«Черное золото» Ирана и интересы России

18 июля 2016
A A A


Сотрудничество с Ираном навредит энергетическому сектору России.  Российские компании не должны участвовать в  развитии нефтяной отрасли ИРИ, являющейся конкурентом РФ на мировом рынке. Иран виновен в падении цен на нефть. Иранцы предпочитают в сотрудничестве по нефти работать с партнерами из стран Запада. Таков неполный перечень  главных мифов о вреде российско-иранского нефтяного взаимодействия, которые легко рассыпаются при обращении к реалиям современного Ирана и перспективам его постсанкционного развития. Когда против сотрудничества Москвы с Тегераном выступают американские или западноевропейские эксперты, то их позиция понятна, они отрабатывают заказ на дискредитацию российско-иранских связей в энергетике. Им часто помогают отечественные «специалисты»,  манипулируя цифрами и фактами с этой же целью. Так опасна ли для России нефтегазовая политика Ирана, что нам выгоднее, сотрудничать с иранскими партнерами или присоединиться к Западу, мешающему цивилизованному развитию экономики ИРИ?

В Европе иранская нефть не мешает экспорту из России

В России об Иране сегодня судят по соглашению о его ядерной программе, в результате которого со страны снимаются санкции и весь мир, якобы, ожидает потоп иранской нефти. Есть мнение, что выход Ирана на мировой рынок нефти может стать проблемой для России, так как иранское «черное золото» станет главным конкурентом российской нефти на европейских рынках. В прошлом году экспорт российской нефти в Европу вырос более чем на 8 процентов до 150 млн. тонн, но это было без присутствия на рынке нефти из Ирана, в отношении которого страны Евросоюза с 2012 г. задействовали эмбарго.

 Напомним, что в торговле Ирана с европейскими странами до этого транша санкций нефть составляла почти весь товарооборот, до 90%. Хотя доля иранской нефти на европейском рынке даже в то время была относительно невелика. Перед введением последних санкций в 2012 г. ИРИ экспортировала примерно 600 тыс. баррелей сырой нефти в страны Евросоюза. Основные поставки (70-75%) осуществлялись преимущественно в три страны: Грецию, Италию и Испанию. Валютные поступления Ирана от экспорта нефти в Европу не превышали 6-7 млрд. долларов. После отмены санкций речь могла идти лишь о возвращении иранского экспорта нефти именно на эти исходные позиции.

 Иран возобновил поставки нефти в Европу с января 2016 года. Кстати, первым покупателем иранской нефти стала компания Litasco, занимающаяся экспортом нефти и нефтепродуктов группы «Лукойл», но также не пренебрегает поставками от «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Та партия нефти ушла на НПЗ «Лукойла» в Румынии. Понятно, что крупнейшая российская негосударственная компания, имеющая 16,4% общероссийской добычи нефти и 15,7% общероссийской переработки нефти, закупила иранскую нефть, скорее всего, не для того, чтобы нанести экономический ущерб экспорту в Европу нефти из России. Даже если это и не так, то какие могут быть претензии к министерству нефти ИРИ?

 Генеральный директор Национальной иранской нефтяной компании (НИНК), он же заместитель министра нефти Ирана, Рокнеддин Джавади тогда отметил, что Ираном реализовываются контракты с российской компанией «Лукойл», испанской Cepsa, итальянской Saras, а также с греческой Hellenic Petroleum. С географией российских поставок нефти это практически не пересекается, иранская нефть если и может помешать российским нефтяникам на этих рынках, то не напрямую. Дело в том, что в отличие от Ирана, предпочитающего работать с владельцами нефтеперерабатывающих заводов и избегать контрактов с брокерами, посредниками и дистрибьюторскими компаниями, российские нефтяные компании привыкли к услугам нефтетрейдеров.

 География последующей перепродажи российской нефти непредсказуема, часть ее оказывается даже в США. К примеру, швейцарская компания Total Oil Trading, сотрудничающая с  «Роснефтью», сама по себе является лишь посредником  более значительного французского Total, который в свою очередь хотел бы стать брокером в продажах иранской нефти. Так что говорить об опасности иранского экспорта нефти в Европу для интересов российских компаний нет оснований. Впрочем, и на других направлениях иранского экспорта нефти общая картина примерно такая же.

