Интервью специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку Михаила Богданова журналу «VIP-Premier»

24 мая 2012
A A A


Интервью специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова журналу «VIP-Premier» - Михаил Леонидович, отразился ли на регионе БВСА процесс трансформации биполярной модели мироустройства в полицентричную? - Ослабление влияния Запада на общемировые дела, ускоренное глобальным финансово-экономическим кризисом, когда стагнация в США, ЕС, Японии негативно сказалась на всей мировой экономике, способствовало становлению полицентричной структуры современного мира. Демонстрирующие геополитическую и экономическую мощь, укрепляющиеся центры силы, прежде всего Китай, формируют новую конкурентную среду, все чаще заявляя о преимуществах собственных моделей развития, включая их цивилизационное измерение. Одним из факторов, стимулирующих подъем Ислама, в том числе исламизацию политических систем охваченных драматическими потрясениями стран БВСА, стала дискредитация западной системы потребительских ценностей. Эрозия геополитической стабильности в целом провоцирует рост турбулентности, элементов хаоса и непредсказуемости на региональном уровне. При отсутствии идеологического противостояния ведущих держав и при понимании, что ни одно государство или какой-либо блок государств не в состоянии самостоятельно решать актуальные международные проблемы, настораживает стремление отдельных членов мирового сообщества компенсировать утрату своих традиционно доминирующих позиций в мировой экономике и политике опорой на силовой ресурс. Примером «искушения» развернуть трансформационные процессы в отдельных регионах в свою пользу, применить «военный допинг» для «подзавода» собственной экономики, игнорируя при этом интересы суверенных стран и базовые нормы международного права, стали драматические события «арабской весны». Катализатором «революционных» событий в странах БВСА стала «демократизаторская» линия США, наложившаяся на копившиеся десятилетиями внутренние конфликтогенные факторы. Опасный прецедент вооруженного вмешательства под прикрытием лозунгов защиты гражданского населения на стороне одного из участников внутреннего конфликта создали натовцы в Ливии. Однако опыт Ирака, Афганистана, да и той же Ливии показывает: пытаясь «играть мускулами», проецируя силовые акции за пределы зоны ответственности альянса, его члены рискуют на длительное время «увязнуть в арабских песках». Они не только не достигнут изначальных целей, но и далее ослабят свои геостратегические позиции в современном балансе глобальных сил. - Каким видится новый расклад сил? - Восстановление международных позиций России, прорыв и утверждение Китая в «высшей лиге» мировой политики, укрепление экономического и финансового потенциала государств БРИКС позволяют эффективнее противостоять сторонникам концепций «гуманитарной интервенции» и «ответственности по защите», в том числе в регионе БВСА. Распадается искусственно сложившаяся в период «холодной войны» трехсторонняя конструкция – США-Западная Европа-Япония. На роль второго по значению, конкурирующего с США полюса Запада выходит Германия, придерживающаяся умеренных позиций в отношении силовых односторонних сценариев. Это наглядно проявилось в ходе ливийских событий, ощущается сегодня и в контексте ситуации вокруг Сирии. Девестернизация Японии, возвращение ее к исконным азиатским корням делают эту страну важным элементом дальневосточного «уравнения» в свете подъема Китая. Европейцы, продолжая энергично проецировать свой экономический и политический ресурс через Евросоюз, ищут себе новую нишу в современной международной системе координат. Одновременно формируются более гибкие сетевые неблоковые механизмы многостороннего взаимодействия, выстраиваются подлинно многовекторные внешнеполитические подходы в рамках дипломатии прагматических объединений. По мере движения США в сторону более «мягкого» европейского мироощущения не исключена и позитивная коррекция их международных и региональных подходов. Хотелось бы именно в таком партнерском ключе рассматривать будущее взаимодействие России и Запада в целом. Но, разумеется, любое сотрудничество – улица с двусторонним движением, и это было продемонстрировано в целом конструктивными итогами недавнего саммита «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде. - Каковы уроки упомянутых Вами «революционных» событий в БВСА? - Неожиданное пробуждение народных масс региона, десятилетиями живших в рамках явно отставших от времени режимов, было спровоцировано главным образом сложным социально-экономическим положением арабских стран, в том числе обусловленным мировым финансовым кризисом. На это наложилась неготовность или даже откровенное нежелание политических элит проводить кардинальные системные реформы, потребность в которых к тому моменту назрела со всей определенностью. Урок, полагаю, очевиден: сегодня ни одно государство в регионе, да и за его пределами, не обладает иммунитетом от социальных пертурбаций, если оно не модернизируется, десятилетиями не решает острые социально-экономические и политические проблемы, не удовлетворяет основные запросы населения. Но при всем единообразии причин массовых выступлений кризисные ситуации развивались по-разному. В Тунисе смещение президента З.