О ситуации на Ближнем Востоке и не только - Online-интервью с Виталием Наумкиным. Часть 2

04 марта 2011
A A A


Директор Института востоковедения РАН ответил на вопросы читателей сайта "Ъ". - Оказывает ли Иран поддержку зейдитам аль-хути? - Руководство Йемена выдвигает такие обвинения в адрес Ирана, утверждая, будто Тегеран через некоторые, в том числе африканские каналы финансирует восстание племен хуси. И в этом случае прямых доказательств нет. Хуси борются за доступ к ресурсам, но облекают свое недовольство в форму политических требований – восстановление зейдитского имамата (теократической монархии, существовавшей в Йемене до революции на Севере в 1962 г.). Кстати, в Йемене правит зейдитское большинство, президент Салех тоже зейдит, но он не принадлежит к роду сейидов (потомков пророка Мухаммад), как свергнутая революцией Мутаваккилитская династия имамов). - Почему пакистанское руководство (ОРУ) поддерживает Талибан, их используют против Индии (теракт в Мумбаи)? - Не все пакистанское руководство поддерживает Талибан. Есть определенные круги, которые в этом заинтересованы, это правда. Это определенные люди, прежде всего в разведке. Видимо, вы их и имеете в виду. В прошлом Пакистан имел так называемую концепцию «стратегической глубины» в отношении Афганистана, рассматривая эту страну как географическое пространство, на котором Пакистан должен доминировать, чтобы противостоять Индии. Пакистано-афганские отношения до сих пор не просты, хотя о «стратегической глубине» речь уже не идет. Кроме этого надо упомянуть пуштунский фактор. Пуштуны разделены, они живут и в Афганистане, и в Пакистане. И это оказывает влияние на позицию Пакистана. А Талибан это движение, которое базируется на пуштунах. Поэтому полностью отказаться от контактов с талибами, видимо, для пакистанцев трудно. - Как оценить недавние теракты против общины коптов в Египте? Является ли это началом показательного геноцида, или все-таки акцией фанатиков, которая в национальном масштабе ничего не меняет. Есть ли в этом элемент сознательного попустительства властей, или власти по большому счету это безразлично? Есть ли у коптов поддержка в арабском мире, в том числе в нехристианских общинах? - Никакого геноцида совершенно не было. Были провокационные акции насилия, в том числе и взрыв церкви. И все заговорили о начале какой-то межконфессиональной войны, но этого не произошло. Наоборот, последние события в Египте показали, что копты вместе с мусульманами активно в них участвовали, и даже «Братья-мусульмане», которые создают сейчас новую партию, представляющую интересы в основном молодого поколения «Братьев мусульман», выступают за союз с коптами, и, судя по всему, копты войдут в эту новую партию. Поэтому сегодня говорить о межконфессиональной вражде нельзя. На данном моменте она полностью погашена. - Ведет ли Ваш институт мониторинг религиозных настроений в странах Центральной Азии? Какова их динамика, повышается ли градус радикализации? - Мы изучаем обстановку в государствах Центральной Азии, но вести мониторинг такой огромной территории мы не можем, потому что для этого не располагаем достаточным ресурсом. Но знаем о ситуации достаточно много. Есть определенный рост радикальных настроений, он происходит везде на постсоветском пространстве, но пока повышение градуса радикализации, как вы говорите, не носит угрожающего характера. Тем не менее, он есть. - Последние 10 лет вы были в исламских странах, арабских, долго ли, где? Говорили с населением? Ваши впечатления от настроений, мыслей ваших собеседников? Что касается довольства жизнью, внешней и внутренней ситуацией в странах? - Я постоянно бываю и в арабских странах и других исламских странах – исламский мир больше, чем арабский. Встречаюсь с людьми, у меня много друзей среди арабских аналитиков. Страны разные, есть очень богатые, например, маленькая страна Катар входит в число самых богатейших, есть бедные, например – Йемен. В Египте много бедных, много проблем, и это стало одной из причин революции. Говорить в целом обо всех странах нельзя, Надо говорить о конкретных странах и социальных группах. - Корректны ли с точки зрения современного востоковедения сравнения нынешних массовых выступлений жителей Туниса, Египта, Йемена, Алжира, Иордании, Бахрейна, Ливии и др. с бунтами 19 века в Европе, в которых значение религии перестало быть первостепенным? Играет ли концепция иджтихада в исламе тормозящую роль в социально-экономическом развитии этих стран? - Мне кажется такое сравнение не корректно. Это другая ситуация, другой мир, другое окружение. Если говорить о значении религии, то, действительно, ее значение здесь не было основополагающим. Исламские организации не играли видной роли в этой революции. Главную роль сыграла образованная молодежь, в том числе молодежь религиозная и молодежь светская. В Египте, когда на стороне режима появились люди на лошадях и верблюдах, то противостоять им вышла молодежь из «Братьев-мусульман», в остальное же время «братьев» не было видно. Да и сами исламские движения неоднородны. Что касается вопроса об иджтихаде, то это совсем не так. Эта концепция не играет никакой тормозящей роли. - Есть ли в истории Ближнего Востока такие примеры, когда созданное новое государство существовало 50-60 лет, а потом исчезало? Как ведут себя арабы Иерусалима в период нынешнего обострения отношений в Египте, Йемене, Ливии и др. государствах региона? - Пожалуй, таких примеров, чтобы государство исчезло, я не знаю. Есть пример создания новых государств, например объединение Сирии и Египта в 1958 году в Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В 