 На азиатских рынках нефти России выгодно дружить с Ираном

 Иран в настоящее время контролирует уже 80% нефтяного рынка, который он занимал до введения санкций в 2012 году. К примеру, экспорт иранской нефти в Японию достиг 308 тыс. баррелей в сутки. Это на 61% больше прошлогодних показателей. Таким образом, Иран вышел на четвертное место в списке крупнейших экспортеров нефти в Японию после Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Однако крупнейшим покупателем иранской нефти в Азии сегодня является Китай. В мае импорт сырой нефти из Ирана в КНР, по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года, вырос на 19,5% и составил 619,3 тыс. баррелей нефти в день. Для сравнения: Россия за тот же период импортировала в Китай 1,24 млн. баррелей нефти.

 Как видно, в Китае иранская нефть нам не мешает, несмотря на то, что добыча нефти в Иране с декабря 2015 г. увеличивалась на 740 тыс. баррелей нефти в день до 3,63 млн. баррелей в день в июне 2016 г. Для Ирана с 2011 г. этот уровень оказался максимальным. Тегеран ранее заявлял, что намерен довести уровень добычи нефти до 4 млн. баррелей в день. Однако и в этом случае на китайский рынок это не окажет существенного влияния. За истекшее первое полугодие Китай импортировал 186,53 млн. тонн нефти, что на 14% больше по сравнению с январем - июнем 2015 года. Китайский рынок растет, а у иранской нефти есть своя ниша, но без претензий на лидерство, тем более за счет российской нефти.

 Вести конкурентную борьбу за звание крупнейшего поставщика нефти в Китай России приходится не с Ираном, а с другими странами. Китай все больше покупает нефти из России и все меньше из Саудовской Аравии, крупнейшего производителя нефти в мире. Импорт нефти из России в Китай в мае вырос до рекордных 3,92 млн. тонн, а из Саудовской Аравии упал на 42%, до 3,05 млн. тонн. Даже Ангола сегодня поставляет нефти в Поднебесную больше, чем королевство.

 Китайский опыт российских поставок нефти полезен и для сотрудничества с ИРИ. Россия обогнала Саудовскую Аравию по объему экспорта нефти в Китай во многом благодаря тому, что оплата российских поставок производится в юанях. И, если саудовцы попытаются вернуть себе первое место на этом рынке, им придется также принять юань в качестве оплаты поставок. Переход на местную валюту актуален и в торговле России с Ираном, речь о переходе в расчетах в рублях и риалах ведется с прошлого года, однако до окончательного решения этого вопроса Москва и Тегеран так и не добрались.

 В Индии ситуация с экспортом нефти складывается в пользу Ирана. Так, экспорт нефти в 2015 году из России в Индию по объему составил всего 150 тыс. тонн. Иран же сегодня занимает третье место среди стран-экспортеров нефти в Индию, после Саудовской Аравии и Ирака. При этом в начале 2016 года ИРИ находилась по этому показателю лишь на шестом месте. Экспорт нефти из Ирана в Индию в марте 2016 года увеличился до 505 тыс. баррелей в сутки, подскочив за месяц почти вдвое, что сделало Индию вторым по величине покупателем иранской нефти. Опять же речи о конкуренции с Тегераном нет, для российских компаний есть повод задуматься о сотрудничестве в совместном освоении иранских месторождений нефти.

По данным Международного энергетического агентства, Индия потребила за прошлый год 200 млн. тонн нефти, а к 2040-му объем спроса на этот вид сырья в стране увеличится до 500 млн. тонн в год. Таким образом, по темпам роста потребления нефти Индия в прошлом году стала мировым лидером, обогнав Китай. Тенденции к росту индийского рынка сохранятся. Для удовлетворения внутренних потребностей в нефтепродуктах индийское правительство планирует в скором времени увеличить мощность своих НПЗ на 60 млн. тонн в год, то есть почти на 30%.

 В этих проектах принимает участие «Роснефть», ставшая совладельцем НПЗ в городе Вадинаре, принадлежащем индийской Essar Oil. Российская госкомпания будет поставлять на него дополнительно 10 млн. тонн нефти в год, так почему же не попробовать договориться с Ираном о добыче на иранских месторождениях? Географическая близость ИРИ к Индии огромный плюс, упрощается логистика, снижается стоимость транспортировки, наконец, устанавливается долговременное, рассчитанное на десятилетия, взаимовыгодное сотрудничество с Национальной иранской нефтяной компанией. Мощность индийского завода  к 2020 году планируется нарастить при участии «Роснефти» более чем вдвое — с 20 до 45 млн. тонн в год. Понятно, что здесь перспективы поставок сырой нефти имеют вполне гарантированный характер. Совместная добыча иранской нефти потребует серьезных инвестиций в инфраструктуру, однако эти капиталовложения представляются оправданными.

