15 августа 2008
По сообщению ИРНА, 12 августа т.г. в Тегеране состоялась встреча советника президента ИРИ по вопросам свободных торговых (СЭЗ) и специальных экономических зон Махмуда Салахи с председателем (Солейманом Джафар-заде) и членами комиссии по социальным вопросам Собрания исламского совета ИРИ (меджлиса). На этой встрече были обсуждены итоги развития зон за последние два года, а также меры и предложения президента ИРИ доктора Махмуда Ахмади-нежада, направленные на их ускоренное развитие. По словам Салахи, особую озабоченность президента ИРИ вызывает медленное развитие инфраструктуры СЭЗ “Чабахар”. Эта зона занимает исключительное географическое положение на пересечении двух международных транспортных коридоров – “Север - Юг” и “Восток - Запад” (МТК ОЭС/ЕСО – п.п.). При этом ежегодный объём обработки транзитных грузов в Чабахаре составляет только 2 млн. т. Четвёртая программа социально-экономического развития Ирана (на 2005 – 2010 гг.) предусматривает увеличение объёма перевалки транзитных грузов в Чабахаре до 6 млн. т в год. В этой зоне до сих пор по ряду причин не решены три основные транспортные проблемы: нет гражданского аэропорта, нет глубоководного морского причала для приёма и обслуживания океанских судов водоизмещением 100 тыс. т и более и нет железнодорожных подходов к морскому торговому порту. Подготовка проекта аэропорта уже завершена. В последние 3 – 4 мес. объём перевалки транзитных грузов в СЭЗ “Чабахар” вырос на 200%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Портовые склады также переполнены. Эти успехи свидетельствуют о большом потенциале этой зоны и доверии иранских и иностранных предпринимателей к администрации зоны и руководству страны, т.к. работы по исправлению отмеченных недостатков уже ведутся быстрыми темпами. В настоящее время в порту ведётся строительство новых складов. Имеющийся причал (в порту Шахид Бехешти – п.п.) может принимать и обслуживать суда водоизмещением 40 – 50 тыс. т. Строительства нового глубоководного причала уже ведётся, но для его ввода в эксплуатацию потребуется 2,5 -3 года. Использование грузового автомобильного транспорта для перевозок миллионов тонн транзитных грузов в условиях быстрого роста международных цен на топливо очень невыгодно, поэтому назрела острая необходимость строительства двухколейной железной дороги Чахбар – Фехредж (Керман), которая свяжет эту зону и порт с железнодорожной сетью страны. Салахи напомнил, что за последние два года было принято важное решение о строительстве международной бункеровочной базы в Ормузском проливе на территории СЭЗ “Кешм”. Если учесть, что эта база сможет ежегодно обеспечивать бункеровку 12,5 – 13 тыс. иностранных судов, проходящих в Персидский залив, то страна сможет получать огромную прибыль от продажи топочного мазута, дизельного топлива и других расходных материалов. В трёх СЭЗ “Чабахар”,“Киш” и “Кешм” создан уникальный порядок предоставления виз иностранцам. Иностранные туристы и предприниматели могут прибывать в эти зоны вообще без иранской визы и получать её на месте сроком на две недели. В случае необходимости эта виза может продлеваться на срок до 6 мес. В период пребывания у власти 9-го правительства объём импорта в зонах сократился на 90%. Это явление оценивается положительно, т.к. сопровождается ростом объёмов промышленного производства в зонах. Для развития зон и строительства объектов транспортной, туристической и городской инфраструктуры в зонах особое значение имеют внутренние и иностранные инвестиции. Так, например, в прошлом году администрация СЭЗ “Киш” подписала контракты о сотрудничестве на общую сумму 10 трлн. риалов (боле 1 млрд. долл. США). В настоящее время в этой зоне открыто 65 отелей, но в разгар курортного сезона свободных мест в них не было. В прошлом году средняя занятость номеров в отелях этой зоны составила 80%, что является большим успехом, т.к. работа отеля считается экономичной при занятости 50%. К настоящему времени администрация зоны уже выдала разрешения на строительство 18 – 19 новых отелей, из которых два будут 7-звёздочными. Салехи особо отметил, что президент ИРИ дал указание о срочном размещении в зонах филиалов престижных иранских и иностранных высших учебных заведений, приём в которые будет проводиться без конкурса. Участники встречи также обсудили и одобрили состояние инфраструктуры и программы развития остальных зон (“Арванд”, “Арас” и “Энзели”), в том числе необходимость открытия в зонах филиалов иностранных банков.
Источник:
Iran news
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий