Распад и деление стран под этническими предлогами - это почти всегда проект Запада: иранский эксперт

28 мая 2012
A A A


Исламская Республика Иран (ИРИ) начала поступательное движение в международное информационное поле за пределами страны. ИА "Фарс" положило начало работе с зарубежными экспертами и журналистами, став организатором нескольких встреч и приемов в Тегеране и Исфахане. О том, как намерены персидские политики вести информационно-аналитическую работу и что думают иранские специалисты о ситуации в регионе, корреспондент ИА REGNUM спросил у заместителя директора информационного агентства "Фарс" по исследовательской и научной работе Сейеда Яссера Джебраили. Однако, читая это интервью, необходимо учитывать, что для Персии вообще нехарактерны прямые высказывания, а политические наблюдатели и вовсе грешат "мягкими" и "обтекаемыми" формулировками. Как все и везде на Востоке, главное сокрыто между строк. - Общаясь с вашими политиками, я пришел к выводу, что Иран хотел бы играть более значительную роль на международной арене. Это в довесок к тому, что ваша страна уже сейчас является крупной региональной державой. Хватит ли у Ирана политических и экономических ресурсов для обеспечения этих задач? - Я бы хотел разделить ресурсы, о которых вы спрашиваете, на две составляющие. Существует два вида силы. Это материальные возможности и духовные. Я убежден, что Иран обладает этими двумя компонентами в одинаковой степени. Иран после Исламской революции начал преобразования и благодаря этой политике превратился в региональную державу. Он сделал это поступательно. И поэтому сейчас, когда у нас есть возможность играть более активную роль на международной арене, мы, разумеется, будем этим заниматься. Нашей отличительной чертой является тот факт, что мы опираемся на ислам. А опираясь на религию, мы можем занять свою, особенную позицию по всему массиву политических и экономических вопросов. Исходя из этого, у нас есть собственное видение и собственная позиция по всем вопросам политики, экономики на международной арене. Но есть и второй аспект, о котором я говорил, - аспект силы. Для того, чтобы достичь тех вершин политической и экономической жизни планеты, к которым мы стремимся, нам необходимо всецело наращивать информационно-пропагандистскую работу. Сейчас мы нацелены на СМИ. Мы считаем, что нам необходимо донести свою позицию о человеке и о человеческой сущности, о нашем взгляде на мир и мироустройство всем людям, которые разделяют наши ценности. Мы должны вмешаться в идеологические споры всех мировых философов современности. Но мы осознаем, что война с информационной империей Запада будет невероятно тяжела и трудоемка. Но, в любом случае, мы не откажемся от своих целей в информационном поле и обязательно вступим в эту борьбу, поскольку уверены: народы мира должны услышать наше мнение по всем политическим вопросам, а самое главное - правду об Иране. Международное сообщество должно услышать новое мнение - это мнение иранского народа. И я могу сказать, что мы уже начали реализацию идей и планов в этой области. В частности, информационное агентство "Парс" транслирует свои новости и аналитические материалы на четырех языках. И уже в ближайшем будущем мы намерены открыть свое информационное бюро в Казахстане. Но очень важно отметить, что у нас нет цели покорить или поработить какие-либо страны. Мы призываем народы мира к тому, чтобы все политические решения основывались на принципах духовности. Мы уже пожинаем первые плоды нашей мирной политики. Очень многие народы, знакомые с нашим мнением, с нашей позицией, настроены по отношению к Ирану очень позитивно. Но мы признаем, что на уровне других языков и цивилизаций нам еще многое предстоит сделать. - Информационное поле других языков и цивилизаций уже давно сформировалось и поделено на сектора. У каждой страны, вещающей на любом языке, уже есть своя ниша и своя аудитория. Вам будет очень сложно пробиться со своим вещанием в этих информационных дебрях. В частности, в Казахстане вокруг Ирана уже давно сложился информационный вакуум. Даже мы, журналисты, знаем об Иране только то, что о нем пишут западные СМИ. И очень похожая ситуация по этой теме в России. Я могу совершенно точно сказать, что усилий одного только информационного агентства "Парс" будет недостаточно. Для массированной информационной работы необходима государственная воля. - Мы не можем отвечать за то, что делает правительство. Однако, как средство массовой информации мы вправе требовать от чиновников более широких усилий в этом вопросе. И мы этим занимаемся. Но я бы хотел заметить, что западные СМИ теряют свой авторитет во многих странах. В частности, они уже не так, как раньше воздействуют на аудиторию России и Казахстана. Они