На выборах в Иране основная борьба развернется между умеренными и консерваторами

26 февраля 2016
A A A


Иранским гражданам предстоит выбрать представителей сразу в два влиятельных органа власти страны - меджлис (парламент) и Совет экспертов. Нынешняя избирательная кампания весьма необычна.

Поскольку голосование будет идти одновременно, можно предположить, что настроения граждан отразятся одинаково на итогах выборов и в тот, и в другой орган власти. И эти результаты, как отмечают многие обозреватели, определят дальнейшую политическую картину в Иране на многие годы вперед.

В борьбе за депутатские кресла принимают участие представители трех политических течений - консерваторы, то есть сторонники жестких принципов исламской революции; умеренные, или сторонники нынешнего правительства президента Хасана Роухани; реформаторы, или сторонники более либеральных взглядов на развитие государства и общества, но в рамках существующей системы Исламской Республики. Однако в реальности за большинство в Совете экспертов и парламенте будут бороться консерваторы и умеренные.

Коалиция консерваторов и "экономика сопротивления"

Консерваторы выступают на выборах единым списком кандидатов от коалиции, в которую вошли такие крупнейшие политические организации, как Фронт исламской революции сопротивления, Общество преданных исламской революции ("Изаргаран"), партия Фронт товарищей за эффективность и трансформацию исламского Ирана, Общество борющегося духовенства, Партия исламской коалиции ("Моталефе"). Влиятельный политик и лидер этой коалиции Голям Али Хаддад Адель сам возглавляет Совет созидателей исламского Ирана ("Абадгаран").

Избирательная кампания консерваторов вращалась вокруг темы "экономики сопротивления" как единственного пути решения социально-экономических проблем граждан.

Государственная программа "экономики сопротивления" предусматривает ряд мер, направленных на развитие производств на основе современных технологий с целью самообеспечения рядом ключевых видов производственных и сельскохозяйственных товаров, а также снижение зависимости бюджета страны от нефтяных доходов. Несмотря на всю привлекательность идеи, многие аналитики считают, что акцент на экономическую составляющую стал ошибкой консерваторов, поскольку именно экономическая политика консервативного парламента и правительства президента Махмуда Ахмадинежада (2005-2013) была провальной.

Умеренные и реформаторы группируются вокруг Роухани

В начале текущего месяца умеренные и реформаторы договорились о создании единой предвыборной коалиции - Альянса реформаторов и поддерживающих правительство, а также о выдвижении единого списка кандидатов на выборах в меджлис. В альянс, в частности, вошла центристская Партия умеренности и развития, образованная в 2002 году, во главе лидером Мохаммадом Бакером Ноубахтом, советником и руководителем администрации президента Хасана Роухани.

В нынешней избирательной кампании активное участие принимают и сторонники бывшего президента-реформатора Мохаммада Хатами (1997-2005). Часть из них в 2015 году образовала новую партию Призыв иранцев, объединившую 20 небольших партий. Секретарем был избран один из ее основателей Мохаммад Садег Харрази, бывший советник Хатами.

Многие аналитики предрекают успех новому альянсу. Такие надежды им внушают настроения в обществе, которые проявились во время президентских выборов в 2013 году, когда победил Роухани. Своим успехом он во многом был обязан нынешнему лидеру реформаторов Мохаммаду Резе Арефу (2001-2005 - первый вице-президент ИРИ). Тот, будучи также кандидатом в президенты, на последнем этапе предвыборной гонки вышел из нее, отдав таким образом голоса своих избирателей Роухани.

Фактически на нынешних выборах ситуация повторяется. Создание взаимовыгодного альянса дает возможность реформаторам, в случае победы, представлять свое крыло в меджлисе, а умеренным - окончательно отмежеваться от непопулярной в народе жесткой линии консерваторов и получить многочисленные голоса либерально настроенных избирателей.

Большинство реформаторов и умеренных были исключены Наблюдательным советом из списка кандидатов. Но на этот раз сторонники реформ учли уроки прошлых парламентских выборов 2012 года. Тогда Наблюдательный совет также не допустил к ним наиболее известных и популярных политиков-реформаторов. В знак протеста реформаторские партии отказались от выборов, что и предрешило результат - почти 75% мест в законодательном органе заняли принципиальные сторонники жесткой линии исламской революции.

После победы Роухани на президентских выборах сформированному им правительству прагматиков приходилось регулярно вступать в затяжные споры с меджлисом по тем или иным важнейшим решениям в области внешней политики и экономики. Поэтому лейтмотивом предвыборной программы альянса стали обещания во всем поддерживать нынешний кабинет для получения большинства в парламенте.

Многие эксперты прогнозируют победу нового умеренно-реформаторского альянса. Но борьба за кресла в законодательном органе предстоит тяжелая. Выступая на совместном собрании реформаторов и умеренных, председатель Совета по целесообразности принимаемых решений Али Акбар Хашеми-Рафсанджани привел данные, согласно которым в списке кандидатов в депутаты меджлиса числятся только 200 претендентов от умеренных и поддерживающих правительство, а в списке кандидатов в Совет экспертов - 60 претендентов от этого крыла. По оценкам же независимого издания "Аль- Монитор", от "чистых" реформаторов в списке осталось лишь 50 кандидатов в депутаты парламента. Поэтому, даже в случае победы Альянса реформаторов и поддерживающих правительство, фактически это будет означать победу сторонников умеренных взглядов, поддерживающих Роухани.

Из экспертов - в лидеры

Несколько отличается картина политического противостояния на выборах в Совет экспертов. Кандидаты от реформаторов в них вовсе не участвуют. И вся борьба развернулась между представителями ультраконсервативного духовенства и умеренными. Но от этого баталия не стала менее острой. Главная функция Совета экспертов состоит в выборе пожизненного руководителя и духовного лидера Исламской Республики из своего состава. Нынешнему иранскому лидеру аятолле Али Хаменеи в настоящее время 76 лет. Состав Совета избирается на 8 лет. Другими словами, каждый член этого органа власти автоматически становится потенциальным лидером нации в будущем. Поэтому от того, какое крыло получит преимущество в голосах, зависит и то, представитель каких взглядов может стать потенциальным преемником аятоллы Али Хаменеи.

Основная борьба за влияние в Совете развернулась между представителями умеренных Хашеми-Рафсанджани и Роухани и представителями противоположного лагеря Мохаммадом Язди, Мохаммадом Таки Месбахом-Язди и Ахмадом Джаннати.

Призвав избирателей к единству, сплоченности и проявлению ответственности при голосовании, Роухани подчеркнул: "Мы хотим, чтобы в Совет экспертов были избраны такие представители, которые смогли бы в трудный час выбрать из своих рядов лучшего руководителя страны, такого лидера, который мог бы взять на себя всю полноту ответственности за иранское государство и мусульман страны".

Нейтралитет руководителя

Руководитель и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в ходе избирательной кампании сохранял нейтралитет и призывал противоборствующие стороны не усугублять противоречия между последователями жесткой линии и приверженцами более либеральных взглядов. Выступая в среду в Наджафабаде перед избирателями, он заявил: "Результаты предстоящих выборов, какими бы они ни были, будут в интересах Ирана". "Сделает иранский народ хороший или плохой выбор, итог голосования отразится на самих гражданах", - сказал Хаменеи.

Проведенные же в преддверии волеизъявления телеканалом ИРИНН на улицах иранских городов блиц-опросы демонстрируют, что граждане ожидают перемен к лучшему и осознают, что нынешние выборы являются определяющими для будущего страны.

Александр Левченко, Корр. ТАСС
Источник: ТАСС

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.