Интересы Ирана на Каспийском море связаны с проектом транзитного коридора «Север-Юг»

07 февраля 2018
A A A


Интересы Ирана на Каспийском море связаны с проектом транзитного коридора «Север-Юг». Таким мнением поделился с информационным агентством «Irasieh» руководитель Иранского аналитического центра по стратегическому развитию отношений с Российской Федерацией Мустафа Азариан. Как, в частности, считает аналитик, «Исламская Республика Иран, как одна из стран прикаспийского бассейна имеет свои геополитические, геоэкономические и геостратегические интересы в регионе. Все они, по большому счету, связаны с реализацией проекта «Север-Юг», в котором заинтересована и Россия. Такой коридор может стать достойной альтернативой морскому торговому пути через Суэцкий канал", - цитирует новостная служба. И излагает точку зрения иранского эксперта:

В своем интервью М. Азариан, прежде всего, подчеркнул, что для успешного разрешения спора прикаспийских стран по правам на акваторию Каспия, им нужно  согласовать зоны разграничения и подписать соответствующее соглашение.

Море больших надежд

По мнению главы аналитического центра, Каспийское море, в силу своего географического положения, имеет стратегически важное значение, - как для Ирана, так и для России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. Предмет их территориального спора обладает площадью водной глади 371 тыс. кв. км, представляя собой крупнейший из замкнутых водоемов мира.    Как, в частности, отметил собеседник информагентства, «данная экосистема имеет огромное значение не только для стран региона, но и для всего мира. Важность Каспия еще в 1904 году аргументировал в своей теории Хартленда известный английский географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер. Его концепция стала отправной точкой развития классической западной геополитики и геостратегии».

По словам Азариана, Каспий обладает следующими преимуществами:

1. Высокое разнообразие растительности, около 700 видов животных, более 900 видов рыб;

2. В этом море добывается около 90 % мирового объема икры;

3. Влажный морской климат данного региона способствуют развитию здесь сельского хозяйства, - что особенно актуально при наблюдающейся сегодня в мире нехватке водных ресурсов и рабочих мест;

4. На морском дне и в прибрежной полосе насчитывается  20 тыс. с лишним нефтяных скважин. Они, в совокупности, содержат более 25% мировых запасов нефти. Таковые, по прогнозам специалистов, составляют до 40 млрд. баррелей;

5. Впечатляющие возможности, в качестве узла морских путей перевозки пассажиров и грузов.

Акцентируя внимание собеседника на последнем из вышеперечисленных пунктов, эксперт отметил: акватория водоема обладает всем необходимым, чтобы стать коридором для транспортировки товаров и энергоресурсов из Европы в Азию и обратно, - что может весьма способствовать  развитию экономик стран региона.

Эксперт подчеркивает, что проблема доступа к берегам Красного, Оманского и Каспийского морей, в течение многих лет привлекала внимание крупнейших мировых товаропроизводителей. В числе приоритетных задач всегда было создание транзитного маршрута из Северной Европы, через Россию и Иран, по Каспию, в страны побережий Персидского залива, Индийского океана и Южной Азии.

«Согласно подписанной еще в сентябре 2000 г. Ираном, Россией и Индией Дорожной карте по созданию транспортного коридора, «Север-Юг» может стать  важнейшим торговым маршрутом, соединяющим Европу и Азию. По подсчетам экспертов, такой путь почти вдвое короче и на 30% дешевле по себестоимости морского транзита, действующего сейчас в регионе. Но возникает вопрос о серьезности намерений сторон по реализации такой идеи», - подчеркивает Азариян.

По его мнению, немаловажна для реализации проекта также проблема обеспечения безопасности на Каспии: стратегически выгодное расположение акватории между Кавказом и Центральной Азией предполагает борьбу двух мировых держав – США и России, за возможность контролировать здесь пути судоходства.   

Как, в частности, информирует эксперт, «согласно международным конвенциям, все меры по демаркации границ по шельфу Каспия должны предприниматься прибрежными государствами. У РФ и ИРИ существуют всего три соглашения, регулирующие принятие решений по этому вопросу – подписанные предшественниками сторон в 1828-м, 1921-м и 1940 годах. Каждый из этих документов не предполагает присутствия в акватории моря судов ни одного из других государств. Однако не все они согласны с условиями, предусмотренными договоренностями», - цитирует новостная служба слова иранского аналитика.

Почему нужна Конвенция прикаспийских стран

Мустафа Азариян также информирует собеседников о некоторой волоките, что наблюдается сегодня в процессе урегулирования правового статуса ряда прикаспийских стран. Она, в частности, связана с тем, что Иран не является членом Международной конвенции по морскому праву. Поэтому, на него не распространяется статья 76 данного документа – «Определения континентального шельфа».

Поскольку между Ираном и его соседями в акватории Каспия нет расстояний, предусмотренных пунктами 1-9 вышеупомянутой статьи, ее требования нельзя применить в данном  случае, кроме пункта 10, который гласит: «Настоящая статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями».

 «Эту статью также можно признать неприменимой в отношении ИРИ, поскольку многие другие страны также не присоединились к данному документу. Если в случае членства условия этих государств таковы, что они по существу не способны ее применять, то можно утверждать: положения настоящей статьи не могут считаться международной нормой. По этой причине, нет необходимости считать настоящую статью в качестве обычного международного правила», - утверждает глава аналитического центра.

Исходя из всего вышесказанного, Азариян резюмирует, что пять прикаспийских держав еще не достигли соглашения по вопросу о делимитации морских границ. Потому, логично в такой ситуации достичь подписания отдельной Конвенции о режиме использования акватории Каспийского моря.

«Таким образом, учитывая, что в пункте 10 статьи 76 нет конкретных условий для этого процесса, необходимо упомянуть опыт определения границ морской зоны между странами, которые сделали это. Следовательно, приграничным странам, в рамках процедур Международного суда и частной практики ограничения различных приморских государств, необходимо выработать общие принципы определения пограничных пределов», - заключил иранский эксперт.

Источник:

http://www.ca-irnews.com/ru/analytics/34279-%D0%BC-%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD-%C2%AB%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8B-%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BC-%C2%AB%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D1%8E%D0%B3%C2%BB

 

 

Источник: Iran.ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.