О внутриполитической ситуации в Иране в преддверии проведения президентских выборов в Исламской Республике, "пошаговой стратегии" урегулирования иранской ядерной проблемы, конфликте в Сирии и участии Тегерана в международной конференции "Женева-2" рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Михаилу Гусеву чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Сейед Махмуд Реза Саджади. Он впервые официально раскрыл детали иранских предложений "шестерке", которые обсуждались на недавних встречах в Алма-Ате и Стамбуле в апреле и мае этого года.
— Как вы можете прокомментировать заявление главы дипломатии Европейского союза Кэтрин Эштон о том, что очередной раунд переговоров по иранской ядерной программе между "шестеркой" международных посредников и Тегераном следует провести после президентских выборов в Иране, с учетом того, что секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана (ВСНБ) Саид Джалили является одним из кандидатов в президенты? Может ли это обстоятельство повлиять на переговорный процесс?
— Я не думаю, что это (участие Саида Джалили в президентских выборах – ред.) может на что-то повлиять. Позиция Ирана по ядерной проблеме прозрачна и понятна. Мы считаем, что имеем право на обогащение как на законную деятельность в области мирного атома. Это наше неотъемлемое право. Мы и сейчас, и после выборов готовы вести переговоры (с "шестеркой" — ред.). Мы не считаем, что выборы могут оказать какое-либо влияние на повестку переговорного процесса (по урегулированию иранской ядерной проблемы – ред.). Это четко выстроенная политическая линия, которой мы придерживаемся и будем придерживаться, в том числе вне зависимости от того, кто будет переговорщиком по ядерной проблеме – Джалили или кто-то другой.
Если западные страны хотят отложить переговоры, это их дело. Мы настаиваем на том, что наши действия вписываются в положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а также в рамки тех "ожиданий и предложений", которые мы уже обсуждали с нашими оппонентами.
— Вы не могли бы пояснить, о каких "ожиданиях и предложениях" идет речь? Как они связаны с переговорами в Казахстане и встречей Саида Джалили и Кэтрин Эштон в Стамбуле? "Пошаговый план" урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной проблемы, который предложил министр иностранных дел России Сергей Лавров, все еще на столе переговоров?
— Между сторонами переговорного процесса ("шестеркой" и Ираном – ред.) была договоренность о том, чтобы содержание встреч не попало в средства массовой информации и не стало поводом для инсинуаций. Естественно, если бы была необходимость, то либо иранская сторона, либо западные страны пролили бы свет на все подробности переговоров. Однако надо отметить, что «пошаговый план» все еще есть в повестке переговоров.
Правда, основная проблема так называемой "пошаговой стратегии" заключается в том, что шаги, предпринимаемые западными странами, не соотносятся по масштабу и времени с тем, что наши оппоненты требуют от Ирана. В качестве примера могу привести самое первое предложение наших западных оппонентов, которое заключалось в том, чтобы закрыть завод в городе Форду и приостановить обогащение до 20 процентов. Взамен Ирану предлагались гарантии по обеспечению научно-исследовательского реактора в Тегеране соответствующим топливом, а также разрешение на приобретение золота и продажу продуктов нефтехимической промышленности. Но мы сами располагаем всеми возможностями для обеспечения тегеранского реактора топливом и не испытываем трудностей с приобретением ценных металлов и реализацией своей нефтехимической продукции.
По нашему мнению, подобные требования иррациональны. Такой подход наших оппонентов привел к тому, что мы провели фактически безрезультатные встречи в Москве и Астане. В Казахстане "шестерка" вместо того, чтобы ответить на ранее выдвинутый нами пакет предложений из пяти пунктов, представила свой новый, правда, уже более логичный вариант. Содержание предложений стороны обсуждали, в том числе, в Стамбуле.
— А в чем состоят предложения Тегерана?
— Иран выступил с пакетом предложений по урегулированию ядерного вопроса, состоящим из пяти пунктов, из которых четвертый и пятый носят общий характер взаимодействия с "шестеркой" и не относятся к ядерной проблематике. Правда, надо отметить, что Иран внес некоторые коррективы в эти предложения после встречи в Астане, чтобы постараться сблизить позиции. Подробности мне неизвестны.
Первый шаг заключается в полном признании "шестеркой" права Исламской Республики на обогащение. В свою очередь, Иран вновь подтверждает свои обязательства в рамках ДНЯО и подчеркивает несогласие на использование ядерного оружия, которое основывается на фетве (мусульманском решении или указе – ред.) Верховного лидера Исламской Республики.
