В большой нефтяной гонке Россию и Саудовскую Аравию может обойти Иран

30 марта 2016
A A A


Россия реализует простую, жестокую и очень рискованную нефтяную стратегию. Рекордная добыча, рекордный экспорт и остановка на ремонт НПЗ. Так Россия готовится к встрече министров нефти в Дохе.

Мы договаривались о квотах, а не об экспорте»

17 апреля в столице Катара – Дохе, будет проходить встреча представителей нефтяных держав - стран ОПЕК и России.

К этому моменту, судя по информации Reuters, поставки российской нефти на мировой рынок достигнут отметок нефти 2013 года, то есть максимально высоких. Эта статистика станет результатом длительных переговоров о необходимости сокращения объемов нефтедобычи. Весьма странным результатом, более похожим на объявление войны.

Цены на нефть начали рушиться с июня 2014 год. Крушение остановилось в январе 2015 года на уровне около 50 долларов. Затем последовало восстановление рынка (до отметок около 70 долларов). Но затем начался новый период падения, и цены достигли отметок в 30 долларов. В этот момент и начались переговоры о необходимости сокращения добычи черного золота.

18 февраля в Дохе встретились представители России и Саудовской Аравии. Разговор продолжался полтора часа и, по данным агентства Bloomber, стороны договорились об ограничении роста добычи. Рынок немедленно среагировал - цены подскочили на 4 доллара за баррель, что принесло саудитам около миллиарда долларов дополнительных доходов.

Но уже вскоре на рынке появилась новая информация. Объемы добычи в феврале 2016 года вышли в России на рекордные рубежи, достигнув отметки 10.92 млн баррелей в день. Эту цифру также опубликовал Bloomberg, который сделал свои расчеты на основе сведений, представленных российским Министерством энергетики.

Таким образом, информация о рекордных показателях экспорта хорошо вписалось в статистику добычи, но при том прямо противоречило сведениям о достигнутых договоренностях в Дохе. Представители Минэнерго в этом противоречий не видят.

«Мы вели дискуссию об ограничениях на добычи. И тему экспорта не затрагивали», - пояснил на голубом глазу ситуацию журналистам министр Александр Новак.

По форме он, конечно, абсолютно прав. Любые картельные соглашения, заключаемые внутри или «рядом» с ОПЕК, касаются именно квот на добычу. Но также очевидно, что в состав этого картеля входят страны, прежде всего ориентированные на экспорт нефти. И статистика экспорта автоматически следует за статистикой добычи.

Странности нефтяного ремонта

Есть еще одно простое объяснение выбрасывания дополнительной нефти на мировой рынок, к которому прибегнула Россия на фоне переговоров с ОПЕК. Дело в том, что в стране начались масштабные ремонтные работы на крупнейших НПЗ. Речь идет о кластере башкирских НПЗ, а также Ярославском, Рязанском, Новокуйбышевском, Комсомольском, Нижегородском НПЗ и еще на нескольких предприятиях. Другими словами, российский нефтеперерабатывающий комплекс встал на плановые ремонтные работы. По крайне мере на этом сценарии настаивает все то же Министерство энергетики.

Таким образом на переговоры в Дохе Россия выходит с огромными ресурсами, готовыми к экспорту, масштаб которого, по сути, определяется исключительно возможностями инфраструктуры. Можно предположить, что Россия таким образом готовит себе переговорную позицию. Завершающим штрихом в ее стратегии стало заявление заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, который определил среднюю себестоимость добычи барреля российской нефти в $2, а себестоимость добычи трудноизвлекаемых и шельфовых запасов в $20. В комплекте с заявлениями президента «Роснефти» Игоря Сечина о готовности к цене $10 за баррель, эти оценки и прогнозы стали напоминать сценарий «тотальной нефтяной войны». Большая нефтяная игра В теории игр эта стратегия хорошо известна под условным названием «в цыпленка» (или кто первый струсит). Две машины несутся другу друг навстречу, проигрывает тот, кто свернет первым. Вторым игроком в этой стратегии, который несется навстречу России, является Саудовская Аравия. Страна традиционно считается самым дешевым производителем нефти, способным в очень короткое время залить рынок. Но, судя по всему, себестоимость нефти для саудитов уже давно превратилась в пустой звук, так как социальные издержки прочно «вшиты» в систему государственного управления и не могут быть ликвидированы. Тем более не может быть проведена и девальвация национальной валюты, которая смогла бы усилить конкурентные преимущества собственных производителей. В этом случае рост цен на импортные товары просто уничтожит социальную базу местного режима. В этом отношении нынешняя Саудовская Аравия поменялась местами с СССР. Во второй половине 80-х саудиты могли себе позволить игру на выживание, а Россия - нет. Сейчас у российских властей неограниченный ресурс на девальвацию и ограниченные социальные обязательства. Именно этим объясняется такая решительность российских чиновников из Минэнерго. Стратегия саудитов в 80-е годы стала возможной еще и потому, что тогда из большой нефтяной игры был выключен Иран, главный противник арабских нефтяников.

Сейчас он включается в нее, но отказывается играть по уже установленным правилам. Саудиты готовы обсуждать сокращение добычи с Россией, не взирая на позицию Ирана. Однако активизация переговорной позиции последнего грозит превратить «игру в цыпленка» в настоящую «русскую рулетку». Когда победителем оказывается случайный участник, а стратегия не играет никакого значения.



Алексей Тихонов
Источник: Версия

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.