Бен Али произошло относительно безболезненно, а в соседней Ливии обстановка быстро скатилась к кровопролитной гражданской войне, отягощенной к тому же иностранным военным фактором. Последствия этой безответственности некоторых наших партнеров ливийский народ расхлебывает до сих пор. В определенном смысле это урок. Занимаясь сегодня разрешением сирийского кризиса, Россия, Китай, другие страны, памятуя о ливийском примере, стремятся не допустить повторения подобного катастрофического сценария, последствия которого в силу сирийской специфики чреваты еще большей непредсказуемостью. Полезен опыт разруливания кризисных ситуаций в Йемене, где в результате долгих напряженных усилий и важной роли Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стороны вышли на компромисс. Впрочем, судить об уроках «арабской весны» еще рано. Надо мысленно абстрагироваться от частных тенденций сегодняшних реалий и иметь дело с цельной картиной. Дождемся проведения конституционных преобразований в отдельных странах и запланированных по их результатам свободных демократических выборов. Посмотрим, как будут вести себя победившие на них политические силы. А к власти приходят новые игроки – как правило, исламистской ориентации. Уважая результаты демократического волеизъявления народов арабского мира, мы готовы взаимодействовать с такими новыми реалиями, отталкиваясь от позитивного опыта, накопленного за многие десятилетия взаимовыгодного сотрудничества со странами БВСА. - Каковы последствия «арабской весны» для арабо-израильского урегулирования? - Продолжающиеся масштабные трансформации в арабском мире не способствуют разрешению застарелых конфликтов в регионе, прежде всего арабо-израильского. Все заняты острыми внутренними проблемами. Одновременно возникает впечатление, что и некоторые международные игроки столь увлеклись ливийским, а затем и сирийским сюжетами, что у них не остается времени и сил на урегулирование хронических региональных конфликтов. Что же касается России, то она как активный участник ближневосточного «квартета» международных посредников в контактах с партнерами старается максимально плотно заниматься мирным процессом на палестино-израильском направлении. Ведь продвижение в урегулировании палестинской проблемы могло бы улучшить общую атмосферу на Ближнем Востоке, снизив конфронтационный накал, охладив градус экстремистских настроений. - Ближневосточный «квартет» еще не утратил своего потенциала? - Потенциал этого утвержденного международного механизма сопровождения палестино-израильского урегулирования мы оцениваем как весьма солидный. Да, не все получается, но проблема не в «квартете», а в том, что пока сами стороны не могут найти приемлемой для них основы перезапуска субстантивного переговорного процесса, в рамках которого будут намечены пути выхода на создание независимого палестинского государства в границах 1967 года. Мы выступаем за активизацию усилий «квартета» по запуску палестино-израильских контактов. По инициативе России 12 марта с.г. в Нью-Йорке прошли министерские консультации «четверки», а 11 апреля с.г. в Вашингтоне – ее полноформатная встреча на уровне мининдел. Заявление по итогам заседания носит взвешенный, сбалансированный характер. Подтверждены все элементы нью-йоркского заявления «квартета» от 23 сентября 2011 года, где содержался призыв сторонам вернуться за стол переговоров и был зафиксирован временной график продвижения к палестино-израильскому урегулированию до конца 2012 года. Это заявление остается программой коллективных действий, но многое, подчеркиваю, зависит от самих палестинцев и израильтян. - Привнесла ли «арабская весна» изменения в позиции Ирана в регионе? - Тегеран сначала восторженно принял «арабскую весну», рассматривая ее как «исламское возрождение», восходящее, по его мнению, к исламской революции 1979 года. Там надеялись на глубокие трансформации на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Северной Африке, которые изменили бы политическую карту БВСА за счет укрепления в нем антиамериканских и антиизраильских позиций, а также ослабления озабоченностей ряда арабских стран в отношении Ирана. Попытки Запада извлечь политические и экономические выгоды из событий в арабских странах, особенно в Сирии, Тегеран воспринял с серьезной озабоченностью, как в связи с возможностью распространения нестабильности в непосредственной