Второй шаг, или так называемые "меры транспарентности", основан на более открытом сотрудничестве Ирана с МАГАТЭ по вопросу о военном характере иранской ядерной программы. Взамен мы просим, чтобы "шестерка" сняла все санкции в отношении Тегерана.
Третий шаг, или "меры по укреплению доверия", направлены на сотрудничество Исламской Республики с "шестеркой" в вопросе поставок топлива для тегеранского научно-исследовательского реактора. В ответ "шестерка" должна снять иранское ядерное досье с повестки дня Совета Безопасности ООН.
Четвертый шаг – укрепление сотрудничества на основе взаимных интересов, которое заключается в проектировании и строительстве атомных электростанций и исследовательских реакторов в Иране, исследования реакторов на легкой воде.
Последний, пятый шаг предполагает сотрудничество Ирана по таким вопросам, как урегулирование ситуации в Сирии и Бахрейне. Со своей стороны, мы просим "шестерку" оказывать содействие в борьбе с пиратством и противодействии распространению наркотиков.
В настоящее время мы ожидаем ответа от "шестерки" по дате проведения очередного раунда переговоров. Относительно места поведения переговоров могу сказать, что оно пока не определено. Хотя ряд стран, в том числе Алжир, готовы быть принимающей стороной и предоставить место для проведения встречи.
— Намерен ли Иран принять участие в международной конференции по Сирии, так называемой "Женеве-2"?
— Мы готовы принять участие в этой конференции. Мы убеждены, что одна из причин отсутствия результата после первой встречи в Женеве – это неучастие иранской стороны. Естественно, что Тегеран оказывает заметное влияние на события, происходящие в регионе. Как вы знаете, к урегулированию ситуации в Ираке и Афганистане отчасти была привлечена и иранская сторона, что, естественно, лишь способствовало решению вопроса и вывело ситуацию к видимому результату.
Вне всякого сомнения, если Иран будет приглашен на конференцию, мы будем принимать серьезное активное участие в переговорном процессе в вопросе урегулирования сирийского кризиса. Однако приглашение пока не поступало.
— Как вы можете прокомментировать отмену эмбарго на поставки вооружения в Сирию?
— Я считаю, что таким образом Европа полностью взяла на себя обязательства за продолжающееся кровопролитие в Сирии. До того момента, как Европа и некоторые "сподвижники" США в регионе не вмешались в ситуацию в Сирии, это была безопасная и развивающаяся страна. Кажется, что Европа уже забыла о "грязных преступлениях" в Африке и Восточной Азии и снова "ищет себе приключения".
Однако уже не те времена, и мир уже поменялся. Европейские политики несут полную ответственность за те преступления, которые произошли и будут происходить в Сирии. Я считаю, что недалек тот день, когда они предстанут перед военным трибуналом, чтобы ответить за свои поступки.
— Как вы можете оценить внутриполитическую ситуацию в Иране в преддверии президентских выборов? Какое мнение бытует среди избирателей, и можно ли ожидать повторения событий, когда Тегеран охватили беспорядки после президентских выборов в июне 2009 года?
— Как вам известно, выборы назначены на 14 июня, и в настоящее время обнародован список из восьми кандидатов, допущенных к президентским выборам. Я предполагаю, что у нас пройдут достаточно горячие выборы, и сейчас их результат невозможно предугадать. Среди представленных кандидатов есть достаточно сильные игроки. В частности, среди кандидатов-консерваторов можно назвать Алиакбара Велаяти, который в течение 16 лет занимал пост министра иностранных дел Исламской Республики и в настоящее время является советником Верховного лидера Ирана Али Хаменеи по международным вопросам. Кроме этого, можно упомянуть и экс-спикера Меджлиса Ирана Голямали Хадад-Аделя (занимал этот пост с 2004 по 2008 годы – ред.) и секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саида Джалили (занимает этот пост с 2007 года – ред.).
В список кандидатов также вошли два представителя от реформаторского крыла политического эстеблишмента Ирана: бывший первый вице-президент Ирана Мохаммадреза Ареф (занимал этот пост с 2001 по 2005 годы – ред.) и экс-секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана и бывший переговорщик с "шестеркой" по иранской ядерной программе (занимал этот пост с 1989 по 2005 годы – ред.) Хассан Роухани.
Думаю, что это будут достаточно динамичные и одновременно непредсказуемые выборы, но при этом без происшествий. У нас уже имеется опыт прошлых лет, когда западные страны реализовывали заранее спланированные акции, чтобы подорвать обстановку на президентских выборах 2009 года. Но у нас имеются все средства и возможности, чтобы полностью контролировать ситуацию и дать иранскому народу в спокойной обстановке сделать свой выбор. Уверен, что сценарий 2009 года не повторится.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий