О ситуации на Ближнем Востоке и не только - Online-интервью с Виталием Наумкиным. Часть 3

05 марта 2011
A A A


Директор Института востоковедения РАН ответил на вопросы читателей сайта "Ъ". - Какова на Ваш взгляд вероятность эволюционного объединения ведущих религий мира в общую религию единых духовных ценностей? Как вы оцениваете целесообразность и вероятность формирования мирового правительства, способного объединить многонациональные мировые элиты под единым флагом духовных и планетарных задач? - Я не вижу возможности ни объединения ведущих религий мира в общую религию, ни формирования мирового правительства. Я думаю, до этого мы не доживем. В любом случае, это не близкая перспектива. - Грозит ли Египту исламизация по иранскому образцу? - Ни в коем случае не грозит. Египет – суннитская страна, к тому же с большим христианским меньшинством — там около 13 процентов населения – христиане. И создания там шиитской исламской республики по основе «велаят-е факих» (принцип верховной власти религиозного законоведа) просто не может быть. - Что такое ваххабизм? Надо ли ему противостоять? И как на Северном Кавказе, в случае прихода к власти в Афганистане талибов, что ждет страны ЦА, есть ли у них планы создания халифата на этой территории совместно с ИДУ, Хизб-ут-Тахрих и так далее или это страшилки действующих авторитарных режимов, как и в случае с Мубараком? - Я советую вам почитать специальную литературу, например – книгу Алексея Михайловича Васильева о саудовских ваххабитах, движении, которое основал проповедник Мухаммад Абд аль-Ваххаб. Их называли пуританами ислама. Движение основано на крайне жестком монотеизме. Что касается Северного Кавказа, Центральной Азии: задача создания халифата входит в программы некоторых исламистских движений. Но это лозунг абсолютно нереальный, задача утопическая, халифат ведь мыслится как мировая структура, объединение под крылом халифа всех мусульман и вообще всего мира. Это утопия. Но создание какой-то исламской государственности (в том числе и под контролем фундаменталистов) в каком-то регионе в случае резкой дестабилизации или ослабления отдельных режимов в принципе не исключено. Это не просто страшилки авторитарных режимов. Но это не должно быть оправданием для полицейского произвола и засилия кланов, как это было в Египте и Тунисе - На сколько реален развал Ирака после ухода оттуда НАТО? Есть шансы на образование независимого Курдистана? Решится ли в этом случае Турция на жесткое подавление попыток объявить независимость Курдистана? Чем объяснить неожиданную податливость руководства Судана в проведении референдума о независимости Дарфура? Отделится ли от арабского севера страны эта богатая нефтью область? Какие Вы видите варианты преодоления безвластия и анархии в Сомали? - Развал Ирака полностью исключать нельзя, но есть надежда на то, что иракцы сохранят единство. Шансы на образование независимого курдского государства невелики, хотя курды сегодня в рамках самого Ирака уже имеют достаточно высокий уровень автономии. А если уж говорить о каком-то Курдистане, который объединил бы всех курдов в одно государство, а это население и Ирака, и Сирии, и Ирана, и Турции, то мне кажется осуществление такого лозунга сегодня просто не реально. Теперь о Судане и Дарфуре. Я бы не взялся объяснять ситуацию податливостью руководства Судана в проведении референдума, но думаю, что столько лет войны и бесперспективность ее продолжения и серьезное давление со стороны международной общественности вынудили суданское руководство согласиться с референдумом, понимая, что это приведет к отделению юга. А вот отделится ли Дарфур, это вопрос, я думаю, что все-таки нет. Но все будет зависеть от того, сумеет ли правительство смягчить напряженность в Дарфуре и окончательно договориться с повстанцами. Что же касается Сомали, то пока шансов преодолеть анархию, безвластие и хаос в этой стране нет. - Как, по вашему мнению, сложится судьба Ливии, Туниса, Египта в результате революций в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе? - Эти страны ждет длительный переходный период. В краткосрочной перспективе они будут ослаблены. Если реформа политических режимов пройдет мягко, то уже в среднесрочной перспективе эти страны получат очень серьезный импульс к развитию. Возможности у них не только ресурсные, но и человеческие достаточно очень большие, помогает и близкое соседство с Европой, они и сегодня играют важную роль в ближневосточном регионе. - Какова вероятность, что к власти придут либералы-прозападники? Против вероятности радикальных исламистов? И вообще, в этих арабских странах, где мятеж, возможна демократия? - Вероятность прихода к власти прозападников не очень велика. Президентские выборы в Египте будут, видимо, в августе, наиболее перспективным претендентом в президенты считается Амр Муса. Это мощный политик, но ему 75 лет. Военные выдвигаться не будут, как и «Братья-мусульмане». То есть. ни исламского, ни военного кандидата не будет. Возникает вопрос, не захотят ли молодые лидеры революции выдвинуть кого-то из своего поколения. Но, судя по всему, нет. - Какова вероятность того, что в результате революций в арабских странах к власти придут радикальные исламисты? И чем это может грозить европейским странам? - Ее нет. Радикальные исламисты на политической сцене пока не очень сильно просматриваются. И