близости от своих границ, так и с созданием «коалиции» арабских стран, призванной ослабить позиции Ирана в регионе и мусульманском мире. В итоге этих процессов в арабском мире и активного продвижения западниками планов по закреплению своих позиций на фоне проблем, с которыми они столкнулись в Афганистане и Ираке, Иран вынужден соизмерять свои претензии на статус ведущей региональной державы с реальными возможностями. - «Шиитский пояс» в регионе – фантом или реальность? - Попытки Ирана воздействовать на ситуацию в некоторых странах Персидского залива с использованием «шиитского фактора», прежде всего на Бахрейне, натолкнулись на коллективное, поддерживаемое западниками сопротивление всех стран этой зоны. Деятельность шиитских организаций, оппозиционная режимам Бахрейна, Саудовской Аравии и Йемена, дала повод странам Персидского залива активизировать противодействие Ирану по конфессиональному и идеологическому направлениям. Явно преувеличивая возможности Ирана в проведении подрывной деятельности с помощью шиитской «пятой колонны» и играя на сохраняющихся традиционных разногласиях между шиитами и суннитами, арабские консервативные режимы активно задействовали СМИ для формирования у международной общественности впечатления, что Тегеран намерен создать вместе с Ираком, Сирией и Ливаном некий «шиитский пояс», который противостоял бы всему арабскому миру. Не отрицая существование определенных отличий между двумя основными толками Ислама, искусственное противопоставление их друг другу – опасная затея, способная лишь подлить масла в огонь реальных кризисных ситуаций, которые могут возникнуть в странах региона в силу других объективных и привносимых извне факторов. Результатом может стать серьезная дестабилизация ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. В то же время в Тегеране стараются не заходить в пропагандистской риторике слишком далеко, дабы до конца не рассориться с арабскими суннитскими монархиями. Ирану важно не допустить создания Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива антииранской коалиции, способной осложнить положение Тегерана в условиях санкций и угроз Запада. При этом иранцы поддерживают протестные выступления шиитов в этих странах, подчеркивая, что в отношении их имеет место дискриминация, которая проявляется в ограничении не столько их конфессиональной, сколько политической деятельности. Особые отношения с Ираком Иран выстраивает, используя имеющиеся у него политическое влияние и быстроразвивающиеся торгово-экономические связи. Ему особенно важно, чтобы Ирак не позволил использовать свою территорию в качестве плацдарма для военного удара по ИРИ. Тегеран заинтересован в стабильности и территориальной целостности своего соседа, в том числе с учетом курдского фактора, имеющего большое значение для обеих стран. В центре внимания иранского руководства сейчас, естественно, находится Сирия. Иран рассматривает ее в качестве стратегического партнера и главного регионального союзника. Единственным вариантом решения сирийской проблемы в Тегеране видят урегулирование ненасильственными методами, без вмешательства извне, при содействии сближению противоборствующих сторон в русле поддержки начатых Башаром Асадом реформ, включая проведение парламентских и президентских выборов. Как считает иранское руководство, инициатива Спецпосланника ООН/ЛАГ по Сирии Кофи Аннана содержит в себе позитивный потенциал для решения сирийской проблемы переговорным путем. - Каковы перспективы переговорного решения проблемы вокруг иранской ядерной программы (ИЯП)? - Наличие возможных «военных составляющих» ИЯП – не более чем предположение, требующее, конечно, внимательного изучения, но не дающее оснований для выдвижения в адрес Ирана обвинений и уж тем более проведения превентивной военной операции, о чем все чаще говорят на Западе и в Израиле. Убеждены, что у связанных с ИЯП проблем нет военного решения. Это мнение разделяют и многие наши зарубежные партнеры. Так, принятое в апреле Совместное коммюнике 11-й встречи мининдел России, Индии и Китая акцентирует недопустимость перерастания ситуации вокруг ИЯП в конфликтную фазу с катастрофическими последствиями. Мы неизменно проводим в жизнь принципиальную линию на безальтернативность продолжения переговоров с Ираном на основе взаимного уважения и принципов поэтапности и взаимности. Россия против введения односторонних рестрикций в дополнение к санкциям, согласованным в СБ ООН. Резервы эффективности санкционного пути исчерпаны! Важно, чтобы иранская сторона увидела «свет в конце туннеля» и поняла, что после закрытия всех связанных с ИЯП вопросов Иран будет пользоваться всеми правами не обладающего ядерным оружием государства-члена ДНЯО. Вместе с тем Ирану еще предстоит выполнить часть вытекающих из резолюций СБ ООН и СУ МАГАТЭ обязательств. - Возвращаясь к опасности межконфессиональных противоречий в регионе БВСА. С режимом Асада связывают рост влияния алавитов. В случае его ухода Сирия не столкнется с межобщинным дисбалансом? - Президент Башар Асад действительно принадлежит к алавитскому меньшинству. Но Хафез Асад, отец нынешнего президента Сирии, пришел к власти не на конфессиональной основе, а как представитель Партии арабского социалистического возрождения «Баас». В основе ее идеологии лежал арабский национализм. Тогда в партию пришло много представителей меньшинств, конфессиональных и этнических. Сунниты, шииты, алавиты – все были объединены идеей арабского национализма. Укреплялась партия «Баас» не за счет притока алавитов. Кстати, супруга Башара Асада – в девичестве Асма аль-Ахрас – происходит из известной суннитской семьи сирийского города Хомс. Да, в регионе БВСА чрезвычайно велика опасность перерастания социально-экономических и политических проблем в межконфессиональные противоречия. Войны на этой почве могут продолжаться годами. Исходим из того, что каждый серьезный политик должен руководствоваться интересами народа своей страны, гарантировать его гражданские права. У нас нет, понятно, никаких предубеждений к любой ветви ислама или другим мировым религиям. - Сколь взрывоопасна сегодня ситуация в Сирии? - Необходимость срочного достижения мирного урегулирования кризиса в Сирии диктуется рядом тревожных факторов. Один из них – появление и активизация на сирийской территории террористических группировок, в частности «Аль-Каиды». Преступные взрывы в Дамаске 10 мая – один из последних тому примеров. Очевидно, что теракты, проведенные в Сирии, требовали серьезной профессиональной подготовки в плане организации, финансирования, обучения смертников. Налицо реальная угроза региональной стабильности. Единственный разумный способ пресечь эту опасную тенденцию заключается в немедленном прекращении насилия и стабилизации обстановки в Сирии. - Интернет полон информацией из Сирии, но сколь она достоверна? - Источников информации очень много, наши западные партнеры ссылаются на «Аль-Джазиру», снимки с мобильных телефонов. Мы тоже имеем информацию из разных источников, в том числе от российских граждан в Сирии. Их насчитывается порядка 30 тысяч (русские жены, дети от смешанных браков). Каждый интерпретирует происходящее в силу своих пристрастий. Нужны же объективные, авторитетные механизмы проверки информации. Таковыми являлись арабские наблюдатели от ЛАГ. И мы с недоумением восприняли решение их отозвать, ибо они уже своим присутствием способствовали снижению насилия. Поэтому Россия сразу приветствовала идею направления в Сирию наблюдателей ООН. В Дамаске работает аппарат Кофи Аннана, его помощники, есть гражданский компонент по обработке информации. Исходим из того, что штат ооновской миссии профессионально подготовлен и объективен. В соответствии с мандатом Кофи Аннан раз в пятнадцать дней представляет в Совбез ООН подробный доклад о ситуации в Сирии. Это очень важный и конструктивный момент. Ведь он информирует мировое сообщество, а не «группу друзей Сирии». Кстати, мы в ее встречах не участвуем. По нашей логике, любые вопросы должны и могут обсуждаться в ходе инклюзивного (всеобъемлющего) национального диалога между самими сирийцами. И мы удовлетворены, что в «шести пунктах» утвержденного в СБ ООН плана Кофи Аннана эта задача четко определена. В мандат Спецпосланника ООН/ЛАГ входит налаживание политического диалога между правительством Сирии и оппозицией. Еще конкретнее функции определены у его зама – Насера аль-Кидвы, известного палестинского деятеля, племянника Ясира Арафата. Ему, как надо понимать, предстоит наладить контакты с оппозицией с тем, чтобы помочь ей объединиться и выбрать представителей для диалога с сирийским правительством. Россия предложила начать такой диалог в Москве, учитывая опасения оппозиции прибыть в Сирию и неприемлемость для властей проводить встречу в Каире под эгидой ЛАГ, «заморозившей» в ней участие Дамаска. Вести диалог от лица правительства Башар Асад уполномочил авторитетного политика – вице-президента Сирии Фарука аш-Шараа. Делегаты различных оппозиционных группировок должны были собраться на «Объединительный форум» 16-17 мая в Каире, чтобы договориться о единой программе, решить организационно-кадровые вопросы. Но форум перенесен на неопределенный срок, в том числе по просьбе «Сирийского национального совета» (СНС). - «Группа друзей» дружит со всеми оппозиционными силами Сирии? - Лишь с СНС, но позиционирует его как представителя сирийского народа. Это не нравится не только Дамаску, но и многим другим оппозиционным объединениям внутри страны и за ее пределами, которые пока не могут найти общий язык с СНС. Не говоря уже о группах, занимающихся подрывной деятельностью, никому не подчиняющихся и не имеющих какой-либо