Ахмадинежад: «По Сирии иранцы будут стоять до того предела, до которого будет стоять Россия»

03 июля 2013
A A A


Перед визитом в Кремль президент Ирана Махмуд Ахмадинежад встретился с российскими политологами и экспертами. Эксклюзивные выдержки из беседы с президентом Ирана - от Елены Супониной (политического обозревателя "Голоса России", руководителя Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований)

- Господин президент, какова ваша оценка событий в Сирии? На сегодня это одна из самых важных международных проблем, и хотелось бы знать, насколько далеко Иран готов пойти в защите своей позиции по Сирии.

- По Сирии, а это действительно очень важная проблема, я выделю три момента. Во-первых, все народы имеют право на то, чтобы их уважали. Народы сами должны выбирать своих руководителей. А взаимопонимание в той или иной стране достигается в ходе свободных выборов. Правительства, которые приходят к власти с помощью иностранных государств, недолговечны. Так что наша позиция в отношении Сирии заключается в том, что мы выступаем за национальное перемирие и за свободные независимые выборы.

Второй момент касается стратегии западных стран и их истинных целей. Они исходят из своих планов, которые они называют строительством "Нового Ближнего и Среднего Востока". Надо понимать, что Запад действует с целью реализации этих планов.

Третий момент – это то, что происходит сейчас на самом деле. А на деле западные страны не хотят мирного урегулирования в Сирии. Потому что такая нестабильная ситуация им на пользу. Они хотят дестабилизировать не только Сирию, но уже дестабилизируют Ирак, Афганистан, Ливию, Турцию. Я еще несколько лет назад говорил, что в Турции будет напряженность. Запад не хочет, чтобы в регионе Ближнего и Среднего Востока были сильные государства.

Они хотят, чтобы и Египет, и Саудовская Аравия, и Иордания, и другие государства региона находились в состоянии нестабильности. И еще одна их цель – это создание больших рынков для сбыта своей экономической продукции. Их цель, таким образом, – разъединить народы Ближнего Востока и властвовать в этом регионе. Что касается второго вашего вопроса, то мы, иранцы, будем стоять по Сирии до того предела, до которого будет стоять Россия.

- Еще один вопрос, господин Ахмадинежад, касается иранской ядерной программы. Его решение положительно скажется и на отношениях между Россией и Ираном, и на ситуации вокруг Ирана в целом. Сейчас уже есть прогресс на переговорах по этой теме, к тому же приходящий вам на смену президент Хасан Роухани в свое время курировал этот вопрос. Не исключено, что новый раунд шестисторонних переговоров состоится до сентябрьского заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии. Каковы, на ваш взгляд, здесь перспективы?

- Мы признательны правительству Российской Федерации за конструктивную позицию по этому вопросу. Выход из этой ситуации можно найти путем диалога и переговоров. Мы не доверяем западным странам и, возможно, они нам не доверяют.

Уже были моменты, когда можно было разрешить этот вопрос. Но ни одна из сторон, к сожалению, не воспользовалась этим. Потому что за этим скрывается гораздо более серьезная проблема, нежели собственно ядерная программа Ирана. Есть историческое противоборство между Западом и Ираном. Такое же отношение у Запада и к другим независимым государствам. Более 100 лет англичане и американцы хозяйничали в Иране. И поэтому независимость Ирана им не по душе. Вот эта проблема проявления вражды со стороны Запада по отношению к Ирану, на самом-то деле, более важна. Эту проблему надо решать. Но при этом надо четко понимать, что мы сохраним нашу независимость.

- И как же решать эту проблему?

- Мы стремимся к созданию такого мира, в котором учитывались бы интересы и возможности всех стран. Тот мировой порядок, который существует более 400 лет, не отвечает потребностям людей. Но, отмечу, что менять этот мировой порядок надо начинать еще и с самого человека. Некоторые видят свое счастье в поражении врага. Некоторые находят свое процветание в нищете другого человека. Это сознание рабовладельцев и рабов. Многие сегодняшние трудности – из-за этого.

Дело не в том, чтобы формировать новые блоки или союзнические отношения. Человечество так не улучшится. Надо изменить основы нашей мысли. Тогда и политические блоки будут формироваться так, как надо. Надо опираться на духовность, на человечность. Человек должен быть связан с небом. И в этом наша общность с Россией. Мы с Россией являемся союзниками и стратегическими партнерами.

Можно привести такое сравнение. Все мы едем на одном поезде. При этом империалисты не хотят, чтобы мы управляли этим поездом или занимали какие-то определенные места. Но мы не пошли у них на поводу. Мы взяли, да и перевели стрелку на рельсах – и теперь поезд движется туда, куда мы мечтаем попасть. Наша цель - установление справедливости во всем мире. Ядерный вопрос для нас был решен еще четыре года назад, когда мы еще более активно стали заниматься этими технологиями. И никто уже не заставит нас свернуть с этого пути. Надо, чтобы они приняли ядерный Иран. Подчеркну, однако, что наша ядерная программа является мирной.

- Господин президент Ирана, на переговорах в Москве вы наверняка обсудили детали военно-технического сотрудничества с Россией. Несколько лет назад был приостановлен контракт по поставке в Иран российских ракетных противовоздушных комплексов С-300. Нужно ли вам еще такое оружие?

- К сожалению, это было. Однако наши коллеги из военной сферы сейчас вместе обсуждают этот вопрос. Я надеюсь, что тот случай не повлияет на общие перспективы в этой области. Я сейчас очень оптимистично оцениваю военно-техническое сотрудничество между Россией и Ираном.

Источник: Голос России

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.