в Египте наблюдается поляризация сил не столько по линии радикалов и умеренных, сколько по линии поколений. Руководят движением люди старшего поколения, а молодежь все активнее о себе заявляет и больше тяготеет к светской молодежи, которая участвовала в революции, чем к пожилому руководству «Братьев-мусульман». - Как Вы оцениваете перспективы мирного сосуществования Израиля с соседними странами с учетом меняющейся ситуации в арабском мире? Какое влияние окажут происходящие события на обстановку на прилегающих к Израилю палестинских территориях, а также на возможные действия израильских арабов? Как повлияют последние события на внутреннюю и внешнюю политику Израиля? - Израиль уже имеет мирные договоры с Египтом и с Иорданией. Мне кажется, что ситуация в отношениях с Египтом не изменится, даже если «Братья-мусульмане» получат свои 30% голосов на выборах (как все предполагают, не более того), то они вряд ли будут что-то менять, выступать на денонсацию кемп-дэвидского договора, потому что это было бы самоубийством. Они не самоубийцы и не хотят войны. Хотя они выступают против кемп-дэвидского договора, я полагаю, что они примут его как политическую реальность в том случае, если станут партией, участвующей во власти. Такие оценки я слышал от самих египетских исламистов, с которыми мне в последнее время доводилось встречаться. А говорить о том, что к власти придут радикальные исламисты, вообще нет никаких оснований. Теперь о палестинских территориях. Если ничего страшного не произойдет, эти события не создают каких-то дополнительных угроз для Израиля. Но мне кажется, что сегодня Израилю надо серьезно задуматься о том, чтобы решить палестинскую проблему, потому что ее нерешенность и будет тем фактором, который может радикализовать население. В том числе и тех, кто победил в массовых движениях протеста. Израилю следовало бы изменить свою позицию и принять требования международного квартета, восстановить мирный процесс и предпринять шаги для форсированного урегулирования ближневосточного конфликта. - Как массовые выступления арабов, которые, несомненно, повышают общеарабскую солидарность и дух, повлияют на палестино-израильскую проблему, пойдет ли израильское руководство на уступки в этой связи? Какие Вы видите пути выхода из палестино-израильского тупика? - На это я уже ответил - В контексте признаний экс-министра юстиции Ливии о заказчике теракта 1988 года насколько оправдан (правовой механизм) и вероятен арест диктатора внешними силами, не дожидаясь дальнейшего развития событий? - Сегодня на Западе слышатся призывы к аресту Каддафи и предания его международному суду международного трибунала. И если такая задача будет поставлена, то в принципе этот вариант возможен. А большинство региональных государств, критически относящих к Каддафи, скорее всего, будут просто настаивать на его уходе. Но вот что будет с ним, если он согласится уйти, это вопрос. Но пока он не уходит, а продолжает борьбу. - Корректно ли называть диктаторами следующих глав государств: президента Йемена Салеха, президента Сирии Асада, президента Ирана Ахмадинежада? Корректно ли сравнивать ситуацию, вызвавшую возмущение людей в странах Ближнего Востока, с ситуацией в современной России и возможными похожими событиями у нас? Много пишут, что в арабском мире много образованных людей, не имеющих достойной их работы. Что нужно делать властям: создавать рабочие места для интеллектуалов или ограничить возможности получения высокой квалификации? - Я не хотел бы навешивать ярлыки на лидеров государств. Мы знаем, что на Ближнем Востоке, и не только на Ближнем Востоке, режимы часто персонифицированы, государствами правят харизматические или даже мало-харизматические лидеры, которые имеют огромные рычаги власти и полномочия. По традиции, власть на Востоке, как принято считать, должна быть сильной. И во всех названных Вами государствах лидеры, действительно, ведут себя достаточно авторитарно. А вот корректно ли сравнивать ситуацию на Ближнем Востоке с ситуацией в современной России? Я бы не стал этого делать. Опять же в силу различий в условиях, и в уровне развития стран, и в тех возможностях, которые имеет население там, где вообще нет никаких способов самовыражения или отстаивания своим интересов, и у нас. - Как-то так получается, что на Востоке только диктаторский режим в состоянии обеспечить стабильность; и после свержения такого режима, люди, руководствовавшиеся, может, самыми прекрасными идеалами демократии, ввергают страну в хаос и беспорядок на десятилетия? Считаете ли Вы, что у Египта, Туниса и Ливии есть шанс на мир и стабильность после этих переворотов? Подобные ситуации всегда хуже всего сказываются на женщинах и детях. Приведет ли нынешняя нестабильность в регионе к резкому сокращению свобод женщин, их доступа к образованию, как это было в Афганистане в 80-х? - Да, действительно, все революции несут с собой элемент хаоса, и не случайно мы говорим о том, что мы устали от революций, но в некоторых случаях именно революция является единственным средством изменения такого порядка вещей, который надоел людям и от которого они страдают. Поэтому революции происходили и будут происходить, более того, последние события показывают, что эпоха революций далеко не кончилась и будет продолжаться.
Источник: КОММЕРСАНТ.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.