Альтернативная история, как жанр литературы бьет в наше время рекорды популярности. Круче продаются только любовно-фантастические романы, но о них вообще говорить страшно - эта вещь посильнее шоу «Дом-2» будет. А там, где пусть и псевдо, но все же популярность и читаемость - рано или поздно появляется огромное количество «акул пера» и «убийц клавиатуры», для которых написание альтернативной истории предоставляет прекрасную возможность продемонстрировать изумленной публике на только себя, красивого, но и свое альтернативное мышление, которое зачастую больше похоже на диагноз.
И было бы странно, если бы вся эта «альтернативщина» в ее нынешнем исполнении - буквально на коленке сляпанная автором, который в теме не разбирается совершенно, но готов буквально за упаковку доширака работать - рано или поздно не коснулась бы Ирана. А если точнее - такого сложнейшего, многогранного и имевшего всемирно-историческое значение события как Исламская революция в Иране 1978-1979 годов. И вот пожалуйста, читать подано - статья «Каким мог быть сейчас Иран, если бы не исламская революция», из свежей, так сказать, российской альтернативности головного мозга на эту тему.
Оно бы и читать подобное не стоило, слишком уж все здесь, как выражаются в интернете, канонiчно - познания автора в предмете и иранских реалиях стремятся к нулю, это даже не статья, а исполненное с претензией на оригинальность старшеклассником обычной средней во всех смыслах школы сочинение на заданную тему. Читать, а тем более реагировать на это – просто время терять. Если бы не одно «но» - Исламская революция представлена здесь абсолютным злом, от нее, по мнению автора, все беды нынешнего мира, и вообще она, цитирую, «отбросила назад не только Иран, но и весь Ближний Восток, и всё человечество». А это уже не просто «альтернативное мышление», здесь уже диагноз посерьезнее - иранофобия головного мозга, тут уже группу больных, автора и редактора, оставлять без внимания было бы просто бесчеловечным.
Шах Реза Пехлеви с супругой
Прекрасный шах и «хруст» люля-кебаба…
Как максимально демонизировать исламскую революцию и доказать, что именно она сделала Иран Мордором, царством тьмы и «осью зла», как назвал его один американский президент? Рецепт прост - кровожадному «черному» режиму аятолл противопоставить «белую революцию» прекрасного шаха. Который только хорошего для народа хотел, и такую заботу об этом народе испытывал, что, как говорил один персонаж, на этой почве «даже кушать не мог».
Естественно, что у такого правителя страна просто обречена была стремительно развиваться, бюджет расти, народ богатеть, плов в каждом доме становиться все жирнее, а люля-кебаб - сочнее. О чем и рассказывает автор статьи, описывая достижения «белой революции» и лично его величества Мохаммеда Резы Пехлеви с супругой Фарах. Разбирать все утверждения и статистические показатели шахского времени, которые щедро разбросаны по тексту - не одна статья нужна, к тому же о чем-то уже давно было написано, а потому - только один пример альтернативности авторских знаний.
«Руководство Ирана неуклонно проводило мероприятия по выводу главной экспортной отрасли экономики — добычи нефти — из-под иностранного контроля… и к 1973 году, даже по оценке всегда придирчивых в таких вопросах советских экономистов, добилось полного национального контроля над нефтяной отраслью» - пишет автор. Голубчик, как принято нынче выражаться, «учите матчасть». В частности - прочтите о соглашении о добыче и реализации иранской нефти, которое шахское правительство подписало в сентябре 1954-го с Международным нефтяным консорциумом. Согласно которому, никакого такого полного контроля над отраслью у шаха не было, а полученная чистая прибыль от реализации иранской нефти разделялась между Ираном и Консорциумом на условиях 50% на 50% - и так 25 лет.
Подавление народных выступлений в Иране при шахе Резе Пехлеви
Кстати, о цифрах
Автор мог бы хотя бы парой слов упомянуть, как распределялись эти иранские 50%. Рассказать, в частности, о том, что в первую очередь выгоды от нефтедолларов получали шах, его семья и шахский двор. О «Фонде Пехлеви» и его инвестициях, о «дворцовой монополии» и прочем. О потрясающей коррупции рассказать, об итогах «приватизации» - но об этом автор то ли умалчивает, то ли, скорее всего, попросту не знает. А вот в Иране, кстати, и об этих экономических чудесах шахского семейства, и о многом другом прекрасно помнят. Да так крепко, что население страны к местным ностальгирующим на шахские времена монархистам - есть в Исламской республике и такие - относятся в лучшем случае как к городским сумасшедшим.
Ну и коль уж автор так любит сеять в материале цифры - для него их есть у меня. В 1975, спустя 12 лет после начала «белой революции» шаха, 54% иранцев жили ниже порога бедности, а расходы их домохозяйств составляли в год (!) менее 80 (!) долларов.
Свобода по-шахски. Армия и полиция разгоняют манифестацию протеста против политики шаха Резы Пехлеви
По данным на 1977 год грамотными были 64% населения, а количество студентов ВУЗов составляло 150 тысяч человек (при численности населения около 35 миллионов).
По данным ВОЗ, в 1977 году смертность среди новорожденных составляла 111 случаев на 1000 рождений, всеобщей иммунизации детей не проводилось, распространение таких инфекционных заболеваний как корь, краснуха, скарлатина, туберкулез, полиомиелит, столбняк и дифтерия — было достаточно обыденным явлением.
И, наконец, контрольный - средняя продолжительность жизни подданных шаха, стремившегося к созданию великого Ирана, за период с 1956 по 1977 год выросла на… три года и составила 55 лет. Общество всеобщего процветания, чего уж…
Главная интрига альтернативной одаренности
Размышления автора о судьбах Ирана, по всей видимости, оказались тяжелым испытанием для его мозга. Уже по тексту видно, какие интеллектуальные битвы кипели в этом альтернативном сознании. «Конечно, если бы исламская революция в Иране не разразилась, то ещё далеко не факт, что все планы шаха реализовались бы так, как было им задумано», - пишет он. - «Понятно и то, что революция шаха была вызвана и ускорена именно его политикой». И вообще, «невозможно предсказать, какое он занял бы место в мире по экономике». То есть - в переводе с авторского языка на человеческий - совершенно непонятно, увенчались бы реформы шаха успехом. Ну а о том, как они отразились на населении - цифры уже приводились.
Но вот хотите - верьте, хотите - нет, при всей неопределенности и сомнениях иранофобия автора все же одержала в его мозгу сокрушительную победу.
«Есть все основания полагать, что качество всей мировой цивилизации (! - только масштаб, только планетарный охват - И.П), а не только жизни в самом Иране, сейчас было бы иным, более высоким во многих отношениях, чем наблюдается в нашей действительности», - после долгих блужданий козьими тропами сознания приходит к выводу автор. Чуть ранее сообщив, что «Иран был бы светским государством, и исламский фундаментализм не получил бы нигде в мире такого развития. Не было бы ни талибов, ни ИГИЛ*, ни многих террористических актов, потрясших мир в последние два-три десятилетия». И даже самой кровопролитной в мире, после 1945 года, ирано-иракской войны бы, по мнению автора, не случилось бы.
Восторженный иранский народ встречает аятоллу Хомейни, как спасителя нации
Воля ваша, друзья, но это уже трагикомедия какая-то. Только один вопрос - а к извержению вулкана Эйяфьядлайокудль Исламская республика Иран, часом, не поспособствовало? Коль уж все беды и несовершенства сегодняшнего мира в сознании автора связаны исключительно с Исламской революцией. Здесь не просто махровое, густопсовое невежество, здесь еще и подленькое распространение заразы - «Иран - абсолютное зло, США и его союзники полностью правы, а значит - просто обязаны расправиться с ним». Это уже не альтернативная история - это диагноз. Имя которому - иранофобия, причем, простите уж за категоричность - на всю голову.
Иран всегда был тихим, надежным и очень мощным нашим соседом, с которым мы в одной лодке и у нас масса важнейших общих интересов. На протяжении всей истории двусторонних отношений эта страна никогда не подводила нас и от этой страны никогда не исходила какая либо угроза нашим интересам. И сегодня в условиях тотальных санкций Запада во главе с США по отношению к нам, всемерно развивать и укреплять отношения с Ираном полностью отвечает нашим интересам, во многом нивелирует негативные последствия американского и западного давления на Россию.
Вместе с тем вызывает особую обеспокоенность то, что такую махровую иранофобию опубликовывает официально зарегистрированное в Российской Федерации СМИ и не менее печально, то что эту гнусную статью перепечатывает вполне уважаемое и популярное российское издание «Рамблер» на главной своей странице. Казалось бы, наконец то всем уже известно кто друг и, кто, мягко говоря, недоброжелатель России. Совершенно очевидно, что данная статья заказная, она негативно затрагивает основополагающие, стратегическое интересы России, отвечает исключительно интересам недоброжелателей нашей страны.
* ИГИЛ признано решением Верховного суда РФ террористической организацией и его деятельность на территории России запрещена.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий