со «стратегической значимостью» поста министра нефти он предпочитает, чтобы эту должность занял «кто-нибудь другой, способный добиться расположения большего числа голосов депутатов меджлиса». При этом нельзя сказать, что получившие «зеленый свет» от парламента три президентские кандидатуры были безоговорочно поддержаны законодательной властью. Результаты голосования были следующие: за М. Фаршиди проголосовали 136 депутатов, против — 91; за П. Каземи — 178, против — 61; за М. Наземи Ардакани — 174, против — 51. Примечательно, что нарастающие трения между президентом и парламентом попытался сгладить спикер последнего, внешне всячески демонстрируя абсолютную идиллию между двумя властными органами. В своем заявлении после голосования 9 ноября Г.А. Хаддад-Адель заявил следующее. Несмотря на тот факт, что «парламент стоит на стороне правительства и помогает ему», он всегда «серьезен в отстаивании своих принципов». После этого президенту, в соответствии с параграфом 2 статьи 190 конституции ИРИ, был предоставлен двухнедельный срок для подбора новой кандидатуры на пост министра нефти. Не дожидаясь истечения этого срока, 15 ноября М. Ахмаждинежад в третий раз предложил кандидатуру на должность министра нефти, ею стал С.М. Тасаллоти. Однако данная кандидатура также не устроила депутатский корпус и была им отклонена. Предполагается, что четвертая попытка президента утвердить в парламенте кандидата на пост министра нефти состоится в начале декабря. В данном контексте некоторые аналитики констатируют, что, несмотря на весьма дружелюбное общение и обмен комплиментами между М. Ахмадинежадом и Г.А. Хаддад-Аделем (их еще сближают и родственные связи), затянувшаяся история с голосованием по кандидатуре министра нефти все же заложила трещину во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти в Иране. В ноябре произошли принципиальные кадровые назначения и в иранском внешнеполитическом ведомстве. Причем ничто, казалось, не предвещало перемен. Сначала 2 ноября последовало заявление мининдел ИРИ М. Моттаки о том, что один из опытнейших иранских дипломатов — постоянный представитель ИРИ при ООН в Нью-Йорке М.Д. Зариф — сохранит за собой этот пост. Им было также отмечено, что около 40 послов Ирана в различных государствах продолжат выполнять свои миссии как минимум до конца текущего иранского года (март 2006 г.). Нашла подтверждение и информация о том, что сохранит свою должность официальный представитель МИД ИРИ в ранге заместителя министра Х.Р. Асефи. Затем 5 ноября в СМИ появились слухи о замене опытного иранского дипломата — постоянного представителя ИРИ при отделении ООН в Женеве М.Р. Альборзи. Согласно источнику, вместо него предполагается назначить А.Р. Моайери, занимающего должность заместителя министра иностранных дел по вопросам образования и исследований. 18 ноября новым заместителем мининдел по вопросам образования и исследований был назначен не кадровый дипломат — М. Мохаммади (ранее — помощник профессора факультета юридических и политических наук Тегеранского университета, заместитель министра культуры и исламской ориентации, губернатор провинции Систан и Белуджистан, мэр г. Хоррамшахр), а заместителем мининдел по международным и правовым вопросам — С.А. Аракчи (ректор Колледжа международных отношений МИД ИРИ, бывший посол ИРИ в Финляндии). В президентской администрации также имели место назначения среднего и младшего звена. Указом от 2 ноября М. Ахмадинежад назначил Джавада Шамкадри на должность советника по вопросам искусства, а Али Забини — на должность советника по вопросам людских ресурсов. Среди наиболее примечательных аспектов социально-экономического курса М. Ахмадинежада в истекший период аналитики отмечали, что, следуя заранее озвученным установкам, президент ИРИ концентрировался на практической реализации задач, направленных на качественное улучшение жизненного уровня граждан, повышение их материального благосостояния, обеспечение социальной справедливости и экономического прогресса. Важными в этом контексте стали меры, направленные на повышение эффективности управления, борьбы с коррупцией, установление прямой связи между государством и народом. Так, 2 ноября в парламенте ИРИ с участием главы Судебной власти ИРИ М. Шахруди состоялась встреча «за закрытыми дверями», посвященная обсуждению вопроса о противодействии государственной коррупции в социально-экономической сфере. 16 ноября министр экономики и финансов ИРИ Д. Данеш-Джафари озвучил генеральную стратегию правительства по осуществлению приватизации частного сектора, включая банковскую систему, что должно, по его мнению, послужить эффективным инструментом в проведении социально-экономических реформ. В соответствии с данной стратегией, правительство планирует в пятилетний срок передать в руки частного сектора значительную часть экономических функций правительства. При этом речь идет не только о сокращении доли государства в экономике, но и о урезании «интервенционного статуса» госсектора. 