теряют свой авторитет даже в США. В США есть информационное агентство, очень влиятельное, оно называется Information Cleaning House. На сайте этого агентства написано: "У нас вы можете прочитать ту информацию, которую никогда не увидите на CNN и Fox News". Альтернативная информационная среда и такие сайты в частности сейчас получили широкое распространение. Элита и люди свободной воли на Западе, люди с хорошим образованием, которые с интересом относятся к потребляемой информации и политическим новостям, это же касается и исследователей, негативно воспринимают новости BBC и CNN. Они приходят к тому, что правду надо искать самостоятельно. Наше информационное агентство, а также, я убежден, другие издания, нацелены именно на то, чтобы рассказать внимательным и умным людям правду. Сегодня даже в США есть большое количество ученых, которые поняли позицию Ирана и поддерживают ее. Кроме того, я уже говорил, что информационное соперничество с Западом не будет для нас простым. Но наша главная задача - донести нашу позицию именно до мыслящих людей. Я уверен, что у нас есть возможности рассказать таким людям правду о нас. В Казахстане и в России информационной агентство "Парс" обязательно это сделает. - Если касаться некоторых аспектов информационной войны, то я бы заметил, что в мировом контексте нет совершенно никакой информации о позиции Ирана в отношении так называемой "арабской весны". Расскажите, что вы об этом думаете. - Для начала я бы хотел рассказать о том, как мы воспринимаем термин "арабская весна". Он совершенно не отражает тех тенденций и процессов, которые происходят сегодня во всем регионе. Люди, которые не следили за происходящим на Среднем Востоке в последние два года, услышав термин "арабская весна", никогда не смогут понять глубину тех процессов, которые зреют в этих странах. Это безосновательный термин, который появился для того, чтобы ввести в заблуждение мировое сообщество по поводу того, что сегодня происходит в арабском мире. Внимательный наблюдатель должен отдавать себе отчет в том, что все эти страны являются исламскими. На наш взгляд, идет повсеместное пробуждение мусульманского мира. До сих пор все эти страны контролировались диктаторами. И они подчинялись Западу. Но, самое главное, они не выполняли требований своего народа. Но люди проснулись. И теперь их требованием является ислам. Они требуют реализации ислама на деле. Египет, Тунис, Ливия. Если называть вещи своими именами, в этих странах началось исламское пробуждение. Но даже если бы к власти в этих странах пришли подлинно народные администрации, это бы тоже отвечало интересам Исламской Республики Иран. Потому что в таком случае ИРИ вышла бы из окружения. Вы знаете, что Хосни Мубарак не был подлинно исламским лидером, а был другом нашего врага Израиля. Зато сейчас в Египте говорят даже о денонсации Кемп-Дэвидских соглашений. А Египет идет к тому, чтобы восстановить дипломатические отношения с ИРИ. Это только частный случай. Подлинные процессы гораздо шире. На основании исследований института Gallup и социологических опросов мы знаем, что народы арабского мира не просто пришли к осознанию ислама, они хотят создания на своей территории подлинных исламских демократий. Они хотят присутствия исламского фактора в своей политике. В частности, в Конституции. - Но разделение по религиозному принципу никто не отменял... Это правда, они являются суннитами, а мы - шиитами. Но ведь и общего между этими двумя течениями очень много. Настолько много, что в течение последних 30 лет мы выстраивали отношения с этими странами, пытались добиться взаимодействия. Но их диктатуры говорили о несуществующей войне между суннитами и шиитами. Когда они говорили об Иране, они действовали с позиции суннитов. Они этим вносили раздор. Но зато когда речь шла о Великобритании и США, несмотря на то, что эти страны даже не являются мусульманскими, это не мешало устанавливать крепкие и дружественные дипломатические отношения. О чем это говорит? Различие в религиозных течениях - это всего лишь предлог, рычаг для внесения раздора. Они были агентами Запада и проводили враждебную политику по отношению к ИРИ. Однако сегодня исламский фактор является ключевым в объединении ИРИ со странами Ближнего Востока. Мы убеждены, что любое правительство, которое придет к власти в этих странах, станет союзником Ирана. Между нашими странами гораздо больше общего, чем между государствами, которые объединены рамками Европейского союза. Между Францией и Германией, протестантами и католиками, самая настоящая вражда. Такая вражда, какой нет в исламском мире. Это говорит о том, что страны Ближнего Востока могут стать основанием для более мощного союза, нежели Европейский. - Раз Иран готов поддерживать государства