ОБРЕЧЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

08 июля 2005
A A A


Американцы продолжат летать на "Союзах", но потенциальное партнерство России с США в освоении Луны сомнительно Юрий Караш, доктор наук (Ph.D.) США по специальности "космическая политика и международные отношения" В последних числах июня госсекретарь Кондолиза Райс и глава NASA Майк Гриффин направили в конгресс США письмо с просьбой внести поправки в "Акт о непредоставлении стратегических вооружений и технологий Ирану" от 2000 г. Согласно этому закону США могли закупать у России продукцию аэрокосмической промышленности, включая корабли "Союз", только при условии, что американский президент даст конгрессу гарантии, что за предшествующий год Иран не получал от России ни товаров, ни "ноу-хау" стратегического характера. Уверенности же в этом у Вашингтона никогда не было. Почему же теперь идет речь о смягчении режима? В апреле 2006 года заканчиваются обязательства России перед Америкой по предоставлению астронавтам мест на российских кораблях-спасателях (это было сделано на 11 "Союзах"), пристыкованных к Международной космической станции. Таким образом, астронавты будут лишены возможности экстренно покинуть МКС в случае чрезвычайной ситуации. Единственный выход у NASA - закупать российские корабли. На пути - вышеупомянутый акт от 2000 года. Поправка к закону облегчит американцам покупку пространства и рабочего времени внутри российского служебного модуля, ибо после декабря 2005 года Россия более не обязана бесплатно предоставлять их астронавтам США. Ответ конгресса на письмо госсекретаря и руководителя NASA скорее всего будет положительным. В мае председатель комитета по науке палаты депутатов Шервуд Болерт сказал, что без соглашения с русскими американцы не смогут совершать длительные полеты в космос. Один из авторов "иранского акта" - член палаты депутатов Дан Роукбакер отметил, что закон все равно не работал: "иранский акт" не мешал Пентагону закупать российские двигатели для ракет "Атлас-5" с разведывательными спутниками США. Не стоит думать, что речь идет об отмене всего акта. По словам директора Института космической политики в Вашингтоне Джона Логсдона, администрация Буша предложила лишь смягчить закон, чтобы он не мешал закупать у России "Союзы" и прочие продукты и услуги, относящиеся к эксплуатации "Альфы". Все остальное, что может предложить российская аэрокосмическая промышленность, под смягчение не подпадает. Есть серьезные основания полагать, что в недалеком будущем Вашингтон вообще постарается свести к минимуму действие "иранского акта". Во-первых, это твердое намерение Гриффина и членов нижней палаты конгресса США отправить шаттл в отставку в 2010 году. Во-вторых, NASA, судя по всему, не представляет себе широкомасштабного освоения космоса без взаимодействия с Россией. Как подчеркнул в выступлении перед конгрессменами Гриффин, по мере того как США реализуют новое видение освоения космоса с пилотируемыми экспедициями на Луну и Марс, NASA осознает ценность эффективного сотрудничества с русскими в достижении американских целей по освоению космоса. "Иранский акт" не только затруднит партнерство с Россией в рамках проекта МКС, но будет также иметь неблагоприятное воздействие на сотрудничество в реализации наших дальнейших усилий в области пилотируемых полетов". О каких "дальнейших усилиях" идет речь, стало ясно из недавнего заявления главы Федерального космического агентства Анатолия Перминова. Он сказал, что Россия рассматривает предложение NASA присоединиться к осуществлению лунных планов США. Идея неплохая, если б не одно "но". Американцы неоднократно подчеркивали, что во всех международных проектах, осуществляемых под их руководством, они возьмут на себя ту часть работ, которая в наибольшей степени будет стимулировать развитие науки и техники США. То есть на долю России останется воспроизведение за свой счет надежной, но старой техники, необходимой для поддержки американских лунных планов. Подобная ситуация может привести к деградации высокотехнологичной российской промышленности. Сотрудники Ракетно-космической корпорации "Энергия" направили в ФКА письмо, в котором подчеркнули, что оплачивать участие в лунном проекте США имеет смысл лишь в том случае, если Россия будет создавать технику, пригодную в том числе и для российского полета к Марсу. Этот подход соответствует проекту Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Можно строить для осуществления лунных планов США носители, корабли, модули и оборудование по старым инженерным разработкам, но лишь при одном условии - если США заплатят за них рыночную цену. Бюджетные же средства ФКА должны быть потрачены на создание принципиально новых технологий, способных обеспечить России в недалеком будущем пилотируемый полет к Марсу.
Источник: Известия Науки

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.