1961 году это единство распалось, а название ОАР долго оставалось официальным названием одного Египта. Есть сегодня пример распада Судана, после референдума. Что касается арабов Иерусалима, то пока можно лишь сказать, что молодежь солидарна с молодежью Северной Африки. - Уважаемый востоковед, как возникала и почему распалась Османская империя? Связано ли появление радикальных исламистских организаций с этим распадом или радикальный ислам имеет более глубокие имманентные корни? - Это очень пространный вопрос. Есть большой двухтомник по истории османской цивилизации турецкого профессора Экмелетдина Эхсаноглу. И я бы очень посоветовал его почитать. Если вас действительно интересует эта тема. - Есть ли какая-то сущностная разница между суннитами и шиитами, кроме этногеографической? Какие еще конфликтные линии актуальны в мусульманском мире? Что сегодня происходит в Ираке, достигнуты ли американские цели? Действительно ли в Саудовской Аравии ваххабизм является официально признанным? - Коротко скажу, что есть разница как вероисповедальная, так и разница в ритуалах, но наиболее существенным отличием является то, что шииты, в отличие от суннитов, верят в посредничество человека между богом и людьми. Далее. В Ираке американские цели полностью не достигнуты, но чего-то американцам удалось добиться. Они способствовали созданию нового государства и нового режима, уменьшили террористическую деятельность против войск коалиции и режима, и им удалось привлечь на свою сторону определенную часть населения. Но страна еще долго будет преодолевать последствия огромных разрушений, причиненных вторжением американцев. Ваххабизм это официальный толк ислама в Саудовской Аравии. Более того, ваххабистское толкование ислама является главным еще для двух государств – эмирата Катар и одного из эмиратов ОАЭ — Шарджи. - Какие основные векторы силы действуют в арабской Африке? Насколько они отличаются от того, что мы видим на ближнем востоке? Возможно ли повторение Египта в Иране? Саудовской Аравии? - Главными организованными силами в Африке являются, прежде всего, военные структуры. А среди политических партий исламские организации и некоторые партии власти. Некоторое сходство с Ближним Востоком есть, а что касается повторения, то ни в Иране, ни в Саудовской Аравии в такой форме, как было в Египте, повторение не возможно. - Известно, что против джамахирии Каддафи восстал прежде всего восточный район Киренаика, центр крупной религиозной секты сенуситов, внук основателя которой был тем самым королем Идрисом, которого сверг молодой Каддафи, и теперь там планируется некий эмират Бенгази со всеми вытекающими последствиями. Оцените такой вариант осмысления происходящего? - Действительно, восстало против Каддафи население Киренаики. Действительно, там сохранилось влияние сенуситов, и даже может быть какие-то позитивные воспоминания о монархии. А о планах создать эмират Бенгази я не слышал ни от кого. - Вы имеете репутацию одного из лучших или даже лучшего отечественного специалиста по Йемену. Выскажите, пожалуйста, свою версию — на какие средства вооружается эта страна? Удивительно, одна из самых нищих в регионе и мире, не первый год балансирующая на грани развала, но вот стала, например, заказчиком МиГ-29СМТ, на которые у наших собственных ВВС все не хватало денег. Кто финансирует А.А. Салеха, по-вашему? - Есть немало бедных стран, которые, тем не менее, вооружают свои армии. Йемен, наверное, делает это на доходы от нефти. К тому же государству помогают выживать кредиты. - Кто является основными игроками во внутриполитической жизни Йемена (люди, партии, движения)? И в какой связи между собой они находятся? - Если говорить коротко, то основные игроки – это племена, регионы и политические партии, которые там достаточно развиты. - Какова возможность Йемена встать в один ряд с Афганистаном и Ираком? В нем так же, как и в Афганистане, племенная структура общества, благоприятная для радикализации и исламизации населения, сложная социально-экономическая ситуация, существуют террористические группировки под патронажем Аль-Каиды. Так же, как и в Ираке, существует напряженность между суннитами и шиитами, сильный авторитарный правитель, есть центробежные тенденции и стремление к сецессии. В перспективе возможно ли превращение Йемена в некий гибрид АфганоИрака в плане проблем и вызовов, которые будут исходить от него для международного сообщества? - Пока рано хоронить Йемен и говорить, что он встанет в один ряд с Ираком и Афганистаном. До зарубежной военной операции, мне кажется, дело не дойдет. События, которые там идут, носят достаточно мирный характер, правда, некоторые эксперты не исключают, что страна может расколоться на юг и север. А племенная структура там, действительно, сильна. Что касается террористических группировок под патронажем Аль-Каиды это действительно так, но их вес и влияние сильно преувеличивались. Конечно, в племенной стране есть возможность скрываться таким людям, потому что племена дают защиту всем, кем бы они ни были. А преувеличение влияния Аль-Каиды и исламистов видимо было нужно властям, чтобы получить помощь (в том числе и финансовую) от западных государств. Напряженность между суннитами и шиитами, о которой вы говорите там не столь велика. А стремление к отделению, действительно, есть – со стороны южан, которые недовольны дискриминацией со стороны северян. И все-таки. несмотря на серьезность обстановки, мне кажется, что Йемен не превратится, как Вы говорите, в гибрид Афгана и Ирака.
Источник: КОММЕРСАНТ.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.