Ближнего Востока, как он отнесется к легитимизации и созданию Курдского государства на базе автономии в Ираке? - Я не могу говорить о позиции Исламской Республики Иран, но выскажу свое мнение как политический эксперт. Я считаю, что распад или деление стран на более мелкие части под этническими и религиозными предлогами - это почти всегда проект Запада. Страны расчленяются, слабея, в сущности. Тут же на горизонте появляются США и под предлогом финансовой поддержки привязывают к себе слабеющие государства. Такова суть "политики расчленения" XXI века. Этим процессам подвергаются все страны на Ближнем Востоке и на Востоке в широком смысле этого слова. Почему США поддерживают расчленение Тайваня? Почему они поддерживают "Большой Курдистан"? Мне кажется, что курдские политики должны крайне внимательно относиться к этому фактору. Будет ли у них реальная и настоящая независимость? Или они будут подчиняться не правительству в Багдаде, а правительствам иностранных государств? - На ваш тезис об исламском пробуждении на Среднем Востоке я бы отметил внешнее влияние на эти страны. У меня лично нет уверенности, что ваш сценарий будет реализован. Сценариев много, в том числе - западных. - Я согласен с вами. Именно внешние силы стараются отвлечь государства региона от тех процессов, которые там происходят. США хотели бы собрать и использовать все результаты революций Среднего Востока. Одним из примеров является Египет. Народ ни в коем случае не хотел бы создания Военного совета. Но США прикладывали массу усилий, до самого последнего момента пытаясь сохранить и поддержать этот совет. Это всегда делается различными методами: поддержкой нужных политиков, большая часть которых работала еще в правительстве Мубарака, попытками отсрочить выборы. Кроме того, США на выборах всегда поддерживают тех кандидатов, которые являются выразителями их интересов. Попытки "приручить" новый Египет более чем очевидны. Но при этом - я бы хотел подчеркнуть: мы вовсе не поддерживаем тезис о том, что США были недовольны Ближним Востоком и по этой причине инициировали арабские революции. Мы не поддерживаем тезис о том, что Вашингтон хотел создать новый и демократический Ближний Восток. Прежние режимы в полной мере устраивали США. Если бы эти народные революции шли на пользу США и, более того, мировой гегемон был организатором так называемой "арабской весны", почему же похожие события не произошли, скажем, в Бахрейне или Саудовской Аравии? Почему правительства и режимы этих государств в таком фаворе у Вашингтона? - Я не об этом. В странах так называемой "арабской весны" Америке никто не противостоит. А значит, рано или поздно США добьются своих целей? - Да, так оно и есть. - Как может повлиять на ситуацию Иран в качестве как минимум, региональной державы? - Противостояние в этом контексте я лично рассматриваю, как политическую дуэль между ИРИ и странами Запада. Это бой между подлинным исламом и либерал-демократами. Иран, я думаю, должен поддержать народы этих стран в создании политической структуры, новой государственности, опирающейся на ислам. Запад, в свою очередь, хочет отделить государство от религии и построить там либерал-демократические государства. Однако все последние 33 года ИРИ демонстрировала хороший пример исламской государственности. Примером тому может служить ваш первый вопрос - о том, что Иран начинает играть активную роль в международном поле. Должен заметить, что до исламской революции Иран вовсе не занимал таких позиций. Иран находился под влиянием Запада, в частности, США. Но зато сейчас наше положение является хорошим примером для исламских государств и Запад, понимая это, направил всю свою мощь на удар по иранским позициям в регионе. Всеми своими усилиями, санкциями и риторикой Запад хочет показать всему мусульманскому миру, что исламская модель государства не была удачной. Однако элита и ученые этих стран прекрасно осознают, к каким вершинам привела Иран исламская республика. А еще - мы все прекрасно видим, к какому результату пришли либерал-демократические, капиталистические режимы в западных странах: эта форма правления никак себя не оправдала. Разве только одни мы видим протест народа в западных государствах? Нет. Народ Ирана тоже это прекрасно видит, и поддерживает подлинную исламскую демократию. Одним только своим примером мы можем повлиять на процессы, которые сегодня происходят в "арабском мире". - Да? А как вы оцениваете перспективы отношений с другим лидером региона - Турцией? - Когда я работал журналистом, у меня было эксклюзивное интервью с Абдуллой Гюлем, президентом Турции. На основании этого интервью и изучая этот вопрос впоследствии, я пришел к выводу, что правительство Турции является прагматичным. Режим в Турции - светский, секулярный и всегда приверженный своим интересам. Да, у Ирана не может быть духовных отношений с нынешним правительством в Турции, однако в силу прагматичности, нынешнее правительство Турции могло бы выстроить крайне серьезные экономические отношения с Ираном. Изменения позиции Турции в отношении исламских государств сделало нынешнее правительство этого государства крайне популярным как внутри страны, так и за ее пределами - на Ближнем Востоке. А теперь давайте вспомним ключевой момент - что является краеугольным камнем популярности Турции? Правильно. Критика Израиля. Народы Турции и региона восприняли эту критику, как шаг в сторону ислама, однако вскоре мы поняли, что критика началась не под исламским знаменем. Абдулла Гюль в интервью мне заметил, что Турция будет критиковать любое государство, которое занимает ту же политическую позицию, что и Израиль. В принципе, они реализовывают именно такую позицию, формируя свою политику в зависимости от политики западных стран. Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган приехал в Тунис, как представитель либерал-демократического общества и выступил за создание светского государства. В Египте он потребовал того же самого. Мусульмане Египта крайне резко отреагировали на заявление турецкого главы кабинета. - Но ведь и в странах СНГ - в той же России правительство не принимает решений под знаменем ислама. Значит, не может быть "духовных отношений" между Ираном и Россией? - Все всякого сомнения, суть и сущность исламских государств полностью отличается от содержания многих наших партнеров, в том числе и потенциальных. У нас есть масса общего с исламскими государствами - но, заверяю вас, общие интересы с Россией и странами Средней Азии у нас тоже есть. Просто эти общие места немного иные. Например, мы одинаковы в том, что настоятельно требуем повышения нашего статуса. И я уверен - у нас могут быть очень тесные и теплые отношения. У нас много общего в культуре. Мы осознаем, что не все отношения могут строиться на религиозных принципах. Ислам от нас требует, чтобы мы имели хорошие и тесные отношения со всеми государствами мира. Но - безусловно, уровень и глубина отношений, которые могут быть с исламскими государствами, конечно, будет немного отличаться от уровня и глубины отношений с государствами светскими. В международной практике - это нормально. У той же России гораздо более тесные связи с коммунистическими государствами, нежели с исламскими странами. - Как вы относитесь к проекту "Большого Азербайджана"? Это очень "горячая" тема в последнее время. - Мы не воспринимаем всерьез эту риторику. Азербайджанский народ Ирана даже провел пикет напротив консульства Азербайджана в Тебризе и предъявил серьезные претензии в адрес исторической родины. Мы убеждены, что если в Азербайджане к власти придет подлинно народное правительство, то его отношения с Ираном в значительной степени изменятся. А еще - я бы хотел заметить, что я сам - этнический азербайджанец. - Я не уверен в том, что это пустая риторика - в конце концов, не так давно между Баку и Тель-Авивом состоялась оружейная сделка на сумму в 1,6 млн. долларов. Разве это не противоречит интересам Ирана впрямую? - Мы считаем, что Израиль постепенно теряет своих союзников среди мусульманских государств. И поэтому он стремится восполнить появляющийся вакуум, как и предписывает доктрина Бен-Гуриона. Однако у них ничего не получится. - Интересен в этом контексте был бы союз России, Ирана и Армении. Так, во всяком случае, утверждают многие наблюдатели. Как считаете? - Любопытно, но я совсем недавно об этом говорил. У нас очень много общих интересов - особенно, среднесрочных, и с Арменией, и с Россией. Для их реализации есть хорошие совместные энергетические инструменты. И я считаю, что Иран, Россия, страны региона - в том числе Средняя Азия, могут выстроить стратегические отношения между собой. Пока их не будет, ни одна из стран не сможет противостоять Западу, вместе - мы сможем создать противовес и изменить международный режим, который выстроен для обеспечения интересов Запада. - А что бы дало вступление Ирана в ЕврАзЭС и ШОС, как вы считаете? - Иран - наблюдатель в ШОС. И очень заинтересован стать полноценным членом этой организации, и даже больше - уже в ближайшем будущем Иран станет членом ШОС. Во всяком случае, я так думаю. Но при одном условии: страны этой организации должны прийти к единому пониманию тех интересов, которые существуют сегодня. Как эксперт в международных вопросах, я убежден - сильный Иран необходим такой организации, как ШОС. ШОС нуждается в сильном Иране, элита стран-членов этой организации - должна понять это. Она должна стремиться к этому.
Источник: REGNUM

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.