ясной политической платформы. - Какова роль армии в сирийском кризисе? Действительно ли в ней сильны, как утверждают западники, перебежнические тенденции? - На стороне Башара Асада, являющегося и главнокомандующим, действующая армия, начиная с высшего звена – министра обороны, начальника генштаба. Дезертирство есть, но оно не носит массовый характер. Со слов представителей оппозиции и по сообщениям СМИ, большинство дезертиров находятся на территории Турции. Кроме того, никому не подчиняющиеся боевики зачастую также именуют себя «Сирийской свободной армией», действуя в различных районах САР. - Сколь близка России концепция сирийского урегулирования, предложенная Кофи Аннаном? - Еще на начальном этапе конфликта в Сирии мы предложили Генсекретарю ООН подумать о назначении авторитетного международного посредника по разрешению конфликта, который устраивал бы не только основных международных игроков, но и мог бы усадить за стол переговоров сирийские стороны. Когда Пан Ги Мун и Генсекретарь ЛАГ Набиль аль-Араби назначили экс-генсекретаря ООН Кофи Аннана совместным Спецпосланником по Сирии, мы сразу поддержали это назначение, принимая во внимание его заслуженный авторитет и имеющийся серьезный опыт, в том числе в разрешении кризисных ситуаций. В ходе состоявшегося в конце марта визита спецпосланника в Москву российская сторона подтвердила поддержку его усилий в работе с сирийскими сторонами – властями и оппозицией – по выходу из кризиса и налаживанию инклюзивного политдиалога. Стоит напомнить, что 10 марта в Каире в ходе встречи С.В. Лаврова и мининдел стран-членов ЛАГ были зафиксированы наши совместные концептуальные подходы к принципам сирийского урегулирования. Они включали в себя пять пунктов: прекращение насилия со всех сторон, беспристрастный механизм мониторинга, отказ от внешнего вмешательства, беспрепятственный доступ гумпомощи ко всем сирийцам и твердая поддержка миссии Кофи Аннана. Впоследствии они легли в основу вышеупомянутых предложений спецпосланника из шести пунктов, переданных им в Дамаске президенту Сирии. Принципиально важно, что в своих предложениях Кофи Аннан подчеркнул намерение немедленно добиваться и от оппозиции выполнения его плана. При нашей поддержке спецпосланнику удалось убедить Дамаск принять его предложения, одобренные специальным решением СБ ООН 21 марта. Согласие сирийского руководства выполнить план Кофи Аннана открыло новое "окно возможностей" в урегулировании кризиса в Сирии. Дамаск начал вывод войск из населенных пунктов в согласованные со спецпосланником сроки. Однако некоторые оппозиционные силы, включая СНС, всячески уклоняются от выполнения плана Аннана. Поэтому российская сторона настойчиво добивается от всех государств, имеющих какое-либо влияние на вооруженную оппозицию, употребить его во благо сирийского народа и довести до нее жесткое требование – не допускать провокаций и соблюдать объявленное 12 апреля с.г. перемирие. По-прежнему исходим из того, что Кофи Аннан продолжит свою работу в качестве единственного посредника в сирийском урегулировании, наделенного соответствующими полномочиями Совбеза ООН. - Каков механизм мониторинга сирийского урегулирования? - После утверждения международным сообществом плана Кофи Аннана важнейшей задачей стало обеспечение детальной проработки параметров развертывания мониторингового механизма ООН. Для начала было необходимо направить в Сирию техническую группу специалистов ООН, с тем чтобы как можно скорее договориться с властями о запуске в стране процесса международного мониторинга, затем отправить передовую группу военных наблюдателей ООН для закрепления едва установившегося в Сирии хрупкого перемирия. Любое промедление здесь чревато новым витком насилия – достаточно малейшей провокации любой из сторон. Мы рады, что наши партнеры по СБ ООН проявили конструктивный консолидированный подход и единодушие, проголосовав сначала за подготовленную американскими партнерами резолюцию 2042 о направлении в Сирию передовой группы наблюдателей, в срочном порядке сформированной из числа сотрудников других миротворческих миссий ООН, а затем также единогласно поддержав уже российский проект резолюции 2043 об учреждении полноформатной миссии военных наблюдателей в Сирии в составе 300 человек на три месяца. Позитивные сдвиги и уменьшение насилия после прибытия наблюдателей ООН, как отмечено на последних брифингах Кофи Аннана перед Советом Безопасности, уже имеют место. Мы рассчитываем, что за эти три месяца будут созданы необходимые условия для запуска в Сирии всеохватного диалога на самой широкой политической основе с целью нормализации обстановки и решения назревших вопросов национальной повестки дня в соответствии со свободным выбором самих граждан этой страны. Пресс-служба МИД России
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.