14 ноября Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи обратился с призывом приступить к практической имплементации 20-летней Стратегии экономического, социального и культурного развития (2005-2025 гг.) «в целях осуществления главных задач исламской революции». Эта стратегия была разработана Организацией управления и планирования ИРИ и получила одобрение в иранском парламенте. Обращение А. Хаменеи прозвучало в ходе его встречи с «пятничными имамами»: Верховный лидер поддержал генеральную линию социально-экономической политики президента и призвал их оказывать М. Ахмадинежаду всяческое содействие. Одной из главных составляющих социально-экономической политики иранского правительства в ноябре стало «изменение ориентиров» на региональном уровне. Президент проявлял высокую активность в осуществлении плановых и неплановых поездок по иранским регионам, организации встреч с местным руководством. По его словам, мысль о большом туре по иранским провинциям была спровоцирована тем, что только прямое общение с народом позволяет получить ясное представление о провинциальных проблемах и потребностях, помогает подготовить эффективные программы социально-экономического развития регионов. На встрече с руководителями иранских регионов 15 ноября президент ИРИ подчеркнул, что его правительство полно решимости «предоставить более широкие полномочия региональным управленцам», а в ответ ожидает от губернаторов приверженности ключевым принципам — осуществлению справедливости, служению народу, поднятию материального и духовного потенциала нации. В ходе встреч президента ИРИ М. Ахмадинежада в начале ноября с депутатами от двух провинций (Раджави Хорасан и Голестан) из уст главы исполнительной власти прозвучал главный тезис — «справедливое перераспределение государственных ресурсов между провинциями». Он подчеркнул намерения правительства «кардинально изменить подходы» к решению внутренних проблем регионов, предпринять меры по содействию так называемым «дотационным регионам». В этом контексте главная, пожалуй, мысль правительства М. Ахмадинежада — осуществить перераспределение доходов, получаемых государством от нефтяного экспорта. Полным ходом идет подготовка программы, которая позволит провинциям оставлять в местных бюджетах определенную долю «нефтедолларов» для их расходования на удовлетворение внутренних потребностей. Кроме того, по словам М. Ахмадинежада, будут предприняты меры по направлению в регионы краткосрочных прямых инвестиций за счет банковских активов. 17 ноября, выступая перед «пятничными имамами», М. Ахмадинежад обозначил другое приоритетное направление деятельности правительства — курс на «справедливое распределение бюджетных средств» в будущем году. Он уверил, что предстоит сделать немало, чтобы добиться поставленной задачи. Президент в очередной раз напомнил собравшимся, что главная задача его правительства — «подготовить благоприятные условия для выполнения миссии 13-го скрытого имама Мехди», а для этого Иран должен превратиться в «мощное, продвинутое и образцовое исламское общество». Он также подчеркнул важность справедливого распределения доходов и устранения неравенства: «Мы не можем позволить, чтобы 3% населения страны владели бы 60% банковских активов». Соответственно правительство, по словам президента, будет оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, чтобы иметь в стране динамичную экономику, в которой было бы активно задействовано преобладающее большинство населения. Следует отметить, что в ноябре правительство страны осуществляло целенаправленные меры по поощрению развития культуры, науки, спорта и информационных технологий. В частности, 2 ноября президент ИРИ призвал частных инвесторов направлять финансовые потоки в спортивную сферу, что позволит повысить здоровье нации. По его мнению, необходимо укреплять инфраструктуру как в любительском спорте, так и профессиональном. Серьезное внимание правительство М. Ахмадинежада планирует уделять развитию туризма. Принятый недавно 20-летним планом развития туризма содержит амбициозную задачу — привлечь в Иран до 2025 года порядка 20 млн туристов. По утверждению иранских официальных представителей, после принятия этого плана наблюдается резкое увеличение внутренних и иностранных инвестиций в туристическую сферу. В начале ноября в Иране был учрежден первый новостной и аналитический сайт о туристических возможностях этой страны — www.dehkadehonline.ir. Кроме того, в первой декаде декабря в Исфагане (Иран) состоится Первая международная выставка туризма, в которой примут участие представителя более десяти стран региона, в том числе Турции, Индии, Малайзии, Кувейта, ОАЭ, Катара. Hедавно президент М. Ахмадинежад озвучил позицию правительства, касающуюся процессов развития информационных технологий (ИТ) в Иране: 13 ноября, выступая на первом заседании учрежденного им Высшего совета по информационным технологиям, он заявил, что Тегеран намерен активно использовать ИТ в русле национальных интересов и в контексте продвижения исламской культуры. Кроме того, иранская сторона приняла самое активное участие на министерском уровне в прошедшем 16-18 ноября в Тунисе Всемирном саммите по информационному сообществу. На культурном фронте проявляет завидную активность бывший президент ИРИ С.М. Хатами. По его утверждению (19 ноября), европейский филиал основанного им Центра диалога между цивилизациями (со штаб-квартирой Тегеране) будет открыт в самое ближайшее время. Главная цель этого подразделения — установление тесных культурно-цивилизационных связей с организациями системы ООН, ЮНЕСКО и др.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.