 «Газпром» предлагает новую энергетическую стратегию в отношении Ирана

 До сих пор мы видели мало примеров того, чтобы России и Ирану удалось договориться о совместном сотрудничестве как в области инвестиций разведки залежей нефти и ее транспортировки, так и в сфере активной деятельности на международном рынке нефти.

 Несмотря на то, что Иран обладает существенным экспортным потенциалом, при реализации новых экспортных проектов в стране неизбежно будут ощущаться последствия недофинансирования отрасли на протяжении многих лет. Это потребует масштабного привлечения иностранных инвестиций и технологий. Готовы ли к этому российские компании? Насколько это оправдано с позиций энергетической стратегии России? Вопрос непростой, ибо для детального ответа на него необходим специальный комплексный, многосторонний анализ. Министр энергетики РФ Александр Новак информировал, что российские нефтегазовые компании заинтересованы в работе в Иране, в частности «Зарубежнефть», «Газпром нефть» и «Газпром».

 Речь идет о сотрудничестве в нефтяном секторе. Аналитики «Газпрома» пришли к выводу, что акцент Ирана на экспорте нефти снижает риски на рынке газа. Да, наращивание иранцами экспорта нефти и газового конденсата рассматривается в качестве главного сдерживающего фактора для роста экспорта иранского газа. Понятно, что такой подход рассчитан на долговременную перспективу, так как в ближайшее время реализация иранских проектов экспорта сетевого газа в Европу маловероятна. Через Турцию тянуть транспортный газопровод Иран опасается из-за непростых отношений с Анкарой, ирако-сирийский маршрут к Средиземному морю реализовать не получается по причине вооруженных конфликтов в этих странах, строить газовые магистрали к границам Азербайджана Тегеран также не спешит. В этих условиях Россией предлагается Ирану оставить газ важнейшим энергоносителем для внутреннего рынка и сырьевой базы развития иранской нефтехимии и отказаться от планов заменить российский газ в Европе своим голубым топливом. Если так, и если с Ираном имеются определенные договоренности, то можно считать этот подход одним из элементов российской энергетической стратегии в отношении ИРИ.

 Правда, при таком сценарии российским компаниям придется вкладывать финансы в развитие иранского нефтяного сектора. Насколько это выполнимо пока судить рано, но первые сообщения о налаживании контактов уже поступают. Национальная иранская нефтяная компания и российская «Зарубежнефть» на днях подписали меморандум о взаимопонимании в отношении работ по технико-экономическому обоснованию (ТЭО), связанных с двумя нефтяными месторождениями на западе Ирана. По условиям соглашения, «Зарубежнефть» начнет готовить ТЭО на двух нефтяных месторождениях в Иране - Западный Пайдар и Абан. Российская компания должна предложить свои идеи по увеличению на них коэффициента добычи.

 «Лукойл» относит Иран к перспективным регионам, на которые готовится выйти компания. Визит Вагита Алекперова в Тегеран по согласованию с министром нефти Ирана запланирован во второй половине сентября. Возможно, к этому времени уже будут известны условия вхождения в проекты на территории Ирана «Роснефти», проявляющей интерес к иранским проектам. Россияне ждут условий вхождения. 12 июля Иран  утвердил новую модель нефтяных контрактов для иностранных компаний. Чтобы привлечь как можно больше крупных мировых игроком на нефтяном рынке, Тегеран предлагает иностранным компаниям комплекс работ в области разведки, разработки и производства углеводородного сырья. Иран также предлагает нефтяникам участвовать в разработке сотен месторождений «черного золота», подтвердил министр нефти станы Бижан Зангане.

 ******

 По доказанным запасам нефти Иран (157,3 млрд. баррелей)  почти в два раза превосходит Россию (80 млрд. баррелей). В 2015 году в РФ всего за год было добыто более 534 млн. тонн нефти, а экспорт составил 244 млн. тонн (45%).  Иран в прошлом году оставался в санкционном режиме, сейчас в стране добывается 3,8 млн. баррелей нефти в сутки, а экспортируется примерно 2 млн. баррелей в сутки (53%). В перспективе экспортные поставки Ирана на пике могут увеличиться в два раза и превысить 4 млн. баррелей в сутки. Таков нефтяной потенциал наших стран, которым необходимо разумно, с учетом взаимных интересов распорядиться, не дожидаясь разрешения на это из-за океана или европейских столиц.

Редакционная статья Iran.ru
Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.